Отвечает известный историк башкирской нефти, в прошлом заместитель генерального директора «Башнефти», заслуженный экономист БАССР, кандидат экономических наук Энгель ЗАЙНЕТДИНОВ
— В выступлениях на эту тему историки и журналисты любят ссылаться на известного организатора отечественной промышленности, в 1965 — 1985 годах зампредседателя Совета министров СССР, председателя Госплана СССР Николая Байбакова. Якобы он в своих воспоминаниях написал, что «каждый третий танк работал на топливе, выработанном из ишимбайской нефти». Его фраза разошлась по газетам, но, к сожалению, документальных подтверждений нет. С учетом состояния наших промыслов и НПЗ можно утверждать, что только каждый двадцатый самолет летал на башкирском топливе.
Предполагаю, мало кто из современников знает, что за годы войны добыча нефти в стране снизилась на 37,6 процента и составила в 1945 году 19,4 млн тонн — на уровне 1930 года. Война затормозила развитие нефтяной промышленности, отбросив ее на 15 лет назад. Причина снижения в том, что сократилось производство нефтедобывающего оборудования из-за эвакуации многих предприятий за Волгу и за Урал.
Теперь о ленд-лизе — о мифах и реальности. В историографии эту помощь, особенно по поставкам ГСМ, оценивают неоднозначно.
Поставки в СССР нефтепродуктов из Англии начались 31 августа 1941 года, когда в Архангельск прибыл первый союзнический конвой, который в числе других грузов доставил высокооктановый авиационный бензин и масло для британских истребителей.
Нефтепродукты из США начали поступать после подписания в Москве 1 октября 1941 года протокола, по которому предусматривались поставки высокооктанового авиабензина, октаноповышающих реагентов, смазочных масел по 20 тыс. тонн в месяц. За военные годы было подписано еще три таких протокола. Официально поставки в СССР были прекращены 12 мая 1945 года.
За первый год войны СССР получил более 298 тыс. тонн нефтепродуктов. С 1 июля 1943 года к поставкам в СССР по ленд-лизу подключилась Канада. Следует подчеркнуть, что в первые два года войны объемы поставок из США в СССР составляли лишь семь процентов всех отправленных за годы войны грузов. В эти критические годы наша страна боролась с врагом, не получая заметной помощи от стран коалиции. Основные поставки по ленд-лизу пришлись на 1944 — 1945 годы, когда исход войны уже был предрешен. Да и качество поставляемого топлива не всегда отвечало требованиям. 18 июля 1942 года Сталин писал Рузвельту: «Считаю долгом предупредить, что, как утверждают наши специалисты на фронте, американские танки очень легко горят от патронов противотанковых ружей, попадающих сзади или сбоку. Происходит это оттого, что высокооктановый бензин, употребляемый американскими танками, образует в танке большой слой бензиновых паров, создающих благоприятные условия для загорания. Немецкие танки работают тоже на бензине, но бензин у них низкосортный, не дающий большого количества паров, ввиду чего они гораздо меньше подвержены загоранию. Наиболее подходящим мотором для танков наши специалисты считают дизель».
Уже через четыре дня Рузвельт ответил: «Я весьма ценю Ваше сообщение о трудностях, испытываемых на фронте с американскими танками. Нашим специалистам эта информация будет весьма полезна для устранения недостатков этого типа танков. Однако опасность пожара в будущих типах будет снижена, так как они будут работать на горючем с более низким октановым числом».