Все новости
Столица
2 Апреля , 11:15

Символ вернётся

На мосту через Белую в Уфе демонтировали арку

Александр ДАНИЛОВ  Задача арки — принять на себя несущую нагрузку самого большого пролета.
Задача арки — принять на себя несущую нагрузку самого большого пролета.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Знаменитой арки, которую называют не иначе как визитной карточкой или символом Уфы, больше нет, и о ее существовании напоминают лишь опоры, которые тоже демонтирует бригада рабочих. От этого становится немного грустно, а совсем не весенний моросящий дождь только добавляет печали. Однако повода переживать на самом деле нет: как только строящийся мост достигнет правого берега, его увенчает арка — такая же, как и прежняя.

Функциональная нагрузка

— Реконструкция арочного моста через Белую началась в марте 2022 года. На сегодня разобраны старые железобетонные конструкции и перекрытия с первой по восьмую опору, на их месте возвели новые конструкции. Сейчас работы идут уже на правом берегу — в демонтаже находится пролет с 8-й по 11-ю опору. Работы с аркой начались 22 марта и на данный момент практически завершены, — отмечает зам-начальника организации-заказчика — управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Евгений Кулешов.

Тут надо пояснить, что арка, которую так любят уфимцы, была сделана на мосту совсем не для красоты. По словам специалиста, она принимала на себя несущую нагрузку самого большого пролета, протяженность которого более ста метров.

Прежде чем приступить к ее демонтажу, а весит она 280 тонн, практически год велись подготовительные работы. Под контролем института «Гипростроймост» были установлены опоры и другие вспомогательные конструкции, датчики нагрузки, все показатели тщательно выверялись. Первый шаг был крайне ответственным, на время работ даже закрыли движение по крайней полосе соседнего моста-вставки. Но, к счастью, все прошло успешно — в штатном режиме и без происшествий, говорит Евгений Кулешов.

Сейчас установленные на подходных участках большегрузные краны с длинной стрелой сняли с моста все части разрезанной арки. Некоторые из них еще лежат под мостом, остальные отправлены на металлолом. Теперь остается ждать, когда достроят мост.

— При его строительстве была возможность отказаться от арки — современные технологии позволяют это сделать. Но было принято решение арку сохранить, ведь это символ Уфы. Она будет воссоздана в том же виде и так же будет нести функциональную нагрузку, — подчеркивает специалист.

Заодно Евгений Кулешов развеял миф, что можно было бы обойтись без ремонта и старый мост простоял бы еще сто лет.

— Он выработал свой ресурс. Полотно было из сборного железобетона, и за это время, с 1956 года, произошло полное выщелачивание бетона. Мост уже не мог выдерживать положенные нагрузки, что подтвердило заключение профильного института. Потому и начали проектировать новый. А вот опоры у моста остались те же, они в нормальном состоянии. Мы их усилили, закачав укрепляющий состав, — пояснил Евгений Кулешов.

Вместо подрыва — ювелирная работа

То, что операция по разбору арки была поистине уникальной, подтвердил директор мостоотряда № 30 компании «Уралмостострой» Василий Чекуров. Компания является генеральным подрядчиком реконструкции моста, и 85 процентов объема работ выполняется ее силами.

— Разбор арочного пролетного строения намного сложнее по исполнению. Обычно такие конструкции демонтируются вандальным методом — подрывом, обрушением. Однако мост в Уфе находится в городской застройке, рядом расположены автомагистрали, движение по которым не перекрывалось. Поэтому необходимо было провести комплекс вспомогательных работ, в частности, установить временные опоры для поэлементного демонтажа, — отмечает он.

В подготовке к разбору, первом резе и размыкании замковой части арки были задействованы три научно-технических центра. Установленные датчики фиксировали все отклонения, амплитуды, остаточные и усталостные напряжения в каждом элементе. Без постоянного мониторинга было бы невозможно безопасно и оперативно провести демонтаж, подчеркнул Василий Чекуров.

— Наш институт занимается комплексным проектированием мостовых сооружений, начиная с изысканий и заканчивая разработкой проекта производства работ. Мост в Уфе — сооружение редкое, и работать пришлось в интересных условиях.

Одно могу сказать — это была непростая задача, — подтвердил руководитель группы института «Гипростроймост» Арам Газиян.

Табличка на въезде

Вступающая в свои права весна, подтаивающий снег и плывущие по реке льдины так и сбивали разговор с «физики» на «лирику». И трудно было в этой обстановке не вспомнить, что на старом мосту была стилизованная надпись с датами его строительства.

— Про надпись в администрации Уфы и службе заказчика действительно подумали, и не только про нее, но и про архитектурный облик этого сооружения в целом. Мост был построен за три года — с 1953 по 1956, о чем свидетельствовали вензельные таблички на въезде и выезде с него. Их сняли, изготовили слепки, и по слепкам они будут восстановлены, — пояснил Василий Чекуров.

Кроме того, на новом мосту будут воссозданы декоративные вазоны и чугунные перила — фундаментальное, великолепное каслинское литье. Часть элементов перильного ограждения уже изготовлена и готова к отгрузке. Первые элементы начнут монтировать ближе к концу года, отметил он.

Ну а проехать по новому арочному мосту мы сможем в августе 2025 года. Добавим здесь же, что, по заверениям специалистов, он прослужит как минимум 50 лет.

КСТАТИ

Мост через Белую входит в перечень объектов, возводимых к 450-летию Уфы.

Общая стоимость проекта — 4 млрд рублей.

Длина мостового перехода — 671 метр, он рассчитан на две полосы движения.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: