С Розой Шаукатовной Фаткуллиной я познакомилась в 2005 году, когда она возглавляла педиатрическое отделение клиники БГМУ. С тех пор ее номер кочует из одного моего телефона в другой. У заслуженного врача РБ 45 лет стажа. Сегодня она работает педиатром и делится своими знаниями со студентами-медиками. Недавно, разговорившись с ней, узнала, что ее отец, как и мой, был участником Великой Отечественной войны, дошел фронтовыми дорогами до самого логова врага.
Поэтому в год 80-летия Великой Победы я считаю своим долгом рассказать о Шаукате Фаткуллине как о человеке, в чьей судьбе отразилась целая эпоха.
Родился Шаукат Закирович 13 декабря 1924 года в Уфе. С детства мечтал стать летчиком. Занимался в аэроклубе, успел полетать на планере. В 1941 году окончил 9-й класс. В 16 с половиной лет после нескольких обращений на призывной пункт и лично к военкому добился направления в Васильковское авиатехническое училище, эвакуированное из-под Киева в город Миасс Челябинской области. Авиатехников готовили 15 месяцев, поэтому профессию он получил как раз к совершеннолетию. После стажировки в районе боевых действий под Москвой попал на Северо-Западный фронт.
Далее — его воспоминания о войне, опубликованные в статье «Мудрый учитель, заслуженный ветеран» в газете «Деловой мир Башкортостана»:
«Он обслуживал легкие бомбардировщики ПО-2, которые наносили удары по немецким позициям по ночам. За характерный звук мотора немцы называли этот самолет «швейной машинкой». Впрочем, ПО-2 могли приблизиться к цели и бесшумно, планируя с выключенным мотором.
— Война — это тяжкий труд. По восемь-десять вылетов приходилось делать за ночь, — рассказывал ветеран. — Утром, если у летчиков не было замечаний, удавалось немного поспать, а после надо было готовить самолеты к ночным вылетам. А если замечания были, только позавтракать успеешь и сразу устраняешь неисправность. Наш фронт пролегал через леса и болота. В распутицу подразделения снабжали по воздуху. Вылетали перед закатом. Мешки с продовольствием привязывали к крыльям, летчики резали ремни, пролетая над нашими окопами, и сбрасывали продукты.
Врезалась ему в память и бомбежка аэродрома в 1944 голу, когда полк воевал в составе 1-го Белорусского фронта.
— Наши наступали. Мы перебрались на новый аэродром, только самолеты замаскировали — и вдруг налет. Откуда немцы узнали? А на следующий день в лесу уничтожили банду с немецким радистом, который, очевидно, передавал данные.
На аэродроме под Дрезденом впервые увидел ангар для самолета. «Мы же всю войну провели на поле», — вспоминал он. Его 661-й авиаполк отличился в боях за освобождение российских и польских городов, а за успешный штурм Берлина получил почетное наименование Берлинского».
Авиамеханик не раз был ранен и контужен. За мужество и героизм был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Польши», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и орденом Великой Отечественной войны. В мирное время Шаукат Фаткуллин совершил еще один подвиг, трудовой.
Роза Фаткуллина с большой теплотой рассказывает о своих родителях.
После окончания школы в 1949 году ее будущая мама Лилия Кагарманова приехала из Буздяка в Уфу и поступила на филологический факультет БашГУ. Шаукат Фаткуллин через два года поступил сюда же, на истфак, и сразу обратил на нее внимание. В один из воскресных дней, возвращаясь из парка Якутова, она услышала за спиной стук армейских сапог. Молодой человек шел за ней до улицы Пушкина, где она снимала квартиру. И в другие дни издалека наблюдал и провожал.
— Как тут было устоять юной девушке перед симпатичным и решительным офицером! Познакомились, — смеясь, вспоминала Лилия Зияевна. Герой рассказывал о войне. После ее окончания молодого авиамеханика оставили служить в Германии, командование предлагало поступить в военное училище, стать боевым летчиком, как он хотел раньше, но дома ждали родители. Шаукат мечтал получить профессию учителя и жениться. Он вернулся со службы в 1950 году, привез матери, сестре и будущей невесте отрезы ткани. Из этого материала Лилии сшили красивое свадебное платье.
В 1953 году родился первенец Айрат, в 1957-м — Роза. Оба стали настоящими профессионалами в своем деле. Внуки также получили высшее образование.
Больше полувека посвятил Шаукат Закирович педагогике. Преподавал историю и был директором школы в селе Табынское Гафурийского района. В годы работы в Стерлитамакской воспитательной колонии семья жила в ближайшей деревне, где была только начальная школа. Чтобы не возить сына в старшие классы в соседнюю деревню Алатана, за шесть километров, Фаткуллины вернулись в Уфу.
— В поисках работы для нашей мамы он звонил на телевидение, радио и получил неожиданное приглашение на должность диктора: «Нам нравится ваш тембр голоса, вы бы нам подошли», — вспоминает Роза Шаукатовна. Он посчитал это шуткой. Между тем приятный баритон, хорошая дикция и грамотная речь всегда располагали к нему людей.
Какое-то время Фаткуллин работал инструктором при обкоме партии, его хотели продвигать дальше, однако педагог решил возглавить одну из старейших в Уфе среднюю школу № 24, основанную еще в 1923 году. Из-за нехватки помещений дети учились здесь в три смены, требовался капитальный ремонт. Новый директор сразу взялся за дело — встретился с шефами из домостроительно-фанерного комбината и нашел средства на реконструкцию здания. Благодаря помощи предприятия были пристроены новые помещения, перестланы полы в нескольких классах, подлатана крыша, и в начале учебного года обновленная школа распахнула двери, а директор с чувством выполненного долга ушел в отпуск. Здесь он работал более 16 лет. Лилия Зияевна говорила, что школа была для него едва ли не на первом месте. Иногда она просила: «Вернись сегодня пораньше». А он отвечал: «Не могу, работать надо». Весной 1969 года, когда была большая вода, объявили внеочередные каникулы из-за затопления крыльца. Директору приходилось на лодке добираться до школы, чтобы держать все под контролем. Отличник народного образования, фанатично преданный своему делу, развивал художественную самодеятельность среди учеников, интересовался учебным процессом, новациями в образовании.
Уже будучи на заслуженном отдыхе, он добился строительства нового здания школы в 2003 году и участвовал в его приемке. Если требовалась помощь, всегда по первому зову приходил к ребятам. Его беседы с ними о войне помогали растить юных патриотов.
Лилия Зияевна преподавала русский язык и литературу, была парторгом в уфимской школе № 106, удостоена звания «Заслуженный учитель БАССР».
— Папа очень любил детей, внуков, нянчился с ними, на его руках они быстро переставали плакать, засыпали. Приходя с работы, он никогда не говорил, что устал. Брал внучку Лену и шел с ней гулять. Помню, мама сшила из одинаковой ткани ему рубашку, а ей платье, в них они ходили в парк, — вспоминает Роза Шаукатовна.
Шаукат Фаткуллин прожил долгую, насыщенную жизнь. Всегда был бодрым, по-офицерски подтянутым, прожил больше 90 лет.
Когда его спрашивали о секрете долголетия, отвечал:
— Стараюсь ничего плохого не делать, хожу на прогулки. Не курю, и на фронте не курил. И фронтовые 100 граммов не пил, отдавал другим. Летом работаю в своем саду.
Он ушел из жизни в апреле 2016 года, его супруга — через три года. В школе № 24 сохранились традиции, заложенные директором Шаукатом Фаткуллиным. Учителя особенно ценят атмосферу взаимопонимания и доброжелательности в коллективе.
ЧЕТЫРЕ ФАКТА ИЗ БИОГРАФИИ ГЕРОЯ
- Шаукат Фаткуллин был потомком известного татарского купеческого рода. Его родителям, выходцам из Казани, принадлежало здание на пересечении улиц Ленина и Пушкина, где располагался знаменитый в советское время магазин «Рыба», а их дом стоял на улице Бекетовской (ныне Мустая Карима). В роду Фаткуллиных было шесть братьев — успешных коммерсантов, служащих банков.
- На прорыв блокады осажденного Ленинграда старший авиамеханик Шаукат Фаткуллин отправлял штурмовиков в полной боевой готовности и организовал 881 боевой вылет.
- 9 мая 1945 года однополчан Фаткуллина повезли в Берлин. Такого всеобщего ликования, как в тот день, он не видел ни прежде, ни потом. Перед Рейхстагом было столпотворение. Все стены внизу здания исписаны. Пробившись к солдату, который выводил памятную запись, стоя на бочке, Шаукат попросил написать «От Уфы — до Берлина». Просьба была выполнена.
- В канун 1979 года в аномальный 50-градусный мороз Шаукат Фаткуллин, надев тулуп и валенки, пешком пошел в Нижегородку,
чтобы спасти школу, в которой могли заморозиться трубы.