Все новости
Столица
25 Апреля , 11:15

Гостиный двор, переживший забвение

Одно из самых знаковых мест столицы всегда было наполнено особым смыслом

с сайта «Ураловед» Гостиный двор в начале XX века...
Гостиный двор в начале XX века...Фото:с сайта «Ураловед»
... и сегодня.
... и сегодня.

Почти не сомневаюсь, что на вопрос, где можно погулять в нашем городе, девять из десяти уфимцев ответят не задумываясь: на Гостинке!

Гостиный двор, он же Гостинка, он же ГД — самое узнаваемое место в столице. Тут постоянно кипит жизнь: рядом вузы, банки, рестораны, бары, бьюти-студии и многое-многое другое. Создается впечатление, что Гостиный двор всегда был таким — шумным и многолюдным, красочным и нарядным. Переживал он, однако, разные времена. Сегодня уже далеко не все вспомнят, как выглядела уфимская достопримечательность лет двадцать назад. А если мы отправимся в далекое прошлое? Итак, начнем наше путешествие с первой половины девятнадцатого века.

Уже тогда Гостиный двор упоминается в переписке между чиновниками Уфы и Санкт-Петербурга при обсуждении необходимости строительства новых торговых рядов в губернском городе. Тогда же началось их масштабное строительство.

Изначально центром Уфы являлся район современного монумента Дружбы, что вполне объяснимо, ведь рядом находилась Нижнеторговая площадь, пролегали основные городские улицы. Позже роль торгового центра взяла на себя уже знакомая нам Верхнеторговая площадь, которая на тот момент представляла собой пустырь, куда приезжали мелкие торговцы на телегах.

Кстати, Гостиный двор можно с уверенностью назвать первым уфимским долгостроем — его строительство длилось около сорока лет. Но несмотря на это торговля здесь никогда не прекращалась, впрочем, народные гулянья и прочие увеселительные мероприятия тоже были приметой Базарной площади.

Само здание Гостиного двора построено в стиле классицизма по проекту одного из ведущих российских архитекторов Авраама Ивановича Мельникова. Оно включало в себя больше пятидесяти внутренних и внешних мест для торговли. А некоторая неустроенность площади не была помехой для самарских, оренбургских и местных купцов.

Местные жители отзывались о центре Уфы так: «Вообще, торговая площадь представляет далеко не красивый вид. Деревянные лавочки, окружающие гостиный двор и внутри его находящиеся, по местам наваленные бревна, навоз, остающийся после базарного дня, и непроходимая грязь в ненастье — вот ее отличительные черты. В двадцатых годах, когда площадь эта, хотя еще и бедно застроенная, имела более отрадный вид, чем теперь, т. е. вместо навозу и грязи покрыта была ковром зелени, тогда она служила местом гульбища, куда по временам собиралась повеселиться вся тогдашняя уфимская знать. Это делалось таким образом. На площади устраивались деревянные скамьи, ставились столы с разными закусками и сластями, являлся незатейливый оркестр музыки, и тогда начиналось полное веселье. Молодежь пела русские песни, играла в горелки, плясала русские пляски и т. п. Люди же пожилые или беседовали между собой, попивая пунш, или играли в карты» (М. Сомов. «Описание Уфы» (1864 г.).

В 1917 году, после прихода к власти большевиков, Гостиный двор неоднократно собирались снести, но в итоге просто забросили эту идею вместе с постройками вплоть до 1941 года, а во время войны сюда эвакуировали Ярцевскую и Серпуховскую ткацкие фабрики. С этого времени Гостиный двор кардинально поменял внешний облик центра.

Такая картина наблюдалась вплоть до 1980-х, ведь располагавшиеся здесь некогда производства сильно разрушили историческое здание. По сути, на этом месте остались одни руины, их можно увидеть в одном из клипов группы «ДДТ», который снимался здесь в 1995 году.

«Наша Уфимская казачья община принимала участие в субботниках на Гостином дворе, он тогда неотвратимо разрушался, помню развалины, много мусора, крыши там вообще не было», — вспоминает профессор кафедры отечественной истории БГПУ имени М. Акмуллы Владимир Иванов.

Угроза сноса знаменитого архитектурного комплекса возникала неоднократно, но всякий раз общественность выступала против. Поэтому можно сказать и так: именно неравнодушные уфимцы сыграли важную роль в сохранении яркой достопримечательности города.

В том же 1995 году началась реконструкция Гостинки. Долгие четыре года территория была огорожена высоким забором, и, наконец, благодаря архитекторам С. Голдобину, С. Голдобиной, А. Давыденко Гостиный двор предстал перед нами во всей красе. Центр площади украсил фонтан, и Гостинка стала, как и прежде, местом отдыха, торговли и культурных развлечений.

В 2010 году перед зданием появилась скульптура «Дом куницы». Открытие было торжественным, жителям явно пришлась по душе новая композиция.

Реконструкция 2014 года вновь изменила облик площади. Фонтан убрали, так как рядом строился другой — «Семь девушек». С «Домом куницы» поступили не так радикально: скульптуру просто перенесли в парк имени И. Якутова, где она находится и по сей день.

А рядом с Гостиным двором появилось больше сувенирных лавок, магазинов, кафе и арт-объектов. Зимой горожан радует каток, а летом — обширная терраса для любителей отдохнуть на свежем воздухе.

Бесспорно, все в нашей жизни стремительно меняется, и история Гостиного двора — яркое тому подтверждение. Остается неизменной только любовь уфимцев к этому месту.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин ДОНГУЗОВ, профессор УГНТУ, заслуженный архитектор Республики Башкортостан:

— Команда архитектора Сергея Голдобина буквально сотворила чудо. Им удалось оживить фактически погибший культурный объект в самом центре города — новое торговое сердце столицы было «пересажено» и работает до сих пор. К особым достоинствам проекта следует отнести преобразование в предмет музейного показа каменных наличников — это редчайший образец перехода уфимского зодчества от деревянного к каменному. Но время идет вперед, наши знания и понимание полноценной жизни городов меняется. Сегодня нужно активно применять новые технологии и архитектурные подходы, чтобы это сердце никогда не останавливалось.

Что же касается экономического и культурного потенциала Гостиного двора, то он до сих пор не раскрыт в полном объеме. Его можно и нужно развивать, максимально используя уникальную локацию и высокую культуру современного классического архитектурного видения. Именно в этом содержится сегодня перспектива дальнейшего развития выдающегося памятника классицизма.

Автор:Самира АБДУРАШИТОВА, студентка первого курса БГПУ имени М. Акмуллы
Читайте нас: