Эта улица в Уфе всегда привлекала к себе внимание и самих горожан, и гостей, и представителей власти. В последние годы о ней приходилось слышать разное: кто-то именовал ее «несчастным Арбатом», кто-то говорил о сносе домов или их реконструкции, другие переживают за нынешний ремонт дороги... Действительно, у некогда главной улицы города сегодня не самые простые времена. Но если обернуться назад, можно убедиться — сложные периоды она уже переживала!
История улицы богата на события. Ведь первые поселения на этом месте относят к XVI веку. Территория также входила в состав Уфимского Кремля, который сгорел в 1759 году. Изначально она носила название Малая Репная (по названию слободы, в которой проживали стрельцы), затем Большая Казанская, или Казанская, так как ее направление вело из старого города в сторону Казани.
Здесь всегда кипела жизнь: располагались магазины, пожарный и полицейский участки, особняки купцов, знатных людей. В середине XIX века улица была вымощена булыжником, а за чистотой следил лично сам первый губернатор, сын писателя Сергея Аксакова Григорий. Затем, чтобы «разгрузить» ее, Городская Дума запретила возводить тут новые магазины. Однако на тот момент Большая Казанская уже постепенно отдавала свое первенство центральной улицы города набиравшей обороты Верхнеторговой площади. Популярность стали приобретать и такие улицы, как Центральная (ныне ул. Ленина), Лазаретная (ул. Аксакова), Александровская (ул. Карла Маркса). Казанская же теряла свое важное значение, а вместе с тем и парадный вид. Конечно, про нее не забывали, ведь она всегда привлекала горожан своей уникальной архитектурой и прекрасными зелеными насаждениями.
И сегодня улица Октябрьской Революции совершенно неповторима как замечательный объект исторической части города. Практически каждое здание здесь является памятником культурного наследия (а их, между прочим, насчитывается около 40!), и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Кузнецовское (II Приходское) училище — улица Октябрьской Революции, 55. Его жизнь началась в 1860 году, когда купец Никита Кузнецов пожертвовал для училища свой каменный одноэтажный дом и земельный участок. А также обязался финансировать учреждение вплоть до содержания учителей. Торжественное открытие состоялось 30 октября этого же года. В учреждении учились 70 мальчиков — дети дворян и чиновников, купцов и мещан, разночинцев и крестьян, а преподаватель некоторое время был один — Алексей Васильевич Фрагранский. Заслуги основателя училища сочли крайне значимыми, и уже в феврале 1861 года учреждению было присвоено наименование «Кузнецовское».
В последующие годы количество учеников несколько сократилось, но стоит отметить важную для того времени особенность Второго приходского училища: почти пятую часть учащихся составляли мальчики из мусульманских семей. В Российской империи их называли магометанскими.
Город рос, детей становилось все больше, и вскоре в школе начинают учиться совместно мальчики и девочки, а у здания появляется второй этаж.
Интересно, что все последующие годы до самого закрытия учащиеся не переставали ухаживать за большим садом возле училища. На сегодняшний день от него практически ничего не осталось, кроме архивных фотографий.
В 1915 году, когда шла Первая мировая война и появилось много сирот, в здании был открыт Детский дом № 3. Преподаватели с учениками временно переместились в одноэтажный дом Деева (ныне он снесен).
Дальнейшие события в стране также не обошли стороной Кузнецовское училище: менялись количество учеников, система обучения, юридическая принадлежность заведения. Более-менее все организовалось к 1931 году, когда улица уже получила название Октябрьской Революции, а знаменитое училище стало называться ФЗС (фабрично-заводская семилетка) № 19. В эти годы активно работала программа ликвидации безграмотности. И одно из последних изменений школа пережила в сентябре 1943 года, когда была введена известная многим структура советской школы (четыре класса — начальная, семь классов — неполная средняя, десять классов — средняя), а на фасаде бывшего Кузнецовского училища появилась и надолго закрепилась вывеска: «Средняя школа № 5».
