Все новости
«Ветеран»
21 Февраля 2014, 16:49

Почему тормозится программа «Здоровье пожилых»

Для реабилитации ветеранов пора организовать санатории-профилактории

Пациент всегда надеется на врача.
Пациент всегда надеется на врача.
Число пенсионеров в Башкортостане, как и в целом в стране, растет из года в год и составляет около четверти населения. Из них лишь 12% относительно здоровы, а почти 70% имеют те или иные заболевания. Поэтому минздрав республики по инициативе президиума Республиканского совета ветеранов разработал целевые программы «Здоровье пожилых» на 2002 — 2007 и 2008 — 2012 годы.

В их исполнении участвовало большинство учреждений здравоохранения.
Был принят ряд особых мер, таких как организация специальных хосписных коек и коек сестринского ухода.

Однако уровень, объем и качество медицинской, лекарственной и санаторной помощи гражданам пенсионного возраста далеко недостаточны, снизилась и их доступность. Так, целевые программы «Здоровье пожилых» главным образом из-за плохого финансирования (в 2002 — 2007 годах — на 1,5%, в 2008 — 2012 годах — на 9%), сорваны. Кроме того, федеральные реформы здравоохранения привели к закрытию ФАП;ов, участковых больниц, сокращению числа районных больниц и превращению их в учреждения первичной врачебной помощи. Если до сих пор центральная районная больница оказывала квалифицированную специализированную помощь, то теперь стала маломощной, до 100 коек, без акушеров-гинекологов, окулистов и других сверхнужных специалистов.

Российские чиновники объясняют свои действия тем, что у нас число стационарных коек в три раза больше, чем на Западе, что они должны быть рентабельными. А специфику российской глубинки видеть не хотят — это огромные расстояния, бездорожье, бедность, безработица на селе. Так называемая оптимизация здравоохранения привела к критическому уменьшению числа врачей по сравнению с 70 — 80-ми годами прошлого века. Обеспеченность вра-чами в республике упала почти наполовину.

Запланированные программой паллиативные, реабилитационные койки остались в основном на бумаге. Так, хосписных вместо 90 всего 15. План обучения участковых терапевтов по геронтологии не выполнен. Льготные лекарства для инвалидов в государственных аптеках, как правило, отсутствуют, хотя в коммерческих они есть.

Поэтому многие ветераны были вынуждены из-за долгих мытарств отказаться от этих формальных льгот.

На четырехмиллионное население республики мы имеем всего 9 специализированных центров, которые отдалены от жителей глубинки на 240 — 330 км, а значит малодоступны.

Словом, картина получается нерадостная, и она оставляет мало надежды на выполнение программы госгарантий доступной бесплатной медицинской помощи пожилым гражданам в 2014 — 2016 гг.

На мой взгляд, доступную и качественную медицинскую помощь гражданам можно обеспечить только при сохранении и развитии государственной формы управления системой здравоохранения.
Важно восстановить ФАПы, участковые, центральные районные больницы укомплектовать врачебными и средними медицинскими специалистами, увеличить их финансирование.

Чтобы прекратить коррупцию чиновников при закупке оборудования и дорогостоящих лекарств следует категорически запретить платную медицину в государственных медицинских учреждениях, параллельно развивая сеть частных поликлиник и больниц.

Чтобы укомплектовать ФАПы, поликлиники и больницы специалистами, требуется обязательное повышение зарплаты молодым медикам, а также обязательное их распределение на работу в районы и города с выдачей подъемных до полутора миллионов рублей.

Жизнь настоятельно требует отмены приказа минздрава РФ о запрете лечебных ставок профессорского-преподавательскому составу вузов за работу в научно-учебных клинических больницах. Это существенно ухудшило обучение студентов непосредственно у постели больного.

На мой взгляд, жизненно необходимо принятие республиканской целевой программы «Здоровье пожилых» на 2014 — 2018 годы, которая обеспечила бы доступную медицинскую помощь ветеранам и пенсионерам, создание гериатрических отделений в крупных городах, отделений сестринского ухода, реабилитации и паллиативных коек во всех городах и сельских районах.

В Республиканском клиническом госпитале ветеранов войн должен быть открыт в 2014 году реабилитационный центр на 80 коек, давно ждет своего начала строительство нового корпуса.
Для восстановительного лечения и реабилитации ветеранов и пенсионеров пришла пора организовать санаторий-профилакторий.

председатель комиссии по медицинскому, лекарственному и санаторному обеспечению президиума Республиканского совета ветеранов войн, труда
и органов внутренних дел, академик Академии наук Башкортостана.

P.S. VIII Всероссийский Пироговский съезд врачей, ставший высшим органом профессионального медицинского самоуправления Российской Федерации, выразил недоверие минздраву Российской Федерации в связи с непрофессиональным, неэффективным, не-
последовательным и фактически разрушительным управлением системой здравоохранения страны.
Комментарий

Александр АФАНАСЬЕВ, первый заместитель министра здравоохранения республики:

— В медицинском обслуживании граждан старше 60 лет задействованы 150 учреждений здравоохранения, свыше 10 тыс. врачей и 35 тыс. среднего медицинского персонала.

Основная форма наблюдения за состоянием их здоровья — ежегодная диспансеризация. В прошлом году ее прошли 99% участников Великой Отечественной войны. Стационарное лечение получили 98,5% от числа нуждающихся ветеранов войны. В  республике насчитывается 1 тыс. 806 коек сестринского ухода, 22 паллиативные койки и 30 геронтологических.

В Республиканском клиническом госпитале ветеранов войн ежегодно проходят лечение более 4 тыс. ветеранов труда и ветеранов Вооруженных сил.

На базе поликлиники госпиталя с 2000 года действует республиканский гериатрический центр, куда ежегодно обращаются более 60 тыс. человек. Медицинское обслуживание ветеранов осуществляется по приоритетному принципу: первоочередной прием в поликлиниках и внеочередная плановая госпитализация для стационарного лечения. В  стационарах организованы отдельные палаты и дополнительное питание.

Кроме того, муниципалитеты обязаны создать на своих территориях условия для оказания медпомощи, в том числе обеспечить содействие лечебно-профилактическим учреждениям и аптечным организациям при доставке лекарств проживающим в труднодоступных районах, контролировать организацию своевременной адресной и медицинской помощи. Медпомощь участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам в целом оказывается на должном уровне.

Факты некачественного обслуживания людей пожилого возраста единичны, их анализируют на медицинских советах, заявителей информируют о принятых мерах.
Читайте нас: