Исторически так сложилось, что именно Уфа стала центром российского ислама. По мнению историков, до XVIII века Российское государство пыталось бороться с иноверцами. Мусульман насильно крестили, мечети разрушали. После массового участия башкир и других народов в Пугачевском восстании политика государства в отношении мусульман стала более гибкой. Переломной точкой стало появление в 1788 году Уфимского Духовного Магометанского закона Собрания (позже — Центральное духовное управление мусульман). В Российской империи к 1917 году насчитывалось до 20 миллионов мусульман, сформировалась развитая мусульманская культура: книгоиздание и периодическая печать, строительство мечетей, система мусульманского образования. После установления Советской власти вновь начинается борьба с религией, достигшая своего пика в тридцатые годы прошлого века.
В 1936 году умирает муфтий Центрального духовного управления мусульман Ризаитдин Фахретдинов. На мусульманское духовенство обрушивается очередной шквал репрессий. В этих условиях в Уфу были вызваны все мухтасибы, чтобы решить дальнейшую судьбу ЦДУМ.
Вот что пишет об этом событии дочь Габдрахмана Расулева Сафуат Рахманкулова: «В начале июня отец получил телеграмму из Уфы. Его вызывали на совещание мухтасибов, так как собирались закрывать Центральное духовное управление мусульман Советского Союза. Каждого мухтасиба спрашивали, нужно ли сейчас Духовное управление мусульман или его надо закрыть. Все мухтасибы ответили так: «Надо сделать так, как решит власть». Когда отцу задали этот вопрос, он решил выступить.
«Русская царица открыла Духовное управление мусульман, считая его нужным, — сказал он. — Вы хотите его закрыть, считая его ненужным. Через пять лет оно будет нужным, но открыть его будет трудно — необходимых людей не будет».
Представители власти были удивлены выступлением отца. Один из них спросил его властным голосом: «Как твоя фамилия, где ты живешь и чем ты занимался до революции?» Отец кратко рассказал о себе. Тогда этот человек сказал отцу: «Вот тогда ты, хазрат, и работай муфтием и постарайся сохранить Духовное управление мусульман». Этим высоким начальником был председатель ЦИК Башкирской АССР Афзал Тагиров.
Габдрахману Расулеву досталось тяжелое наследство. Например, к началу войны в Башкирской АССР оставалось всего лишь 12 действующих мечетей и религиозных общин. Многие религиозные деятели были убиты или репрессированы. Между тем до революции мечеть, а то и несколько, имелась практически в каждой деревне.
Уже в самом начале войны Габдрахман Расулев выступил с обращением к мусульманам с призывом подняться на защиту Родины: «Советское правительство теперь не будет притеснять ислам. Центральное духовное управление мусульман будет восстанавливать ранее закрытые мечети…» На этом муфтий не остановился, а, напротив, решил перехватить инициативу, чтобы использовать благоприятную конъюнктуру для восстановления позиций ислама до максимально возможного в данной ситуации уровня, и достиг в этом отношении больших успехов, считает историк Салават Хамидуллин.
Французский советолог и исламовед Александр Беннигсен писал: «В июле 1942 года муфтий европейской части России Габдурахман Расулев взял на себя инициативу возобновления контактов со Сталиным.
Взамен на обещание мусульман оказать поддержку в войне против фашистов антирелигиозная пропаганда была если не совсем прекращена, то во всяком случае приторможена, и отношения между советским государством и официальным исламом нормализовались…».
15 мая 1942 года на совещании членов ЦДУМ и ДУМ Башкортостана в Уфе было принято обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии: «Уважаемые братья мусульмане! Фашистская Германия и ее приспешники Италия и другие, как и 1100 лет назад в Испании и в 1189 году в крестовом походе, ведут настоящую войну с целью завоевания мирового господства и порабощения народов… Великий пророк Мухаммад говорит: «Любовь к родине, защита ее есть долг религии». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении…»
Благодаря этому обращению тысячи и тысячи верующих влились в ряды защитников Родины. В республиках, где население традиционно исповедовало ислам, поистине общенародным стало движение за сбор средств на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий. Центральное духовное управление мусульман в Уфе собрало в 1943 году на строительство танковой колонны около десяти миллионов рублей. Причем сам муфтий Габдрахман Расулев сдал 50 тысяч рублей из собственных сбережений. Это огромная сумма, если учесть, что рабочий завода в то время получал около 400 рублей. Иосиф Сталин ответил ему телеграммой: «Благодарю вас за вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии». Ответ Сталина был опубликован в «Известиях», что не могло не вызвать огромного общественного резонанса. После этого муфтий приобрел иммунитет от любых посягательств со стороны госорганов.
Таким образом, он принял разгромленный ЦДУМ, в ведении которого находились считаные приходы с деморализованным от шквала репрессий духовенством, а оставил его в 1950 году довольно живым учреждением, имевшим уже тысячи мечетей и полулегальных общин, в которых возродилась религиозная жизнь. Он выдавал служителям культа свидетельства ЦДУМ на право совершения обрядов, несмотря на то, что подобные документы могли получать лишь руководители зарегистрированных общин. Не считаясь с мнением органов, регулировавших конфессиональную сферу, до 1950 года он выдал 917 подобных свидетельств, то есть фактически легализовал 917 приходов. Как пишет исламовед А. Юнусова, «обуздать Расулева никто не мог». Уфа по-настоящему стала центром притяжения мусульман огромной страны.