Новая страница в истории училища открылась в 1975 году, когда оно было передано Башкирскому пединституту. В настоящее время здесь располагается Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ имени М. Акмуллы. А здание является объектом культурного наследия регионального значения.
— Кузнецовское приходское училище было построено купцом Кузнецовым специально как светская школа для жителей Уфы. Сам купец проживал в усадьбе Шамовых неподалеку. После постройки здания он подарил его городу специально для школы. В училище до 1975 года располагалась школа № 5, которая после постройки нового здания на улице Авроры переехала туда. А освободившееся здание передано педуниверситету, — поясняет Эльза Маулимшина, председатель Совета Башкирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Демидовское подворье — улица Октябрьской Революции, 57/1. Фамилия горнозаводчиков Демидовых известна всем, кто интересуется отечественной историей, но не все уфимцы знают, какой вклад ее представители внесли в развитие нашего города. Началось все с того, что один из них — Евдоким Никитич Демидов — во второй половине XVIII века развернул свою деятельность на Южном Урале. Уже в 1770 году он построил каменный дом на Большой Казанской и поселил здесь сына Ивана, который вскоре стал владельцем двух заводов — Кагинского и Узянского, а также перевел сюда около двух десятков крестьянских дворов крепостных, создав таким образом Демидовскую слободку.
Большую популярность здание приобрело в 1774 году, когда у Демидовых остановился прославленный полководец Суворов. Известно, что в доме был потайной подземный ход, по которому можно было выйти на берег реки Белой около Оренбургской переправы.
Детей у Ивана не было, и после его смерти все наследство перешло жене и родственникам. Они долгое время не могли договориться о разделе дома, мельниц, заводов и магазинов, к тому же семейство могло вообще ничего не получить из-за дЬолгов покойного.
К счастью, в 1860-х годах все уфимское хозяйство Демидовых приобрел богатый белебеевский купец Федор Семенович Сафронов. По этой причине многие называют известное здание домом Сафроновых, или домом Демидовых-Сафроновых.
Оно было перестроено, а позднее перешло во владение А. Н. Сафроновой, которой и принадлежало вплоть до установления советской власти. Далее дом национализировали и разделили на несколько коммунальных квартир. В период сдачи усадьбы под жилье дворовые фасады были перестроены, в комнатах установлены перегородки, появился пристрой.
Этот дом по причине своего возраста стал свидетелем различных исторических событий, а его архитектурные детали служат напоминанием о прошлой эпохе. Долгое время он был жилым, привлекая внимание туристов и местных жителей своей особой атмосферой спокойствия и умиротворения. На сегодняшний день здание находится на реконструкции.
— Я когда-то читала, что его хотят отдать под кофейню или коворкинг. Идея сама по себе неплоха, здорово, когда в такие знаковые дома можно запросто зайти. Это ведь не какая-нибудь коммерческая контора, которая закроет свои двери для посторонних, здание было бы доступным для людей. Безусловно, желательно, чтобы элементы декора сохранились, — рассуждает экскурсовод Светлана Муртазина. — Замечательно было бы разместить там музей уфимского купечества и сохранить обстановку, убранство того времени для всех желающих познакомиться с историей города.
Улица Октябрьской Революции была и остается одним из уникальных мест Уфы. Даже сейчас, когда многие ее здания — свидетели давно ушедшего времени — находятся в неприглядном состоянии, по ней стоит пройтись, без спешки останавливаясь перед каждой калиткой, вглядываясь в темные окна прошлого, слушая тихий шорох и скрип древних деревянных стен. Уловить и тот таинственный холод, который идет от старинной кирпичной кладки, навсегда запечатавшей сыроватый запах тлена… Что ж, время неумолимо. Но мы должны спасти, сохранить, вернуть это историческое богатство! Сберечь для будущих поколений культурное наследие нашего прекрасного города.