Все новости
«Ветеран»
11 Января 2019, 13:45

…И с ложечки накормят

В отделении паллиативной помощи лечат не только уколами и таблетками

Гульнара Газизова: «Первым делом пациенту надо измерить давление».
Гульнара Газизова: «Первым делом пациенту надо измерить давление».

Впрочем, как говорят врачи, задача паллиативной службы — не вылечить, а облегчить страдания больного, создать условия качественной жизни для обреченных, по сути, людей.

У врача Гульнары Газизовой, которая работает в кабинете паллиативной помощи уфимской поликлиники № 5, по самым скромным подсчетам, более 700 подопечных. На каждом из 25 терапевтических участков — от 30 до 40 человек. Список ее пациентов меняется гораздо быстрее, чем у коллег: кто-то держится полгода, другие уходят уже через месяц-два. И с этим приходится мириться как с неизбежностью.

— В основном это онкобольные, инсультники, пациенты с другими неврологическими заболеваниями, перенесшие тяжелые травмы, — рассказывает доктор. — Есть среди них и совсем еще молодые люди до
тридцати лет. Многие нуждаются в обезболивающих препаратах, снятии спазмов, противорвотных средствах. Помимо инъекций назначаем им от боли специальные пластыри, действующие до трех суток. Очень удобно: не надо бесконечно колоть больного. Используем также препараты высокой концентрации, один укол которых снимает боли на длительное время. Кстати, проблем с получением лекарств, даже самых сильных анальгетиков, нет. Больше того, мы помогаем оформить их выписку через врачебные комиссии, избавляя родственников от лишнего хождения по кабинетам. Им остается только получить нужный препарат в аптеке.

Дважды в неделю доктор Газизова вместе с медсестрой выезжают к самым тяжелым пациентам — прикованным к постели или плохо передвигающимся в силу своего состояния. Во время таких визитов медикам приходится оказывать помощь не только больным, но и их близким. Учить делать уколы, перевязки, купать и кормить беспомощных членов семьи. А заодно и поддерживать, подбадривать растерянных родственников, на которых свалилась тяжелая ноша. В общем, выполнять функцию не только терапевтов, но и психологов.

— Сегодня, например, надо посетить на дому пятерых больных: одного с онкологией и четверых неврологических, — рассказывает Гульнара Газизова. — Первый пациент прежде всего нуждается в обезболивании: он уже на морфии. У всех надо проверить давление, послушать сердце — проконтролировать общее состояние. Словом, сделать все, чтобы человек прожил без боли, страха и отчаяния.

В кабинете паллиативной помощи врач работает со дня его основания — с января прошлого года. Сейчас они создаются во всех амбулаториях, сформирован республиканский регистр пациентов, нуждающихся в такой поддержке. По специальности Гульнара Ильсоновна — врач общей практики, вместе с другими врачами прошла обучение на профильной кафедре Башгосмедуниверситета и приступила к новым обязанностям. Очень непростым даже по сравнению с другими докторами. Одно дело работать хоть и с больными, но все же имеющими шанс на выздоровление пациентами, совсем другое — помогать тем, чьи жизненные ресурсы на исходе. Каждый день приходится принимать на себя горе, боль и безысходность.
— Помогает общение с коллегами, — признается доктор. — На всероссийской конференции в Саранске, например, с нами работали не только эксперты, но и психотерапевты.

При необходимости больного направляют в стационарное отделение паллиативной помощи. Они сегодня работают на базе большинства крупных клиник Уфы: Республиканского онкологического диспансера и госпиталя ветеранов войн, больниц №№ 18, 10 и других, а также в центральных городских и районных лечебницах. Столичная больница № 5 такое отделение открыла одна из первых. Оно небольшое — на 30 коек, очень светлое, уютное, почти домашнее: на стенах картины, подаренные пациентами, полки с книгами, на столах в коридоре — альбомы и цветные карандаши для арттерапии.

— Мы работаем не по стандартам: лечим человека, а не болезнь, — подчеркивает завотделением Оксана Кузовкина. — Человек, поступающий с основным заболеванием, получает комплексную терапию, а также помощь штатного психотерапевта. Кстати, работает он и с родственниками больного. Самое главное для нас — обеспечить пациентам комфортное пребывание, чтобы они не оставались без обезболивания и наедине со своими мрачными мыслями. Поэтому запретов у нас почти нет: родственники могут навещать своих близких в любое удобное для них время, даже оставаться ночевать, если это необходимо. Для экстренных случаев есть палата интенсивной терапии.

В отделении имеется все для качественного ухода: специальный аппарат, который может поднять больного с постели и пересадить в кресло, причем с минимальной нагрузкой и неудобствами для него, удобные приспособления для питания, если человек не может есть самостоятельно, ходунки. Широкие дверные проемы позволяют легко проехать креслу. Всюду, в том числе в душевых, есть поручни. Они, кстати, имеются не только на этаже, но и в палатах. Все расходные материалы, включая памперсы, пациентам выдают бесплатно. В отличие от других отделений, ухаживают за больными здесь не родственники, а специально обученный, как и все остальные сотрудники, младший медицинский персонал. Купает, переодевает, кормит с ложечки.

— Мы очень тесно работаем с религиозными организациями, — говорит завотделением. — Приглашаем батюшку, который по желанию больных причащает их и крестит. Для мусульман есть молельная комната, также приходит мулла. У нас нет телевизоров, зато имеется хорошая библиотека, настольные игры.

Паллиативное отделение, созданное три года назад на базе отделения сестринской помощи, ежегодно принимает до пятисот человек. Одни проводят в стационаре всего несколько дней, другие лежат месяцами — все очень индивидуально. Здешний персонал радуется, когда уже знакомый пациент поступает к ним вновь: значит, живой.

Важно

Паллиативная помощь (в переводе с латинского означает покрывало, покров) — это комплекс медицинских вмешательств для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений болезни, для улучшения качества жизни неизлечимых пациентов. Даже когда исчерпаны все возможности интенсивной терапии и шансов на выздоровление нет, человек не должен оставаться без поддержки.

В первую очередь паллиативная помощь оказывается инкурабельным (неизлечимым) онкобольным, а также пациентам, перенесшим инсульты и другие тяжелые неврологические расстройства, людям в терминальной стадии СПИДа, после тяжелых травм и другим.

С 2011 года паллиативная помощь законодательно выделена в России в отдельный вид медицинской помощи наряду с амбулаторной, стационарной и высокотехнологичной. Она оказывается бесплатно, и для ее получения, что крайне важно, не требуется полис ОМС.

Направление в организации, оказывающие паллиативную помощь, дают участковые терапевты, врачи общей практики и узкие специалисты по профилю основного заболевания.

Читайте нас: