Все новости
Транспорт
16 Октября , 11:15

Самокаты в городе

Использование средств индивидуальной мобильности вызывает много вопросов, и на некоторые ответов нет

Альберт ЗАГИРОВ  Самокаты — хороший транспорт, если пользоваться ими по правилам.
Самокаты — хороший транспорт, если пользоваться ими по правилам.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Безопасность при использовании квадроциклов, питбайков, электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности обсудили участники круглого стола, который прошел в Госсобрании — Курултае РБ. В разговоре приняли участие депутаты разных уровней, представители министерств и ведомств, администрации Уфы, ГИБДД и кикшеринговых компаний.

Взрывной рост

— Использование СИМов в республике развивается взрывным образом. Но скорость их настолько высока, что не каждый может увернуться от быстро приближающегося самоката. Поэтому вопросы нормативного регулирования их использования и повышения безопасности приобретают особую актуальность. Также остро стоит проблема допуска к дорожному движению квадроциклов и питбайков: поступает много обращений с требованиями их запретить или ввести жесткие ограничения.

Мы не сторонники запретительных подходов, а выступаем за создание условий для безопасной езды на СИМах. Мы должны понять, как урегулировать ситуацию, и найти баланс между всеми участниками дорожного движения, — отметил модератор круглого стола, председатель комитета по общественной безопасности, правопорядку и судебным вопросам Госсобрания — Курултая Фарит Гумеров.

Мировой опыт показывает, что универсального решения проблемы нет. Меры, как правило, сводятся к ограничению скорости и запрету выезда на пешеходные дорожки.

— Но этого недостаточно. Требуется изменение правил дорожного движения, закрепление административной ответственности водителей, активизация образовательной и просветительской деятельности, обустройство дорожной инфраструктуры, повышение уровня личной ответственности и уважения к другим участникам дорожного движения, — подчеркнул Фарит Гумеров.

Санкции за нарушения

— Госдума уделяет большое внимание этому вопросу. В июле приняты в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях, связанные с использованием СИМов. Езда на самокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обойдется в сумму от 20 до 30 тысяч рублей, превышение скорости — от 500 до пяти тысяч рублей, причинение легкого вреда здоровью при ДТП — от двух до пяти тысяч рублей, вреда средней тяжести — от 10 до 15 тысяч рублей. Также будут штрафовать за езду на самокате по автомагистрали, нарушения при пересечении перекрестка и движении по тротуару, за оставление места ДТП и отказ от медосвидетельствования. Такие меры должны уменьшить количество ДТП и обеспечить безопасность граждан, — отметил депутат Государственной Думы Динар Гильмутдинов.

Кикшеринговые компании активно участвуют в обеспечении безопасности. Например, всем электросамокатам присвоены номера. Но если ответственность за арендные самокаты берут на себя компании, то частные СИМы остаются вне зоны контроля, подчеркнул депутат.

Средства индивидуальной мобильности необходимо классифицировать и упорядочить их допуск к дорожному движению. Ну и, конечно же, необходимо создавать инфраструктуру, чтобы всем было безопасно и комфортно. Что касается культуры вождения, то здесь Динар Гильмутдинов напомнил об оборудованных когда-то силами ГИБДД центрах по безопасности дорожного движения. Увы, сейчас эти автодромы стоят заброшенные.

Квадроцикл на дороге

Бурную дискуссию на круглом столе вызвало использование квадроциклов и питбайков, которые в принципе не предназначены для использования на дорогах. Однако немало тех, кто это требование игнорирует и гоняет на них в потоке автомобилей.

— У нас печальная статистика по использованию квадроциклов, которые относятся к самоходным машинам. Мы живем за городом и сталкиваемся с тем, что их беспорядочно используют дети. Они как сумасшедшие носятся по деревням, считая, что прав на управление не требуется. Отсюда трагические случаи. Самый резонансный произошел недавно в Татарстане: там разбился 13-летний мальчишка на квадроцикле, которого преследовал сотрудник ГИБДД, — отметил член комитета Госсобрания по науке, образованию, культуре, молодежной политике и спорту Рамиль Бадамшин.

Жители бьют тревогу, сотрудники Госавтоинспекции всегда реагируют на такие сообщения, приезжают с рейдами. Но в чате села появляется информация об этом, и все с улиц исчезают. Родители должны чувствовать свою ответственность, ведь их ребенок может разбиться, подчеркнул депутат.

— В законе вроде бы прописано, что на квадроцикл надо получать регистрационные номера, но я их ни у кого не видел. В связи с этим предложение — продавцы должны брать у покупателей обязательство поставить квадроцикл на учет.

Второй момент: если мы встречаем ребенка на квадроцикле, то для оперативного реагирования необходимо наделить председателя сельсовета полномочиями отстранять его от управления и вызывать ГИБДД для оформления правонарушения, — отметил Рамиль Бадамшин.

Кроме того, нужно обучать подростков правилам дорожного движения.

— В 14 лет уже вполне можно давать эти знания. Нужно разработать норму, чтобы мальчишки обучались и сдавали экзамен на права, а в 16 лет получали водительское удостоверение в упрощенном порядке. В сельских поселениях надо создать автодромы, где они могли бы тренироваться, — подытожил депутат.

С согласия родителей

Статистику дорожных происшествий с мототранспортом и СИМами привел врио начальника Управления ГИБДД МВД по РБ Олег Дмитриев.

— За восемь месяцев года произошло 115 ДТП с участием водителей мототранспорта, 13 человек погибли и 121 получил травмы. С участием СИМов зарегистрировано 43 ДТП, 45 человек получили травмы. Квадроциклы попали в восемь ДТП, один человек погиб, и семь человек получили травмы, — сообщил руководитель управления.

Особую тревогу вызывают происшествия с несовершеннолетними водителями. С детьми, управляющими мототранспортом, зафиксировано 48 ДТП, в которых один ребенок погиб и 48 детей травмировано. С СИМами произошло 13 ДТП, в которых 14 детей получили травмы, с квадроциклами — четыре аварии, четыре ребенка получили травмы.

В пример Олег Дмитриев провел трагический случай, который произошел в августе в селе Серменево Белорецкого района. Там семиклассник опрокинулся на мопеде, с многочисленными травмами попал в реанимацию и на 18-е сутки скончался.

Чтобы избежать таких случаев, Госавтоинспекция проводит рейды. За восемь месяцев года был выявлен 671 несовершеннолетний нарушитель. Из них 640 подростков не имели прав, а 31 находился в состоянии алкогольного опьянения. В отношении родителей в этом случае применяется статья КоАПП за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Однако санкции по ней символические: предупреждение или штраф 500 рублей, посетовал руководитель управления.

— Считаю необходимым ужесточить санкции. Нужно также предусмотреть обязательное согласие родителей при приобретении несовершеннолетними транспортных средств. Что касается питбайков, то покупатель должен предъявлять продавцу документ, подтверждающий занятия этим видом спорта на специализированных площадках, и предусмотреть их регистрацию, — подчеркнул Олег Дмитриев.

Еще одно предложение касалось ведения списков школьников, имеющих доступ к мототранспорту и СИМам, с передачей их в органы внутренних дел.

Запретные зоны

О том, как решается вопрос безопасности самокатов в Уфе, рассказал начальник управления транспорта и связи администрации столицы Ильдар Салихов.

— В Уфе более 3,5 тысячи электросамокатов. С кикшеринговыми компаниями заключены соглашения о взаимодействии сторон. Определены территории, на которых действует запрет на движение самокатов — это промзоны, кладбища, частично — парки, скверы и общественные территории. Парк имени Якутова для самокатов закрыт полностью. Также введены ограничения скорости, — пояснил представитель мэрии.

Возле 32 школ столицы скорость движения самокатов ограничена 15-ю километрами в час. В парках и скверах скорость не может превышать 10 — 15 километров в час. Максимальная скорость на 127 перекрестках города составляет пять километров в час, еще на 22 перекрестках — 10 — 15 километров в час.

