На каждого безработного две вакансии
— Уфа — стабильно функционирующий и экономически развитый город. Столица динамично развивается, создает новые рабочие места, обеспечивает достойный уровень зарплаты и социальные гарантии. Она привлекательна для инвесторов, при этом проекты, которые уже реализуются, предполагают создание 17,8 тысячи рабочих мест. В разработке еще 60 инвестпроектов, которые дадут городу 8,5 тысячи мест, — заявил заместитель главы администрации Уфы Рамил Дильмухаметов.
Вакансий в городе много — 12,5 тысячи, а на учете в службе занятости стоят 6,2 тысячи человек. Увы, в большинстве своем свободные места рассчитаны на рабочие профессии, и их комплектование вызывает затруднения, подчеркнул Р. Дильмухаметов. В данной ситуации способны выручить трудовые мигранты.
Но, к сожалению, привлечение работников из-за рубежа имеет и обратную сторону: иностранцы согласны работать за минимальную зарплату, а это приводит к снижению ее уровня в регионе и больно ударяет по местным жителям. Поэтому подходить к вопросу нужно взвешенно, с учетом экономических интересов города и уфимцев, заявил вице-мэр.
Добро пожаловать на ярмарки
— Уровень безработицы в городе снижается, — сообщил заместитель директора Центра занятости Уфы Николай Окунев. — В начале года безработных было 7,4 тысячи человек, а на 1 ноября работу искали 6,3 тысячи претендентов.
Для того чтобы помочь безработным, в ход идут все средства — от общественных работ до переобучения. Те, кто попал в первую программу, смогли потрудиться на предприятиях ЖКХ, соцзащиты, в администрациях районов и военкоматах. Подростки, опять же небесплатно, работали на уборке пришкольных территорий, благоустройстве, озеленении. Трудоустраивали и тех, кто окончил школу или училище, а для выпускников колледжей и вузов организовывали стажировки. Ну и, конечно, активно проводили ярмарки вакансий — с начала года их состоялось более 120. Вакансии представили две с лишним тысячи работодателей, а посетило ярмарки 25 тысяч человек.
У молодых в городе есть свой помощник — Центр содействия занятости молодежи. Вакансии размещены на сайте комитета по молодежной политике города и страничках в соцсетях, рассказала директор центра Аделина Яушева. В этом году впервые прошел конкурс на трудоустройство подростков в осенние и весенние каникулы, второй год проводится отбор специалистов в молодежный кадровый резерв.
Из обратившихся в центр с начала года семи тысяч человек устроиться на работу, пусть даже временную, смогли 40 процентов.
Нет справки — «выручит» патент
И все-таки часть рабочих мест удается заполнить только с помощью мигрантов.
— В Уфе с начала года разрешение на работу у юридических лиц оформили 11 тыс. 152 иностранных гражданина, — сообщил начальник отдела по трудовой миграции УФМС России по республике Айдар Алибаев. — Это на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Основной поставщик рабочей силы — Узбекистан, на который приходится 62 процента мигрантов. В меньшей степени представлены Азербайджан, Таджикистан, Армения и Киргизия, а всего в Уфе работают представители 32 стран.
64 процента приезжих находят применение в строительстве. Куда меньше их на производстве, в торговле, на транспорте.
Впрочем, мигранты работают не только у юридических лиц, но и у физических тоже. Если деятельность не связана с извлечением прибыли — например, мигрант строит уфимцу дом в саду, то иностранцу достаточно оформить патент. В нынешнем году иностранцы получили 10 тыс. 216 патентов — на 17 процентов больше, чем в прошлом.
Именно в этой процедуре и кроется один из подвохов миграционного законодательства.
— Оформляя разрешение на работу у юридических лиц, иностранец обязан пройти медобследование и представить документ об отсутствии у него инфекционных заболеваний, — пояснил А. Алибаев. — Чтобы получить патент, заключения врачей не требуется. Есть примеры, когда иностранцы, которым не дали разрешения на работу, оформляли патент и на законных основаниях находились в республике.
При этом никто не поручится, что они не страдают какой-нибудь опасной болезнью.
С тем, что трудовые мигранты должны проходить медобследование, согласны все, однако решить вопрос на уровне города невозможно, он находится в компетенции федеральных властей. Между тем, по другим позициям миграционное законодательство все же ужесточилось, подчеркнул
А. Алибаев. В частности, иностранцы теперь проходят дактилоскопию. Это позволяет избежать случаев, когда выдворенный гастарбайтер, поменяв фамилию, снова пытается въехать в страну.
Чтобы работать в коммунальном хозяйстве, торговле или сфере услуг, иностранцы должны представить сертификат о знании русского языка.
— Только три университета — Башкирский государственный, нефтяной и педагогический, проводят обучение, экзаменуют и выдают сертификаты. А оформляют их в Москве, в Российском университете дружбы народов, — уточнил А. Алибаев. — Если бы сертификаты оформлялись здесь, дело бы шло куда быстрее. Волокита же приводит к тому, что вместо ЖКХ или «бытовки» мигрант идет в другие сферы.
Серьезное ограничение поставлено на пути приезжих, которых привлекает работа на транспорте — 1 января вступает в силу документ, требующий от потенциальных водителей наличия «прав» российского образца.
В 2013 году квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Уфе составили без малого 14 тысяч человек. На следующий год цифры еще выше — в столицу приедут работать 17,7 тысячи мигрантов.
Не надо думать, что процесс пущен на самотек и работодателям предоставлен карт-бланш в снижении зарплаты до такой, на какую согласны только работяги из Средней Азии.
— Уровень оплаты труда является проблемой для республики и Уфы в частности. Еще более остро вопрос стоит при привлечении иностранной рабочей силы, — заявила начальник отдела анализа рынка труда Минтруда республики Аниса Гимаева.
По ее словам, органы исполнительной власти могут и должны регулировать эти вопросы.
— В квоте на 2013 год многие работодатели заявляли минимальную зарплату — 5,5 тысячи рублей, — пояснила А. Гимаева. — При определении квоты на будущий год межведомственная комиссия отсекала тех, кто заявлял оплату труда ниже 7 — 8 тысяч рублей. Объяснение этому простое — каменщик или арматурщик не может получать меньше. Это подтверждается данными службы занятости и средней зарплатой таких рабочих в республике.
Только 96 иностранных работников принадлежат к высококвалифицированным специалистам. Остальные символизируют неквалифицированный труд. В списке популярных среди гастарбайтеров профессий — каменщик, маляр, бетонщик, арматурщик, водитель, грузчик, дорожный рабочий, монтажник и обувщик. И если со строительными рабочими все понятно — не каждый пойдет на эту тяжелую работу, то потребность в водителях удивляет.
— Конечно, надо смотреть, почему здесь используется столько иностранцев, — возмутился вице-мэр. — У нас что, среди местных жителей водителей не хватает?
Нарушитель в страну не въедет
С 1 января 2014 года порядок предоставления квот изменится.
— Сроки корректировки квот сейчас ограничены 1 мая, — пояснила А. Гимаева. — Если у работодателя возникла дополнительная потребность в иностранных рабочих, он бегом бежит ее оформлять. А те, у кого необходимость отпала, отказываться от квоты не торопятся. Поэтому квота больше корректируется на плюс, чем на минус. Мы надеемся, что с 1 января эти вопросы отпадут — сроки приема заявок и корректировки предполагается продлить.
Одновременно ужесточается контроль: все, кто привлекает иностранных рабочих, должны будут в трехдневный срок уведомлять минтруд и УФМС о приеме на работу и увольнении. Нарушителям грозят огромные штрафы — от 450 до 800 тысяч рублей.
Наказывать будут и самих мигрантов. Гайки начали закручивать уже сейчас. По словам
А. Алибаева, за несоблюдение режима пребывания в Уфе привлечено к административной ответственности более 14 тысяч иностранцев, значительное их число выдворено из страны. Последним не попасть в Россию в течение трех лет. Если же мигрант дважды замечен в нарушении режима либо выехал из страны позже положенного, дорога сюда для него закрыта на пять лет.
— По материалам социсследования, жители республики, признавая необходимость иностранных рабочих, все-таки предпочитают, чтобы они жили не в их населенных пунктах, — отметил председатель Общественно-консультативного совета при УФМС России по республике Дмитрий Погорельский.
Между тем, по его словам, некоторые представления о мигрантах не более чем миф.
— Доля преступлений, совершенных иностранцами в республике за последние три года, составляет 0,4 — 0,6 процента от их общего числа, — сообщил он. — То же самое можно сказать о демпинге размера зарплат. В Уфе трудовые мигранты составляют 0,9 процента от экономически активного населения, и говорить о серьезной конкуренции местным жителям не приходится. С другой стороны, чревата и недооценка негативных моментов миграции, к примеру, влияния конфессии радикальной направленности на традиционные религиозные устои нашего общества.
Хотя проблема мигрантов в Уфе не критична, им нужно уделять повышенное внимание, уверен Д. Погорельский. И администрация города охотно идет на диалог по этим вопросам.