Этот материал соткан из воспоминаний близко знавших его людей — супруги, приемной дочери, брата, коллег и друзей. Руководитель высокого ранга, в прошлом министр заготовок БАССР, он предстает здесь как человек, который всегда и все делал по максимуму.
Башкирский парень в одесском вузе
Во все времена люди из рода Куватовых с честью служили Отечеству, тянулись к знаниям, многие становились учеными, врачами, инженерами, учителями. И у Дамира с детства зародилось желание получить хорошее образование.
Супруга Эльмира Нафиковна:
— После семилетки он поступил в педучилище. Проучившись до третьего курса, понял, что не хочет быть учителем. Вернулся в 10-й класс, но едва получил аттестат, как его призвали в армию.
Направили в Оренбургское летное училище, но и военная карьера его не привлекла, в итоге он решил поступить в сельхозинститут. Однако набор туда уже закончился. Документы в вуз принимал представитель Одесского технологического института пищевой промышленности Вольман Коган. Посмотрев аттестат Дамира со сплошными пятерками, он сказал, что берет его, но без предоставления общежития и стипендии. Так Дамир оказался в Одессе, где через полгода получил место в общежитии.
Двоюродный брат Данир Узбеков:
— Дамир учился хорошо, основательно занимался спортом, активно участвовал в художественной самодеятельности. Уже на профессиональном уровне играл на баяне и аккордеоне, был штатным художником вузовского клуба. Все это помогло ему в трудные послевоенные годы учиться без особой материальной нужды. После института, в 1957 году, по направлению стал работать в системе хлебозаготовок нашей республики. Благодаря глубоким знаниям, пытливому уму и энергии здесь прошел путь от рядового инженера до министра.
Стартовая площадка
В 1963 году, приехав в Сибай, Куватов стал главным инженером элеватора, а уже через три года — его директором. Была у него особая хватка в работе — за короткое время предприятие превратилось в современный комплекс по приему, хранению и переработке зерна. Обновление и модернизация оборудования повысили производительность труда. В результате строительства новых корпусов намного увеличились емкости элеватора.
Один вопрос не давал покоя Дамиру Мударисовичу ни днем, ни ночью. Существующий способ сушки зерна путем подачи горячего воздуха не отвечал современному уровню науки и техники. Процесс шел очень медленно, требуя много энергии. А самое худшее, при этом страдали всхожесть и качество зерна.
Куватов изучил мировой опыт, много экспериментировал. Однажды, как он сам выразился, его осенило: вместо горячего воздуха надо применять перегретый пар! Так был открыт и впервые в мире внедрен в производство новый способ сушки зерна, который вдвое увеличил производительность зерносушилки, на 40 — 45% уменьшил расход топлива, при этом полностью сохранялись репродуктивные и хлебопекарные качества зерна.
Как вспоминал ветеран предприятия Янбек Бураншин, в те годы в кратчайшие сроки появились бытовые, складские помещения, котельные и столовые, была построена мельница, которая обеспечивала мукой население округи.
В столице заметили успешного руководителя. В 1982 году Куватова назначили начальником Республиканского управления хлебопродуктов, в 1991 году — министром заготовок, а через два года — генеральным директором объединения «Башхлебопродукт». На всех должностях он оставался верен себе: в невиданных до сих пор масштабах велось строительство новых элеваторов, расширение старых, обновлялось оборудование. В результате теперь уже не только в Зауралье, но и во всей республике стратегическая задача по своевременному приему и качественному хранению зерна была окончательно решена.
Научный подход
Сергей Снарский из Санкт-Петербурга:
— На дворе стоял 1995 год. Дела в Биологическом институте Ленинградского университета шли своим чередом. Продолжительные научные изыскания по физиологии поведения животных были закончены, диссертационная работа ожидала защиты. Зарплата была мизерная, поэтому приходилось искать способы пополнения семейного бюджета. Именно в этот момент Дамир Мударисович пригласил меня и мою супругу, микробиолога, на работу в Уфу на совместное предприятие «Ингредиент».
В те годы он вплотную занимался проблемой получения полноценного белка с использованием микробиологического синтеза из зернового сырья и побочных продуктов мукомольного и крупяного производства. В результате им была сформулирована и затем воплощена в жизнь концепция производства биотрина.
Пытались отработать производственный процесс на базе Благовещенского биохимического комбината, затем исследования были продолжены на Уфимском комбинате хлебопродуктов, где Куватов организовал опытное производство кормовой добавки на оригинальном ферментере, сконструированном собственноручно.
Благодаря ему в 1996 году в Уфимском механико-технологическом колледже был установлен чешский аминокислотный анализатор, где исправно работал много лет. Вплоть до 2002 года, до нашего возвращения в Санкт-Петербург, на нем определялся полный спектр аминокислот в различных видах кормов, сырья и в том числе в биотрине.
Опыты Куватова на Турбаслинской птицефабрике по откорму цыплят с добавкой биотрина показали, что его следует включать в рацион постепенно и не выше 3 — 5 процентов — при этом достигается наибольший положительный эффект.
В нашей памяти Дамир Мударисович навсегда останется как открытый, глубоко эрудированный специалист, руководитель высокого ранга и гражданин своего Отечества.
При нем, как правило, успешно решались вопросы обеспечения жильем, улучшения условий труда, питания рабочих. Он был избран депутатом Верховного Совета БАССР двенадцатого созыва, награжден орденами и медалями, ему присвоено звание «Заслуженный работник пищевой индустрии Республики Башкортостан».
В связи с распадом СССР многие вузы, готовящие кадры для пищевой индустрии, стали терять свою значимость, отрасли грозил кадровый голод. Видя это, уже после выхода на пенсию Куватов совместно с руководством механико-технологического колледжа открыл в Уфе филиал Оренбургского госуниверситета, в котором готовили инженеров, технологов, экономистов для предприятий пищевой промышленности. Здесь он работал директором, преподавателем, защитил кандидатскую диссертацию. В 72 года перешел на работу в аграрный университет, где участвовал в открытии новых специальностей для пищевой отрасли, читал лекции.
Его именем названа улица
— Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни был Дамир, — говорит Эльмира Нафиковна. — Мы с ним прожили без малого 55 лет. Его оптимизм, аналитический ум, уверенность в себе — как раз то, чего не хватало мне. Некоторые считали, что у мужа был тяжелый характер, что он гордый, даже высокомерный. Но я-то знала, что он немелочный, незлопамятный… На самом деле Дамир Мударисович был человеком ответственным и от людей хотел того же. А планка у него всегда была высокая.
К сожалению, в семье Куватовых не было собственных детей, но их окружали родные и близкие люди.
Приемная дочь Альвина Куватова:
— Он работал с раннего утра до позднего вечера. Часто выезжал в колхозы и совхозы. Меня, 15-летнюю девчонку, взял в свою семью после смерти моего отца, заботился обо мне как о собственной дочери, помог получить высшее образование. Дамир-агай находил время на все — и на семью, и на работу.
Пораженный неизлечимой болезнью, зная, что ему отпущены считаные месяцы, он упорно работал над родословной рода Куватовых и автобиографической книгой «Путешествие в прошлое». Успел ее дописать, издать и подарить близким первые экземпляры.
…В селе Акъяр Хайбуллинского района есть улица имени Дамира Куватова. Это ли не свидетельство общественного признания его личности.