Кроме того, в городе предусмотрели более тысячи виртуальных парковочных мест, а 93 зоны для парковки самокатов обозначены разметкой, отметил Ильдар Салихов.

Научить ребят ездить

Очень эмоционально выступил на круглом столе заслуженный мастер спорта России, многократный чемпион мира по мотогонкам на льду, директор спортивной школы имени Гастелло Николай Красников.

— Я занимался не только мотогонками на льду, но и кроссом на снегоходах. И могу утверждать, что 95 процентов владельцев снегоходов не умеют ими пользоваться. У нас нет места, где их могли бы этому научить. Та школа, которую я открыл, работала эффективно, там выросли три чемпиона мира. Но чемпионы — лишь украшение нашей работы. Основным направлением было воспитание молодежи, чтобы привить ей культуру вождения, — подчеркнул Николай Красников.

По словам прославленного спортсмена, питбайки делятся на две части. У одних есть стоп-сигналы, фары и поворотники, и они должны обязательно регистрироваться. Те питбайки, у которых всего этого нет, — это спортинвентарь, и только спортивные секции могут покупать их для занятий на специализированных площадках, гарантируя, что эта техника на дороги не попадет.

— В спортивную школу имени Гастелло я пришел в надежде, что смогу привести в порядок стадион, поддержать тренерский состав. Рядом есть заброшенный парк имени Гастелло, который идеально подходит под развитие технических видов спорта. Но мне его предоставить отказались, — посетовал Николай Красников.

Представитель мэрии, впрочем, тут же пообещал подыскать для занятий спортсменов альтернативное место.

Безопасность в приоритете

Своим взглядом на проблему поделились и представители кикшеринговых компаний.

— Самокаты стали по-настоящему общественным транспортом. Жители Уфы с начала сезона совершили более полумиллиона поездок. По правилам сервиса, пользоваться самокатами могут только лица, достигшие 18 лет. В нынешнем году произошло 146 инцидентов, под которыми понимаются ДТП и незаконные действия пользователей. Это менее одного процента от общего количества поездок, — сообщил менеджер по взаимодействию с органами власти компании «МТС Юрент» Максим Дружинин.

— За несоблюдение правил пользования самокатами выставляются штрафы и блокируются аккаунты. В Уфе уже заблокировано более двух тысяч пользователей, из них 600 несовершеннолетних. Также выставлено 5,5 тысячи штрафов за различные нарушения, — пояснил представитель компании.

Представитель компании «Whoosh» Денис Балакирев подчеркнул, что Уфу приводят в пример во многих регионах, поскольку здесь налажена полноценная совместная работа с администрацией города и ГИБДД.

— У нашего сервиса в Уфе 2,5 тысячи самокатов. И мы осознаем нашу ответственность за комфорт и безопасность жителей. У нас есть идентификация всех самокатов, у каждого свой номер. Мы видим их в системе и знаем всю их историю. Если произошел инцидент, мы можем установить все его обстоятельства, — отметил Денис Балакирев.

С начала сезона в Уфе было заблокировано и оштрафовано 20 тысяч нарушителей. Казалось бы, это большая цифра. Однако в прошлом сезоне на самокатах компании было совершено 2 млн поездок, в этом году их будет 3 — 4 млн.

Получается, что нарушителей опять же менее одного процента.

— Мы контролируем, чтобы самокатами пользовались только лица старше 18 лет. Но мы не можем на сто процентов исключить поездки детей — бывает, что родители регистрируют аккаунт, а потом передают его ребенку. Поэтому важно вести работу по пропаганде безопасности дорожного движения и ответственности родителей. У нас есть готовый урок, с которым мы ходим по школам. Будет замечательно, если такое обучение станет обязательным в масштабах республики, — отметил Денис Балакирев.

Добавим, что высказанные на круглом столе предложения будут рассмотрены и изложены в виде рекомендаций.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: