Все новости
Война
1 Июля 2023, 20:15

Нефть и наука в годы войны

О том, как исследователи крепили оборонную мощь страны

архив Буровая бригада скважины №100, открывшая девонскую нефть.
Буровая бригада скважины №100, открывшая девонскую нефть. Фото:архив

С первых дней Великой Отечественной советские ученые, как и весь народ, подчинили свою жизнь борьбе с фашистскими захватчиками.

К этому времени наука в СССР прошла большой путь. О масштабах развития научной работы к началу 40-х годов свидетельствуют, в частности, следующие данные: если в 1914 году в России насчитывалось 289 научных учреждений с 4,2 тыс. сотрудников, то к началу 1941-го страна располагала уже 1822 научно-исследовательскими учреждениями, в которых работали 98,1 тыс. человек. Что касается Башкирии, то здесь в 1941 году функционировало три научно-исследовательских института, более десяти различных лабораторий и опытных станций.

Объявили себя мобилизованными

В условиях войны партийно-правительственные органы поставили задачу направить усилия ученых на осуществление прежде всего тех исследований, которые имели оборонное значение.

С оккупацией западных территорий восточные районы страны превратились в главную военно-промышленную базу государства. В Башкирию были эвакуированы сотни крупных промышленных предприятий, государственные учреждения. А кроме того — значительные научные силы, которые сыграли огромную роль в развитии научного потенциала республики. В Башкирию были эвакуированы Всесоюзный научно-исследовательский институт керамики из Ленинграда, нефтяной институт имени И. М. Губкина, Всесоюзный научно-исследовательский институт нефтяной промышленности из Москвы, институт «Грознефтепроект» с Кавказа и другие. Кроме того, в 1941 — 1945 годах здесь вели поиск нефти и газа многочисленные экспедиции Академии наук СССР.

Партийно-правительственные органы Башкирской АССР оказывали прибывшим научным учреждениям всестороннюю помощь. По решению Башкирского обкома партии в октябре 1941 года был образован Научно-технический комитет содействия обороне во главе с действительным членом АН УССР А. Богомольцем, а в начале 1942-го при тресте «Туймазанефть» — ячейка научно-технического общества. Комитеты и комиссии объединяли ученых и специалистов различных областей науки и техники, направляли их усилия на решение комплексных проблем оборонного значения.

Партийно-правительственные органы Башкирии руководили всей перестройкой работы ученых. В первые же дни войны в научно-исследовательских учреждениях состоялись собрания коммунистов, митинги, на которых ученые объявили себя мобилизованными и заявили о своей готовности отдать все силы и знания делу разгрома врага.

Для улучшения руководства научно-исследовательскими лабораториями, группами и предприятиями «Башнефтекомбината», директором которого в 1942 году назначили С. Кувыкина, была учреждена должность секретаря обкома партии по нефтяной промышленности.

Задача номер один

В связи с оккупацией противником нефтяных районов Северного Кавказа остро встал вопрос нехватки топлива. Были приняты срочные меры по увеличению добычи нефти в районах «Второго Баку», Казахстана и Средней Азии. И, естественно, Башкирский обком партии одной из главных своих задач считал максимальное увеличение добычи нефти на территории республики. Концентрация в Башкирии и на Урале крупных научных сил, помощь центральных партийно-правительственных органов позволили своевременно справиться с решением этой важной и сложной задачи.

Академия наук СССР образовала в августе 1941 года комиссию по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны во главе с президентом Академии наук В. Комаровым. А уже осенью 26 отрядов этой комиссии начали свою деятельность на территории Башкирии. В составе одной из них был первооткрыватель башкирской нефти профессор А. Блохин.

Благодаря большой организаторской работе партийно-правительственных органов, патриотическому подъему, наблюдавшемуся среди ученых, служащих и рабочих, во втором полугодии 1941 года удалось приостановить снижение добычи нефти в республике.

Принимая во внимание предложения ученых, Государственный комитет обороны в сентябре 1942 года постановил увеличить добычу нефти в восточных районах страны — Башкирии, Поволжье, Туркмении, Казахстане.

Для решения поставленных задач была организована комплексная Волго-Башкирская нефтяная экспедиция, одна из секций которой работала на территории Башкирии. В ее деятельности от «Башнефтекомбината» участвовали ученые-геологи А. Трофимук (впоследствии академик), К. Чепиков, Х. Сыров и другие. Патриотический почин ученых усилить борьбу за увеличение добычи нефти был одобрен наркоматом нефтяной промышленности. Специальным приказом по наркомату всем руководителям, главным геологам, инженерам нефтекомбинатов, трестов «Второго Баку» было предложено принять самое активное участие в деятельности нефтяной экспедиции. Заместители наркома Н. Байбаков и Б. Рыбак, начальник геологического отдела

Г. Хельквист были назначены непосредственными руководителями всех работ по мобилизации нефтяных ресурсов этого района на нужды обороны.

О результатах своей деятельности экспедиции систематически докладывали обкому партии. Итоги полевых изысканий ежемесячно обсуждались на собраниях коммунистов. В обкоме партии проводились совещания исследователей с участием руководителей промышленных предприятий, представителей партийных и правительственных органов и общественных организаций. Например, в октябре 1942 года обком созвал совещание по вопросу мобилизации сырьевых ресурсов республики, особенно нефти, на нужды обороны. На нем присутствовал президент Академии наук СССР В. Комаров. Подобного рода совещания способствовали усилению сотрудничества работников науки и производства.

Ишимбайская кладовая

Осенью 1942-го отряд комплексной экспедиции АН СССР обнаружил новое месторождение нефти в районе Ишимбая.

Перед нефтяниками и геологами была поставлена задача расширить фронт буровых работ, заложив дополнительно пять новых разведочных скважин, и развернуть социалистическое соревнование среди рабочих и инженерно-технических работников.

Нефтяники, население Ишимбайского района приложили максимум усилий к быстрейшему освоению нового месторождения. Жители города и близлежащих сел и деревень выходили на массовые воскресники. В итоге промысел был освоен в рекордно короткий срок. Уже через месяц здесь началась добыча нефти. Это позволило республике выполнить план добычи нефти в 1943 году на 101 процент. А в начале 1944 года был создан самостоятельный Кинзебулатовский нефтепромысел. Здесь за 1944 год была получена половина нефти, добытой работниками треста «Ишимбайнефть». За открытие нового месторождения главному геологу «Башнефтекомбината» А. Трофимуку было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В борьбе за увеличение добычи нефти и обеспечение народного хозяйства и Красной армии нефтепродуктами приходилось преодолевать массу трудностей. Не хватало рабочей силы, оборудования, приборов, транспорта, продовольствия. Однако активная работа партийно-правительственных органов помогала справляться с этими проблемами.

Уфимский горком партии в январе 1943 года провел научно-практическую конференцию с повесткой дня «Задачи советских ученых и интеллигенции в условиях Великой Отечественной войны». Геолого-географическая, нефтяная, энергетическая и другие секции конференции обобщили опыт исследователей и изыскателей в решении научно-технических проблем нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической промышленности и наметили меры по дальнейшему развитию производительных сил республики. В работе конференции принимали участие академики И. Бардин, Э. Брицке, Е. Патон, Е. Чудаков, заместитель наркома авиационной промышленности СССР В. Баландин.

Бюро Стерлитамакского горкома партии на своем заседании 24 марта 1943 года подвергло критике партийный комитет треста «Башнефтеразведка» за недовыполнение на 15 процентов разведочных работ. С целью устранения недостатков были намечены необходимые меры.

Помощь производственникам

В этих трудных условиях важнейшее значение имело максимальное использование всех внутренних ресурсов. И тогда ученые пришли на помощь нефтяникам.

Они стремились усовершенствовать технологию добычи и переработки нефти, искали пути экономии электроэнергии и материалов. Предложения ученых и новаторов-рационализаторов беспрепятственно внедрялись в производство, так как война заставляла действовать решительно и быстро. Например, в тресте «Ишимбайнефть» при резке металла вместо остродефицитного карбида стали использовать нефтяной газ и нашли новые способы использования изношенного оборудования. По инициативе главного геолога «Башнефтекомбината» А. Трофимука здесь впервые в стране стали извлекать трубы из бездействующих и малодебитных скважин и применять их повторно.

На ишимбайских нефтепромыслах реставрировали оборванные штанги и штанговые муфты. Это давало большую экономию. В республике на автотранспорте начали использовать вместо бензина сжиженный газ. Например, в тресте «Ишимбайнефть» в 1944 году таким образом сэкономили 5 тыс. кг горючего.

На «Башнефтекомбинате» за первый квартал 1944 года поступило 589 рацпредложений, из них внедрено 239, экономия составила 1 млн 472 тыс. 770 рублей.

По предложению начальника технического отдела наркомнефти СССР В. Каламкарова трест «Туймазанефть» перешел на бурение без обсадных труб, что позволило экономить их до тысячи метров на каждой скважине. Упростив конструкцию скважины, добились сокращения расходования металла в три раза по сравнению с довоенным временем. Вес труб одной скважины был уменьшен с 42 тонн (1940 г.) до 17 тонн (1942 г.). Старший инженер треста М. Сайфуллин в 1943 году предложил для удаления парафина и увеличения дебита скважины промывать ее горячей нефтью. Это позволило увеличить отдачу пластов, дополнительный прирост добычи нефти в 1942 году составил 53 тыс. тонн, а в 1943-м — 76 тыс. тонн.

В 1944 году на ишимбайских промыслах по рекомендации ученых была изменена технология кислотных обработок скважин и увеличена закачка кислоты в забой. За внедрение нового метода обработки скважин и новой технологии гидравлического разрыва пласта руководителю Центральной научно-исследовательской лаборатории «Башнефтекомбината» Б. Логинову была присуждена Государственная премия СССР, он был награжден орденом «Знак Почета».

Добрались до девона

Партийно-правительственные органы республики приложили немало усилий к тому, чтобы нацелить работников нефтяных трестов, геологического управления и научно-исследовательских учреждений на поиски и освоение глубоколежащей девонской нефти.

Сотрудники ЦНИЛ «Башнефтекомбината» В. Балаев, В. Виссарионова, К. Тимиргазин и бригада ученых Всесоюзного научно-исследовательского института наркомнефти, в которую входил член-корреспондент Академии наук СССР Д. Наливкин, приняли активное участие в обо­сновании перспективности добычи в республике девонской нефти. Ученые из треста «Туймазанефть» И. Локшин и М. Мальцев в октябре 1942 года на совещании у главного геолога нефтекомбината А. Трофимука обо­сновали необходимость разведки девона.

Самоотверженный труд ученых увенчался успехом: в сентябре 1944 года на туймазинских промыслах ударил мощный фонтан девонской нефти. Девонское месторождение было открыто в трудных условиях войны, и это убедительное подтверждение патриотизма ученых, нефтяников, отдававших всю свою энергию делу победы над врагом. Открытие запасов девонской нефти не только на территории Башкирии, но и в районе Поволжья — результат целеустремленной деятельности советских ученых. Оно подтвердило научный прогноз о нефтеносности девона и позволило в дальнейшем увеличить добычу нефти на обширной территории Поволжья и Прикамья. Это событие имело важное значение для всей геологической науки. Как и утверждал академик И. Губкин, месторождения нефти на Урале и в Поволжье оказались многопластовыми.

В результате освоения новых девонских месторождений добыча нефти здесь в 1945 году возросла в пять раз по сравнению с 1944-м. Упорный труд ученых способствовал выходу «Второго Баку» на первое место в СССР по добыче нефти.

Таким образом, ученые-нефтяники Башкирии в тесном содружестве с учеными страны внесли весомый вклад в общее дело победы многонационального советского народа над фашизмом.

Автор:Клара АСФАНДИЯРОВА, кандидат исторических наук
Читайте нас: