Все новости
Cоциум
20 Октября , 11:15

Пока есть жажда приключений

Этот момент взросления нельзя упустить, считает Юрий Бирюзов

Лилия КАЛАНТАРЯН  И «папа-активист», и увлеченный краевед.
И «папа-активист», и увлеченный краевед.Фото:Лилия КАЛАНТАРЯН

Туймазинцам нет особой нужды рассказывать, кто такой Юрий Бирюзов. Известный краевед, автор полутора десятков книг, создатель уникального музея боевой и трудовой славы в селе Кандры, он с нуля создал поисковое движение в районе, через которое прошли тысячи туймазинских мальчишек и девчонок. А еще он победитель республиканского конкурса «Отцовская доблесть»: в этом году Юрий Бирюзов признан лучшим в номинации «Папа-активист».

Возвращаются другими людьми

Эту победу кандринца все, кто его знает, восприняли как само собой разумеющееся: кого же награждать, как не его? По мнению окружающих, Бирюзов — действительно мудрый отец и наставник, который учит ребят чувству локтя, взаимовыручке, жизни по справедливости, почтению к памяти предков. А по большому счету — любви к своей родине. Он искренне убежден, что изучение нашего прошлого по книжкам слабо затрагивает детские души. Пока в них кипит жажда приключений, нужно подпитывать ее практическими действиями, направляя в нужное русло. В том числе отправляясь с «Вахтой Памяти» по местам былых сражений. К слову, дети самого Юрия Леонидовича, Вадим и Виктория, давно выросли и живут самостоятельно — сын трудится в «нефтянке», дочь — в системе здравоохранения. Но на «Вахты Памяти» продолжают выезжать.

— В поисковые экспедиции мы ездим уже полтора десятилетия, — рассказывает Бирюзов-старший. — В ходе только одной, в Ленинградскую область, где собрались поисковики из разных уголков страны, на полях сражений были обнаружены останки сотен бойцов. Идентифицировать удалось несколько десятков.

Позже его ребята выезжали на поисковые работы на «Невский пятачок» — плацдарм на левом берегу Невы площадью в полтора квадратных километра. По разным данным, с 1941 по 1944 год здесь полегли от 50 тысяч до 260 тысяч советских солдат. То есть каждый квадратный метр этой земли был оплачен жизнями от двух до 17 бойцов, подчеркивает собеседник. Работали здесь около месяца. Обнаружили останки трех бойцов, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». По их номерам установили имена наших солдат — это были бойцы минометного расчета, погибшие в августе 1943-го.

— На что обращаешь внимание — в ходе подобных мероприятий ребята взрослеют буквально на глазах, — говорит Бирюзов. — Иной раз с нами выезжают и трудные подростки, которым такая поездка поначалу представляется этаким увеселительным мероприятием. Но когда начинаются раскопки и удается найти и поднять останки первого солдата, с таких пацанов, словно губкой, стирается вся наносная спесь и бравада. Реагируют они на это по-разному: одни испытывают полное неприятие, другие плачут, третьи на несколько часов замыкаются в себе… Но неизменно одно — все ребята возвращаются домой другими людьми. Потому что до них вдруг доходит: несколько десятилетий назад вот здесь, в окопе, сидел такой же паренек. Который жил, любил, строил планы на жизнь, но в тяжкое для страны время встал на защиту своего дома, своих родных. И во имя этого отдал самое ценное, что у него было, — свою жизнь. Да, когда мы собираемся в следующую экспедицию, не все ребята готовы отправиться с нами еще раз. Но я точно знаю, что эти мгновения останутся в их памяти навсегда.

Когда из музея не выпроводишь

А еще при непосредственном учас­тии «папы-активиста» в Кандрах сформировался потрясающий музей боевой и трудовой славы. Он из тех музеев, откуда и через несколько часов сложно выпроводить даже самых искушенных посетителей. В трех его залах представлено более 15 тысяч (!) экспонатов — атрибуты времен XVIII-XIX веков, Гражданской, а затем Первой и Второй мировых войн. И, конечно же, обширное место отведено находкам, обнаруженным во время поисковых экспедиций: здесь можно увидеть личные вещи российских и немецких солдат и офицеров, оружие и снаряжение…

— За годы поисковой работы мы привезли больше девяти тонн подобного «железа», — замечает Бирюзов. — Что-то передаем в школы и другие музеи района, что-то оставляем себе. Коллеги нашим дарам, конечно, рады. Потому что фотографий и документов у всех много, а сохранившиеся с тех времен реликвии всегда в дефиците.

Ордена и медали царской армии в кандринском музее соседствуют с формой, касками, частями автоматов и пулеметов участников Первой мировой. В отдельном зале — около ста видов советской и российской военной формы. Причем, чтобы повысить интерес к музею, Юрий Леонидович предложил нетривиальный ход: некоторые брюки, шинели и гимнастерки ушили, чтобы в них могли покрасоваться самые юные посетители. Это вызвало у них бурю восторга: теперь малышня уговаривает родителей и учителей хоть на минутку заглянуть в кандринский музей.

За 54 года своей жизни «папа-активист» успел многое. И продолжает наращивать жизненный темп: активно публикуется в местных СМИ, помогает в формировании гумконвоев и при первой возможности выезжает с ними «за ленточку».

Увлекается не только военными раскопками, но и археологическими изысканиями. В частности, вместе со своими подо­печными отыскал место на берегу озера Кандрыкуль, где в первой половине XVIII века стояла крепость Кандара — форпост Российского государства. Чуть позже обнаружил ханское захоронение на границе с городом Октябрьский и могильники местных жителей близ села Какрыбашево. Оба памятника истории датируются XIII-XIV веками.

— Нам очень помогает администрация района, все наши начинания находят здесь поддержку, — подчеркивает Юрий Леонидович. — Насколько мне известно, наш поисковый отряд единственный в республике, расходы на деятельность которого закладываются в местный бюджет. Не будь этого, сотни и сотни юных туймазинцев просто не смогли бы ежегодно выезжать на «Вахты Памяти». Я вижу, что наша совместная работа находит отклик в их сердцах. Им это действительно нужно. И если мы сможем продолжить работу в данном направлении, в этом и будет наша общая доблесть. Неважно, с какой формулировкой — отцовская, педагогическая или просто человеческая.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

В Башкирии почти 1700 отцов оформили декретный отпуск. Всего декретников в республике — 34,7 тысячи человек.

«Пособие по уходу за ребенком до полутора лет, как правило, оформляют работающие мамы. В то же время закон дает право оформить декрет и другим официально трудоустроенным родственникам: папам, бабушкам, дедушкам или опекунам», — пояснили в отделении Соцфонда по РБ.

Напомним: размер пособия составляет 40 процентов от среднего заработка за два года, предшествующих отпуску по уходу за ребенком. Минимальный размер выплаты — 10 611 рублей с учетом районного коэффициента, максимальный — 49 123 рубля в месяц.

”Где хороший отец, там и сын молодец.

Русская народная пословица.

”Атайлы бала — арҡалы бала

(Отец — опора для ребенка).

Башкирская народная пословица.

”Отец — это больше, чем биологическая роль. Отец — это патриарх, лидер, образец, доверенное лицо, учитель, герой, друг.

Леонид Бэкман, советский биолог.

”Каждый отец должен помнить, что однажды его сын последует его примеру, а не его совету.

Чарльз Кеттеринг, американский изобретатель.

”Детям нового тысячелетия, когда большие перемены станут неизбежными, больше, чем когда-либо, потребуется наставничество настоящих отцов.

Ян Грант, советский писатель.

”Отец ‒ это такое звание, подтверждать которое приходится каждый день.

Протоиерей Димитрий Рощин, настоятель московского храма.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ
Читайте нас: