Гордостью недавно созданного в Уфе Евразийского научно-образовательного центра, без сомнения, наряду с другими учеными станут ученики Владислава Шайхелагзамовича Шагапова. К слову, он сам мог бы возглавить в этом центре мирового уровня отделение механики многофазных сред. Заслуги выдающегося башкирского ученого высоко оценены в научном сообществе.
Академик АН РБ, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ и РФ родился в трудное послевоенное время, 17 марта 1948 года, в деревне Новокутово Чекмагушевского района БАССР в семье Шайхелагзама Исламгалеевича и Васили Ахъяруловны. Любовь к цифрам и точным расчетам передалась ему, старшему из шестерых детей, от родителей. Отец, участник двух войн, работал счетоводом в колхозе, а мать преподавала математику в местной школе-восьмилетке.
Еще в детские годы односельчане заметили живой и пытливый ум Владика. Я, мальчишка из соседней деревни Бикметово, учился с ним в одной школе. Владик был, пожалуй, самым прилежным учеником. Он выписывал журнал «Квант», и вокруг него образовалась небольшая группа любителей «царицы наук». Соревнуясь, мы решали трудные задачи, в том числе конкурсные для поступления в МГУ. Владислав занимал призовые места на республиканских олимпиадах. Помню, как спорили, искали оригинальные решения вместе с молодым учителем Леонидом Николаевичем Лихачевым.
Неслучайно Владислав Шайхелагзамович, будучи уже академиком, не раз подчеркивал: «Мне приходится общаться с выдающимися учеными, профессорами, но школьные учителя остались в памяти как самые мудрые, бесконечно преданные своей профессии люди».
Окончив Чекмагушевскую школу, Владислав поступил в главный вуз страны. Свой приезд в Москву вспоминал так: «Не могу сказать, что этой дальней дорогой бредил я сам, скорее мама, деревенская учительница, привившая мне с малолетства вкус к точным наукам. Видимо, знания у меня действительно были неплохие, и я, оправдав серебряную медаль, поступил на первый курс механико-математического факультета МГУ. Замечу, что конкурс тогда оказался не просто большим, а огромным, так как в 1966 году получили возможность поступать в вузы как одиннадцати- так и десятиклассники».
На втором курсе Шагапов познакомился с Робертом Нигматулиным, в будущем академиком РАН, а тогда молодым кандидатом наук, работавшим в институте механики при МГУ, который стал его научным руководителем. Под его началом одаренный студент написал курсовые, дипломную работы. Одним из первых на курсе защитил кандидатскую диссертацию.
— Вместе с другом Наилем Хабеевым они начали писать работу по пузырьковым жидкостям. Владик сделал открытие, на которое я обратил внимание, — вспоминает Роберт Нигматулин. — Было принято считать, что когда пузырек порядка миллиметра сжимается и расширяется, то основная его масса адиабатическая*, и теплота пузырька очень маленькая. Он обратил на нее внимание и даже предложил формулу определения. Позже нам стало известно, что главный коэффициент затухания колебаний пузырька определяется не вязкостью, а его теплоотдачей. Потом это прошло в ударные волны. Удивительно, что для одиночного пузырька это вроде как было известно, но, когда рассматривали ударные волны, на это никто не обращал внимания. А он обратил.
После защиты Шагапов продолжил работу в отделе физики и математики Башкирского филиала Академии наук СССР и, по совету своего научного руководителя, для развития ораторских способностей начал читать основные и специальные курсы лекций по теоретической, классической механике, механике сплошных сред и другим дисциплинам студентам Башгосуниверситета.
Более полувека он посвятил изучению и преподаванию одной из сложнейших областей науки — механики многофазных сред, находил практическое применение своим открытиям — от атмосферных явлений до технологических процессов добычи, транспорта и переработки нефти и газа, атомной энергетики.
Круг его научных исследований весьма широк. Особую ценность представляют работы Шагапова и его учеников в области изучения и применения гидратов углеводородных газов, освоения месторождений газовых гидратов, которые определили дальнейшее развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности страны.
Весомым вкладом в науку являются результаты фундаментальных исследований Шагапова по разработке таких нетрадиционных источников энергии, как газогидратные, геотермальные и битумные залежи, а также разработка основ и методики компьютерного моделирования технологических процессов, особенно термоядерных реакций.
— Влад занимался разными вещами, он был настоящим ученым. Мы неоднократно вступали с ним в дискуссии, благодаря которым я приходил к выводу, что Владик всегда прав. Он мог бы стать очень хорошим руководителем, директором института. Его уход — одна из тяжелейших утрат, — говорит Роберт Искандрович.
В 2016 году Владислав Шагапов выпустил монографию «Динамика образования и разложения гидратов в системах добычи, транспортировки и хранения газа», которая не имеет аналогов в мире. Он неоднократно становился дипломантом конкурсов фундаментальных работ АН СССР и РАН, награжден медалью имени Халила Рахматуллина Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, вошел в список самых цитируемых ученых и 100 лучших исследователей в направлении «Механика».
Слова Максима Горького «Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности» полностью отношу к Владиславу Шайхелагзамовичу. Он никогда не кичился своими научными степенями и должностями. Вместе с супругой Гульчачак Гареевной они вырастили троих замечательных детей. У всех благополучные семьи.
На одном из юбилеев старшая дочь Нафиса сказала: «Став взрослой, успешной в работе и личной жизни, я поняла, что отец — мой эталон. С детства чувствовала, что он особенный. Видела это в отношениях к нему мамы, родственников, коллег. Я горжусь им. Для меня он был и остается непререкаемым авторитетом. Он учил меня быть уверенной в себе, я всегда чувствовала отцовскую любовь».
Владислав Шагапов всегда интересовался достижениями земляков и гордился ими. А вот как вспоминают Владислава Шайхелагзамовича его ученики. Ильяс Гималтдинов, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой физики УГНТУ:
— В науке Шагапов для меня как отец. За все, чего достиг в жизни, в долгу перед ним. По его мнению, в природе не существует нерешаемых задач. Видя его горение, загорались сами. И сегодня, работая со своими аспирантами, я стараюсь быть похожим на него…
Эмилия Галиакбарова, доктор физико-математических наук, профессор кафедры информационных технологий и прикладной математики УГНТУ:
— Всегда восхищали мудрость, яркий талант и каждодневный труд Владислава Шайхелагзамовича. Задачи, которые он ставил своим ученикам, были гениально просты, при этом отражали главные слагаемые модели, были математически красивы и лаконичны. Высокую планку в научных познаниях, строгую, но доброжелательную атмосферу семинаров, способность при полном погружении в задачи сохранять внимательное, участливое отношением к студентам мы обязаны передавать далее своим ученикам.
«Таланту ни к чему чины и пост, его интересуют соль и суть, а те, кто не хватает с неба звезд, стараются навесить их на грудь», — сказал Игорь Губерман. Владислав Шайхелагзамович всю свою жизнь посвятил служению отечественной науке, никогда не думал о высоких постах и регалиях. Он не дожил до своего 75-летия три месяца. Мы благодарны судьбе за то, что знали этого необыкновенного человека.
ДОСЬЕ
Во время работы заведующим лабораторией в научном центре Сибирского отделения РАН, заведующим кафедрами теоретической физики в Стерлитамакском и прикладной математики — в Бирском пединститутах, в Уфимском центре РАН, Башкирской Академии наук Владислав Шагапов создал около десятка лабораторий.
В Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Бирске, Москве и других городах сегодня работают научно-исследовательские группы его учеников по различным аспектам физико-химической механики.
Ученый подготовил более 60 кандидатов и восемь докторов наук. Он автор более 300 научных трудов, обладатель 10 авторских свидетельств на изобретения.