Уфимский краевед, географ и путешественник Вадим Марушин писал: «Именем нашего города до перестройки открывались двери в домах среднеазиатских республик. Мне и моим друзьям — спортсменам, туристам и альпинистам — достаточно было назвать город, откуда мы приехали к ним, как решались многие вопросы. Не потому, что мы такие хорошие, а потому, что в нашем городе находится Соборная мечеть Главного управления мусульман Европейской части России и Сибири. У нас не спрашивали нашу национальность, мы были представители города, где соблюдаются мусульманские традиции. Мы представляли город, в котором жил и творил великий муфтий».
Жизнь и деятельность Габдрахмана Расулева вызывает искреннее восхищение. Каким образом простой сельский парень смог стать мудрым религиозным и общественным деятелем в масштабах большой страны, сделал почти невозможное для изменения государственной политики в отношении не только мусульман, но и других конфессий? Тут уместно вспомнить известную поговорку: яблоко от яблони недалеко падает. Габдрахман Расулев был старшим сыном Зайнуллы-ишана, пожалуй, самого авторитетного мусульманского деятеля и просветителя своего времени. Духовное наследие Зайнуллы Расулева изучается до сих пор, в Уфе регулярно проводятся международные научно-практические конференции. Малая родина Расулевых — небольшая башкирская деревня Шарипово в Учалинском районе. Интересно, что медресе в родном селе открыл дед Зайнуллы-ишана, который имел духовное образование, а его отец там преподавал.
Габдрахман Расулев родился в 1881 году. Учился в медресе «Расулия» в городе Троицке. Основанное его отцом, это учебное заведение в то время стало лидером в духовном образовании края и было известно на всю Россию. Габдрахман, получив аттестат имама, в свои 18 лет отправился в хадж. После посещения «двух святынь», проучившись в каирском университете «Ал-Азхар» три года, вернулся домой дипломированным специалистом, чтобы в 1903 году стать преподавателем, а уже в 1905-м — ректором медресе «Расулия». Именно он реформировал свою первую альма-матер, введя новейшие методы обучения и светские науки. После революции 1917 года большевики закрыли медресе. По окончании Гражданской войны возобновилась деятельность ЦДУМ, председатель которого муфтий Ризаитдин Фахретдинов назначил Габдрахмана Расулева мухтасибом огромной Уральской области, включавшей в себя территорию современных Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Пермского края, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Являясь видными представителями дореволюционной мусульманской элиты, оба эти деятеля привлекались правительством СССР в тех случаях, когда Москва принимала глав исламских государств — короля Афганистана Аманулла-хана в 1928 году и президента Турции Мустафу Кемаля Ататюрка в 1936-м. Таким образом, в должности муфтия Духовного управления мусульман России в сложные тридцатые годы прошлого века трудно представить более подготовленного человека.
Муфтий Габдрахман Расулев до конца своей жизни шел по пути богопознания, то есть исполнял обязанности члена тариката Накшбандийа в качестве действующего шейха, муршида и духовного преемника своего отца Зайнуллы-ишана. Сафуат Рахманкулова вспоминала: «После кончины ишан-хазрата все внимание мусульман, особенно казахов и башкир, сосредоточилось на нашем отце. Люди приходили, приезжали издалека за советом, за помощью, за лечением. Время и годы не уменьшили внимания мусульман к отцу как продолжателю священного учения ишан-хазрата. В течение всей своей жизни отец чувствовал это внимание со стороны мусульман Советского Союза».
Его смерть потрясла мусульманский мир. Снова обратимся к воспоминаниям краеведа Вадима Марушина: «Летом 1950 года скончался муфтий Расулев Габдрахман Зайнуллович. С одним из его сыновей, Эриком, мы учились в одном классе. Бывал я у муфтия и дома. Запомнилась мне его жена — высокая, стройная, красивая женщина. Ходила она по дому в халате и в шитых золотом домашних туфлях. Сам муфтий был необычайно добрый и ласковый человек. О его кончине не надо было оповещать — траур накрыл не только Соборную мечеть, но и все прилегающие к ней улицы. Меня поразило обилие людей, пришедших на его похороны. Они плотными рядами сидели кто на ковриках, а кто просто так, на земле, скрестив по мусульманскому обычаю под собой ноги. Люди были разные: в чалмах и халатах, хорошо и плохо одетые, но все они искренне переживали кончину муфтия. Меня поражало огромное скопление ранее не виданных мною людей, одетых в восточные наряды. Разнообразной формы тюрбаны, высокие каракулевые папахи, тюбетеи с различными орнаментами и простые — все было представлено перед взорами уфимцев. Уфа на время похорон как будто бы превратилась в Мекку — столько было в ней приезжего люда и особенно духовенства со всего мусульманского мира. Это была потрясающая и запомнившаяся на всю жизнь картина».
Смерть Габдрахмана Расулева совпала с периодом нового наступления атеистического режима на ислам, которое усилилось после кончины Сталина. Только в 90-е годы прошлого века был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Верующие и вся общественность получили возможность в полной мере отдать дань памяти и глубокого уважения таким выдающимся религиозным деятелям, как Габдрахман Расулев. Он сыграл выдающуюся роль в сохранении не только суфизма, но и в целом ислама и его институтов на территории современной России, изменения отношения руководителей страны к религии.
…В первой Уфимской соборной (Тукаевской) мечети всегда многолюдно. Тут проводит пятничные молитвы верховный муфтий ЦДУМ Талгат Таджуддин, верующие пять раз в день совершают намаз, все время читают молитвы. Люди выходят из расположенной на крутом склоне Белой мечети одухотворенными. Они слышат шум ветра, шелест листьев, пение птиц и понимают, насколько быстротечна жизнь, что нужно прожить ее в вере и служении людям, как и похороненный здесь муфтий Габдрахман Расулев.