Говорят, дети состоятельных родителей рождаются с золотой ложкой во рту. Для кого-то это может стать самым большим подарком судьбы. А другим посчастливилось появиться на свет в небогатой, но уважаемой семье, своими знаниями и трудом приумножить славу предков и оставить яркий след в отечественной науке и памяти современников. Один из таких людей — наш земляк, создатель республиканской научной школы антропологии и краниологии древнего и современного населения Южного Урала Ринат Мухаметович Юсупов.
Судьба каждого из представителей его славного рода достойна отдельной главы. Всех их объединяли трудолюбие, любовь и уважение к своим родителям.
Дед Рината, Файзрахман Юсупов, был известной личностью в деревне Новые Чебенки Зианчуринского района. Предприимчивый селянин на своем подворье открыл маленькую мыловарню, а также занимался выделкой кожи. Несмотря на шестерых детей, жена Магира успевала шить рубашки и платья на заказ. В годы нэпа большевики, посчитав их кулаками, конфисковали имущество. Благодаря трудолюбию Юсуповы сумели выжить. После войны перебрались в Исянгулово, где глава семьи прославился как хороший пекарь. По воспоминаниям земляков, его хлеб и французские булочки были нарасхват.
Под жернова репрессий попали и родители мамы Рината. Ее отец, Гибадулла Юмагузин, в молодые годы дошел пешком до Бухары, окончил там медресе, по возвращении был назначен указным муллой, учил жителей деревни Кузебаково грамоте. На своей лошади он ездил в Оренбург за газетами, чтобы знакомить сельчан с событиями в стране и мире. Жена, красавица Махиямал, была заботливой и любящей матерью их детям, которых в 1931 году стало четверо — старшему девять лет, самой младшей три месяца. Именно тогда по доносу соседа их хозяйство признали кулацким: забрали лошадь, корову, телегу, двух уток, несколько кур и выслали в Кемеровскую область. Дважды с семьей Гибадулла сбегал в родную деревню из ссылки, где похоронил крохотную дочь. В последний раз его отправили обратно одного, домой он больше не вернулся. Махиямал одна подняла троих детей. Все они стали достойными людьми. «До глубокой старости карт-аний вязала белые, тончайшие паутинки из козьего пуха. И даже в 85 лет не пользовалась очками!» — вспоминает внучка Рашида.
А теперь о родителях Рината. Отец, Мухамет Файзиевич, в 1943 году, в неполные 18, ушел на фронт. Дошел до Кенигсберга, победу встретил в десяти километрах от Берлина. Среди его боевых наград — медали за освобождение Варшавы, за победу над Германией, орден Великой Отечественной войны и нагрудный знак «Отличный повар». Он служил в батальоне связи. Вспоминал, как тяжело было тянуть провод через реку. На другой берег перебирались, подняв его над водой и держась за руки. Когда во время артобстрела был убит повар, Мухамету приказали принять военно-полевую кухню. После войны «специалист войсковых кухонь-столовых, старший повар» четыре года служил в Польше, вернулся на родину в 1950 году, устроился в общепит. Тогда же познакомился с молодой учительницей Маликой.
Энергичную и симпатичную девушку со звонким голосом трудно было не заметить. По ее инициативе в Исянгулово были открыты старшие башкирские классы. Она заочно окончила БГУ, более 20 лет преподавала башкирский язык и литературу в школе № 1. Вела драмкружок. В течение 17 лет была диктором районного радио на общественных началах. В 1972 году ее, заслуженного учителя РСФСР, пригласили преподавать в первую в Уфе башкирскую гимназию № 20. Вскоре она получила письмо с адресом: Уфа, Центральный рынок, Малике Гибадовне Юсуповой. И как оно дошло до адресата? В нем дети просили любимую учительницу вернуться.
Ринат родился в ноябре 1951-го, ему не было и года, когда Малика забеременела снова. Еще не забыв первые трудные роды, она решилась на аборт. Взяв в подарок врачу пуховую шаль, поехала в Стерлитамак. Так случилось, что нужного доктора на месте не оказалось. Телефонов тогда не было, и вторая поездка тоже была напрасной. Видно, Аллах хочет спасти этого ребенка, решила Малика. Как же потом она была благодарна судьбе за дочь Рашиду!
Погодки росли не разлей вода. Как-то на закате летнего дня Ринат предложил найти домик, где ночует солнце, и дети пошли его искать. К счастью, их встретил пастух — он вернул домой путешественников, которых уже хватились. На горе Усман-тау и везде, где бы ни был, Ринат находил разноцветные камешки, которые складывал в специальную коробочку. Он рос смышленым и самостоятельным. Однажды в доме Юсуповых едва не случился пожар. Дети сидели на печке, когда от выпавшей головешки вспыхнула занавеска у входа. Шестилетний Ринат быстро вывел малышню во двор и, поливая ковшом, погасил пламя.
В селе бездельничать некогда. Ринат помогал отцу, топил печь, кормил скотину, Рашида доила корову, домовничала, а младший брат Ришат любил ухаживать за лошадьми на местной конюшне. Учились ребята хорошо. Учителя отмечали пытливый ум Рината и особый интерес к древней истории, культуре и предметам быта людей разных эпох. Он запоем читал исторические книги. Хорошо овладел русским и башкирским языками, любил фольклор. От мамы узнал много пословиц и поговорок. Немецкий изучил настолько, что впоследствии свободно выступал на нем на конференциях за рубежом.
В одном из сочинений, которое сохранила его учительница, он поразил ее описанием внешности своего друга, его головы, формы лица, ушей, носа и даже выражения глаз. Уже тогда в нем угадывались задатки будущего ученого-историка, антрополога.
Вопреки ожиданиям учителей, по совету мамы, Ринат поступил не на истфак, а в мединститут, решив, что ему пригодятся знания о строении человека. Туда же через год поступила Рашида. «Не знаю, — вспоминает она, — как я, сельская девушка, могла бы ходить без страха в анатомичку, хорошо учиться, жить на квартире, нормально питаться и одеваться, если бы не постоянная помощь и поддержка брата, который получал Ленинскую стипендию». Лишь недавно Рашида Мухаметовна узнала от однокурсника брата, что параллельно он учился и на истфаке! Равиль Юлчурин, который жил с ним в одной комнате в общежитии, рассказал, что ребята в шутку задавали спящему Ринату вопросы из экзаменационных билетов и он давал правильные ответы.
Получив специальность хирурга-травматолога, Ринат не пошел в медицину. В 1976 году поступил в аспирантуру при Ленинградском отделении Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Здесь, по инициативе известного антрополога Ильи Гохмана, молодой аспирант начинает целенаправленную краниологическую (краниология — наука о форме черепов) съемку территории северо-запада Башкирии. С 1977 по 1987 год в результате раскопок заброшенных башкирских кладбищ как в Башкирии, так и в Челябинской и Пермской областях Юсуповым было получено 12 серий черепов башкир XVIII — начала XX веков. После аспирантуры он вернулся в Уфу и на базе Института истории языка и литературы УНЦ РАН открыл республиканскую научную школу антропологии и краниологии.
— Краниологические материалы — серии черепов, обнаруженных на поздних кладбищах, — один из важнейших источников изучения этно- и расогенеза любого народа, — пояснил бывший коллега Юсупова, научный сотрудник отдела этнологии Алексей Нечвалода.
Он рассказал, что в 1962 году при раскопках Мавлютовского могильника в Кушнаренковском районе была получена краниологическая серия по северо-западным башкирам. Надписи на надмогильных плитах позволили определить принадлежность некрополя башкирам из рода дуван и датировать погребальные комплексы XIV — XVIII веками. Характер погребального обряда отражает переходный период от языческой традиции к мусульманскому канону. Юсупов изучил антропологические особенности северо-западных башкир, полученные данные вошли в его кандидатскую диссертацию, которую он блестяще защитил в 28 лет. Перевез в уфимский институт хранившиеся в Ленинграде 500 черепов из этой серии.
Юсупов был первым и единственным ученым в этой области в Урало-Поволжском регионе. Для своей научной лаборатории по собственным чертежам заказывал на заводах необходимые измерительные инструменты и приборы.
Он был организатором и участником 18 экспедиций, в том числе двух международных, «Сафир-1989» по пути Ибн-Фадлана. Ему удалось собрать уникальную не только для Башкирии, но и для других регионов России крупнейшую краниологическую коллекцию по башкирам (1500 черепов).
— Благодаря врожденному чувству такта, природному обаянию и дару убеждения Ринату Мухаметовичу удавалось находить общий язык с аксакалами, хранившими места упокоения своих предков от постороннего вторжения, — рассказывает Алексей Иванович.
Юсупова как крупного и авторитетного ученого привлекали к изучению останков исторических личностей, найденных в мавзолее Хусейнбека XIV века, башкирских поэтов-просветителей М. Акмуллы и Ш. Бабича. В рамках его тем «Башкиры в субъектах Российской Федерации» и «Башкиры в системе народов Евразии» были организованы комплексные научные экспедиции в Курганскую, Оренбургскую, Челябинскую области, в Пермский край, Саратов. Там он много фотографировал, брал отпечатки ладоней и анализы крови у местных жителей. В результате учеными института во главе с Ринатом Мухаметовичем был создан коллективный портрет башкир этих областей.
Труды Рината Юсупова способствовали повышению престижа отечественной науки за рубежом. Они публиковались в Америке, Италии, Финляндии, Швеции, Венгрии и других странах. Американский и Кембриджский институты номинировали его на звания «Человек года — 2000», «Ученый XXI века». Его фундаментальный труд «Краниология башкир» стал основой дальнейших исследований для молодых ученых.
О себе Ринат Мухаметович говорил, что женат на науке. В экспедициях наравне со всеми занимался раскопками, мог и обед приготовить, и медицинскую помощь оказать. Помогал сотрудникам своего отдела расти профессионально, ездил с ними на защиту их научных работ. С удовольствием делился опытом и знаниями со студентами и коллегами из других регионов. У него было хорошее чувство юмора. Однажды на вопрос молодого аспиранта, как отличить мужской череп от женского, ответил с неизменной улыбкой: «Если его хочется погладить, значит, череп женский».
А еще он был романтиком. В юности писал стихи. В свободные минуты импровизировал на гитаре и исполнял душевные народные песни. Любил всем делать подарки. Из командировок обязательно привозил книги и милые сувениры. Не безделицы, а красивые и полезные вещицы. Дарил сыновьям подписные издания, столь дефицитные в те годы. Старался обеспечить их всем необходимым. Каждый вечер созванивался с мамой. Большим ударом для ученого стало то, что при пожаре сгорела рукопись его докторской диссертации.
Ринат Юсупов ушел внезапно, ему было всего 59. Остались дети, внуки, более 200 научных статей и монографий, полевые дневники, богатейшая библиотека, три гитары и боль невосполнимой утраты. В семейном архиве хранится письмо из института истории и этнологии Республики Казахстан: «Профессор Р. М. Юсупов внес большой вклад в изучение физической антропологии башкир и тюркских народов в целом, в исследование культуры башкирского народа, издал целый ряд специальных и обобщающих трудов по этнографии и антропологии. В последнее время он увлеченно занимался проблемой могилы Абулхаир-хана на территории Актюбинской области, вложил свой высокопрофессиональный труд в разработку этого многосложного вопроса».
В Уфе, на доме, где он жил, в ближайшее время будет установлена меморильная доска.
Фото из семейного архива.