В сентябре 2011 года группа заслуженных ветеранов войны и труда Республики Башкортостан вышла с предложением учредить памятные знаки трудового героизма жителей ряда городов в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. Такими знаками, как и знаками городов воинской славы, предлагается награждать указом президента Российской Федерации города, внесшие наиболее значимый вклад в Победу. В числе таких городов в нашей республике можно назвать Уфу, Стерлитамак, Белорецк и Ишимбай. В данной статье речь пойдет об Ишимбае, который стал родоначальником всех нефтяных городов и поселков Второго Баку.
Город Ишимбай — детище первых советских пятилеток. Руководство страны того времени придавало огромное значение поискам нефти в центральных областях и республиках, так как ранее открытые нефтяные месторождения находились в основном в пограничных регионах: в Азербайджане, на Северном Кавказе и Кубани. В мае 1932 года в БАССР было найдено первое нефтяное месторождение — Ишимбайское, первооткрывателем которого стал геолог А. А. Блохин.
Председатель Госплана СССР Н. К. Байбаков так оценил это судьбоносное для Башкирии открытие: «Не умаляя заслуг нефтяников других районов страны, беру на себя смелость утверждать, что башкирские нефтяные месторождения стали той отправной точкой, от которой была проложена дорога к нефтяным месторождениям Татарии, Перми и Сибири».
Ишимбай на долгие годы стал кузницей кадров для нефтяной промышленности республики и страны. В 1934 году был образован рабочий поселок Ишимбай.
Ишимбайские промыслы развивались. Уже в 1939 году они дали стране 1,67 млн тонн нефти. Одновременно стремительно рос и рабочий поселок. Была введена в эксплуатацию железная дорога Ишимбай — Уфа, которая сыграла огромную роль в развитии экономики всей южной части Башкирии и сопредельных районов Оренбургской области. Осенью 1935 года вступил в строй Ишимбайский нефтеперегонный завод — первенец нефтепереработки Башкирии.
Через год вводится в эксплуатацию первый нефтепровод на территории республики: Ишимбай — Уфа.
В 1940 году Ишимбай стал городом с населением 14 тысяч жителей.
Тяжелые испытания выпали ему в грозные годы Великой Отечественной войны, когда нефтедобывающие регионы страны (Западная Украина, Кубань, часть Северного Кавказа) оказались в руках фашистов. Выйдя к Волге, враг отрезал пути транспорта нефти и нефтепродуктов, нефтепромыслового и бурового оборудования, материалов и запчастей из Азербайджана и Грозного, где добывалось более 90 процентов нефти страны и были сосредоточены основные заводы по производству нефтепромыслового оборудования.
Именно в эти годы наступил «звездный час» Ишимбая, который, в полном смысле этого слова, стал фронтовым городом в глубоком тылу. Спрос тогда шел за каждый эшелон нефти, за состояние каждого промысла и скважины. «Все для фронта! Все для Победы!» — под этим девизом жил Ишимбай все тяжелые военные годы. «Мы знаем, — говорилось на одном из общегородских митингов, — что такое нефть на войне. Пусть мы далеки от боевых фронтов, но мы являемся той же самой действующей армией и дадим нефти стране столько, сколько потребуется. Каждая тонна нефти — это наш залп по Гитлеру».
Многие ишимбайцы были мобилизованы на фронт. Вместо ушедших защищать Родину отцов, сыновей, братьев в промышленность пришли женщины, подростки и пенсионеры. Женщины стали работать даже в буровых бригадах и вскоре составляли уже около 50 процентов нефтяников Ишимбая. Ремесленное училище № 2 и школа ФЗО, открытые в 1941 году, за время войны подготовили около 3000 специалистов нефтяного профиля. Многие выпускники стали знатными нефтяниками, например, буровой мастер Герой Социалистического Труда Р. Х. Аллаяров. Большую работу по подготовке высококвалифицированных кадров проводил Ишимбайский нефтяной техникум, среди выпускников которого были будущие крупные организаторы отрасли — министр нефтяной промышленности СССР В. Д. Шашин, его заместитель Р. Т. Мингареев, начальник объединения «Укрнефть» М. А. Потюкаев и другие.
Перед руководством города и треста «Ишимбайнефть» стояла и другая серьезнейшая задача: в кратчайший срок разместить эвакуированные предприятия и, самое главное, людей. Осенью 1941 года в Ишимбай прибыло около 300 работников Бакинского завода буровых насосов имени И. В. Сталина. А уже в марте 1942 года он начал выдавать продукцию. Был налажен выпуск «спецпродукции» (хвостовой части реактивных снарядов для знаменитых «катюш»). Одновременно вводится в эксплуатацию газолиновой завод, турбогенератор на 12 тыс. кВт из Грозного, переводится из Майкопа строительно-монтажная контора. Строится завод ламповой сажи; завод по переработке нефтяного газа и получению из него бензина. Выпускается также фильмургин для заправки танковых аккумуляторов. Эвакуированные предприятия и специалисты, а также вновь построенные заводы значительно укрепили промышленность Ишимбая.
В городе были развернуты три эвакогоспиталя и спецгоспиталь для лечения военнопленных немцев. К середине 1942 года в Ишимбае проживало более 1700 переселенцев. Это была колоссальная нагрузка для города, поскольку жилья, конечно, не хватало. Несмотря на все трудности и лишения, люди делали все возможное для победы. Буровики за 5 военных лет пробурили 398 скважин, общая проходка составила 275 тыс. метров горных пород, что на 40 тыс. метров больше, чем за 5 довоенных лет. Напряженный труд буровиков и геологов был ознаменован открытием Карлинского, Куганакского и Салиховского нефтяных месторождений. Особое значение для фронта имело открытие Кинзебулатовского месторождения нефти (1943 год, в разгар боев на Курской дуге). Всего за 1941 — 1945 годы страна получила около 4,5 млн тонн ишимбайской нефти. Не зря патриарх нефтяной промышленности Н. К. Байбаков в своих воспоминаниях отмечал: «В период войны каждый третий танк работал на горючем, выработанном из ишимбайской нефти». Погибший на фронте молодой летчик Борис Резганов в своем стихотворении «Ишимбаю» писал:
На твоем бензине я летаю,
Значит, вместе мы громим врага.
Предприятия Ишимбая многократно награждались переходящими Красными знаменами ГКО страны. Ишимбайцы принимали самое активное участие в сборе средств для нужд обороны, в том числе для авиаэскадрилий «Комсомолец Башкирии», «Башкирский истребитель» и др., а также танковых колонн. В 1943 году в город пришла телеграмма от И. В. Сталина: «Передайте трудящимся города Ишимбая, собравшим 1165000 руб. на строительство эскадрильи истребителей «Башкирский нефтяник», мой братский привет и благодарность Красной Армии».
Ишимбай дал фронту более 10 тысяч солдат и офицеров, из которых около 3000 пали на полях сражений. 8600 посланцев Ишимбая награждены боевыми орденами и медалями страны, а шестеро удостоены звания Героя Советского Союза: Г. И. Бердин, Д. С. Нагуманов, Т. Г. Халиков, Н. А. Черных, А. Ф. Рябов, С. У. Сайранов. Полными кавалерами ордена Славы стали Г. Т. Кузнецов и Ш. Ф. Маннанов.
Военное и послевоенные поколения ишимбайцев также достойно несли свою трудовую вахту.
Поэтому нет никакого сомнения в том, что этот город с богатой и героической биографией и его замечательные жители достойны присвоения высокого статуса — «Город трудовой и воинской славы».