Тема городского транспорта настолько многогранна, что в администрации Уфы решили ее «резать» по частям. В частности, сейчас много внимания стало уделяться реанимации трамвайного движения, которое пришло в столице республики в тяжелое состояние. А чтобы не изобретать велосипед, к обсуждению проблем пригласили коллег из других регионов.
О важности такого шага корреспонденту «РБ» рассказал специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:
— Сейчас Уфа вырывается из некоторой информационной изоляции. В России существует сообщество городов, в котором они делятся своим опытом развития общественного транспорта. Наш город в этом плане держался в стороне, но сейчас такой прорыв начался. Теперь есть все шансы, что ситуация изменится.
В столице Башкирии наибольших успехов пока удалось добиться на автомобильных дорогах. Мэр города Ратмир Мавлиев напомнил, как еще шесть лет назад по мегаполису рассекали «чебурашки» — автобусы небольшой вместимости с газовыми баллонами на крыше. Теперь их нет. Началось восстановление троллейбусного парка, причем машины производятся непосредственно в Уфе. И вот теперь очередь дошла до трамваев.
— То, что удалось сохранить электротранспорт, — это, наверное, главная наша победа. Ситуация с ним была, мягко выражаясь, печальная. Теперь она выправляется, — считает Ратмир Мавлиев.
Поводом для оптимизма стала поставка в столицу Башкирии первой партии польских трехсекционных трамваев PesaTwist. Точнее даже — не польских, а московских, ведь прежде составы эксплуатировались в столице страны и производились с 2014 по 2022 год. То есть вагоны относительно новые. Для сравнения: средний возраст уфимских трамваев — 35 лет.
— По поводу Pesa было много скепсиса, но, как видим, вагоны вышли на линию и работают, — подчеркивает уфимский мэр. Тем более что у вагонов много плюсов — они вместительные, низкопольные, комфортные для пассажиров.
— Трамвайный парк, который вам достался от Москвы, считаю, один из лучших в стране. В итоге в Уфе, надеюсь, получит развитие и инфраструктура, так как импортный подвижной состав имеет более высокие нагрузки на оси, немного другой ток. То есть необходимо будет провести реконструкцию всего путевого и энергохозяйства, — поясняет директор института прикладных транспортных исследований Дмитрий Енин. И как дополнил его Ратмир Мавлиев, заодно предстоит избавиться по маршруту движения от открытых грунтов, что позволит не только сделать дороги чище, но и организовать дополнительный путь для автомобилей.
Чтобы решить эти задачи, городу на ближайшие три года потребуется около 2,5 млрд рублей. Причем порядка 500 млн рублей можно освоить уже в следующем году.
— При этом важно в процессе модернизации не создать неудобств горожанам, — особо подчеркивает Ратмир Мавлиев.
Сейчас по столице республики курсирует пять трамваев Pesa из 11 поставленных, каждую неделю планируется запускать еще по одному. Всего Уфа должна получить 69 «червяков», как их из-за длины в шутку называют специалисты.
А скепсис, о котором упоминал глава города, в первую очередь связан с тем, что польские партнеры прервали все контакты и больше свою продукцию не обслуживают, в том числе не поставляют запчасти. Здесь, по словам директора уфимского предприятия «Управление инфраструктурой транспорта» Олега Хмарина, на помощь пришли московские специалисты. В результате одни проблемы уже решены собственными силами, с другими понятно, за счет чего их можно «разрулить». Во всяком случае, по пути каннибализации (в маркетинге — сокращение объемов. — Авт.) ряда вагонов, как предрекают некоторые оппоненты, дело пойти не должно.
— Наверное, Уфе по сравнению с Пермью и Челябинском есть куда расти, но с другой стороны, в ПФО имеются города, в которых пока вообще ничего не происходит, — например, в Ульяновске. Теперь необходимо определиться, что нужно делать дальше. Например, остановочные павильоны в Уфе точно не самые лучшие. Транспорт должен быть чистым, опрятным. Обратил внимание, что и здесь немало вопросов, — говорит Илья Зотов, заместитель председателя общественного совета при минтрансе России.
Еще один очень важный вопрос для транспортников — наладить хорошую обратную связь с горожанами. Ведь в столице Башкирии ежедневно общественным транспортом перевозится в общей сложности около 650 тысяч человек. Здесь тоже есть немало удачных наработок, и опыт других городов наверняка пригодится и Уфе.
Например, в Перми во всех соцсетях завели полуофициальную страницу «Пермский транспорт». Благодаря которой за год было проведено около 200 корректировок в работе средств передвижения.
Задача перед Уфой стоит похожая: соединить в одно целое экономику, технологические решения, удобство пассажиров и их осведомленность обо всем происходящем на дороге.
Специалисты дружно подчеркивают, что сегодня в Москве стало аксиомой: передвигаться на общественном транспорте по городу намного быстрее и удобнее, чем на личном. По большому счету, именно такую конечную цель ставят перед собой и транспортники Уфы.