Все новости
Столица
19 Июня 2012, 15:27

Мегаполис будущего

Глава администрации столицы Ирек Ялалов — о перспективах Уфы

Ирек Ялалов.
Ирек Ялалов.
Чтобы достойно жить, надо увеличить доходы

Более 80 процентов расходов бюджета направлено на социальную сферу. Для того чтобы поддержать высокий уровень обязательств, а также вкладывать средства в развитие города, необходимо увеличить доходную базу бюджета. Это возможно за счет привлечения инвесторов и участия в федеральных программах. Мы должны добиться, чтобы ежегодно в бюджет Уфы приходило минимум 4 — 5 млрд рублей, и предпосылки для этого имеются.

В мае ведущее международное кредитное агентство Standard&Poors подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Уфы и прогноз «Позитивный». По рейтингу авторитетного издания «Форбс», среди 63 городов России с населением свыше 300 тыс. человек Уфа заняла второе место по удобству ведения бизнеса, среди городов-миллионников — первое.

Сегодня в Уфе реализуется 78 проектов с объемом инвестиций более 112 млрд рублей. Готовятся к реализации еще 33 проекта с объемом инвестиций около 82 млрд рублей. Они дадут городу более 19 тысяч рабочих мест.

35 подземных переходов

В 2012 — 2014 годах на ремонт 80 городских улиц будет направлено 4,5 млрд рублей. Уже в июне начнутся работы по строительству подземных переходов на остановках «Юношеская библиотека» и «Бульвар Славы». Их в Уфе не строили почти 30 лет, и это тоже революционное событие. Всего программой предусмотрено строительство 35 подземных переходов.

На ремонт уфимских дворов только в 2012 году будет израсходовано 240,6 млн рублей по адресной программе, плюс еще 200 млн рублей выделит республика в рамках программы «500 дворов».

Транспортные коридоры и парки

В Праге или Стамбуле ширина тротуаров не превышает полутора метров. Мы привыкли к 9-метровым тротуарам, по которым ходят полтора человека. Это просто нереально для нашего города, если мы хотим создать развитую транспортную инфраструктуру, запустить по нормальной схеме общественный транспорт.

Все тротуары из тротуарного кирпича, которые делают в этом году, соответствуют нормативам. Я прекрасно понимаю граждан, сам живу в доме, перед которым расширяют улицу. Но мы должны выбирать — либо мы живем в мегаполисе, либо в коттеджном поселке. К сожалению, концепцию градостроительства советских времен — «каждый двор — цветущий сад, каждая улица — цветущий бульвар», реализовать в современных условиях невозможно. Найдите хоть один мегаполис мира, где такое есть. Урбанизация, увы, требует определенных жертв.

Все города идут по пути создания транспортных коридоров и рекреационных зон — парков, скверов, куда горожане могли бы приходить и отдыхать. К примеру, в Стамбуле на каждые 50 — 100 дворов парк — небольшой, полгектара максимум, с фонтанами, ресторанчиками. Уфа не станет менее зеленой — вместо каждого срубленного дерева будут высажены два других.
Метробус или скоростной трамвай

Классическое метро экономически оправданно в мегаполисах с населением 10 млн человек. Наш выход — легкие наземные скоростные виды транспорта — метробус или скоростной трамвай. Движется тот же метробус по выделенным огороженным полосам, не пересекающимся с транспортными потоками, с интервалом до полутора минут, преодолевая 40 км трассы за 25 — 30 минут. На подготовку проекта потребуется минимум два года, к реализации реально приступить в начале 2015 года.

По уфимскому трамваю тоже готовим концепцию — хотим сделать его более комфортным, провести реконструкцию путей. Одна из ближайших задач — восстановить трамвайное сообщение между севером и югом города.

Восемь отелей от мировых сетей

Мы идем путем строительства новых современных отелей с развитием прилегающей инфраструктуры. За короткий период провели работу с крупными инвесторами, ведущими мировыми сетевыми отелями. Сегодня строительство отелей от трех до пяти звезд заявлено на 8 площадках Уфы.

Переговоры проведены и по объектам, которые были заморожены. Так, достигнута договоренность о завершении строительства отеля в районе памятника Салавату Юлаеву, где работы были приостановлены, а площадка предлагалась к продаже.

Набережные как место для отдыха

Большое значение придается поиску инвесторов для освоения береговой линии, создания там рекреационной зоны. Ее протяженность в Уфе составляет 181 км. Из них можно считать условно благоустроенными 5 км. Задача — создать нормальную инфраструктуру набережных, чтобы горожане могли отдыхать у реки и летом, и зимой.

Уфимцы пересядут на велосипед?

Чтобы не повторять традиционной ошибки властей, берущихся реализовывать какие-то проекты сверху, мы опираемся на инициативу снизу. Провели ряд встреч с молодежью Уфы, в том числе с представителями общественных организаций, связанных с велосипедом, и определили, что в ближайшие годы проложим в городе сеть велодорожек протяженностью около 50 км. Задача стоит такая: чтобы любой велолюбитель мог из северной части проехать в южную и вернуться обратно.

Ежегодно собираемся вводить не менее 5 км велодорожек. Автоматически закладываем их при реконструкции улиц. В этом году планируем сделать разметку велодорожек по существующей пешеходной сети — по опыту западных городов, где используются и тротуары. Такая разметка уже появилась на проспекте Октября. Велодорожка будет и на трассе, связывающей Сипайлово и Инорс.

Другой вопрос — создание инфраструктуры для парковки и хранения велосипедов. У торгового центра должно быть несколько сот мест, где можно припарковать велосипед и закрыть его на замочек. Частично мы сделаем это за счет бюджета, но в основном рассчитываем на предпринимателей.

Землю — многодетным

Городским Советом принято решение о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами. Конечно, в Уфе с землей проблемы. Потому я обратился к коллегам из прилегающих районов. На сегодня пришли к взаимопониманию с главой администрации Уфимского района, который выделит достаточно большие площади под земельные участки для этих семей. Финансировать развитие инфраструктуры будем 50 на 50. При этом половину участков получат уфимские семьи, другую половину — жители Уфимского района.

Отрабатываем также вопрос с главой администрации Иглинского района. Уверен, что задачу эту мы решим. Единственный момент, к которому все должны быть готовы, — земля будет предоставляться без развитой инженерной инфраструктуры, подготовленных участков на сегодня нет. Вопрос с газом, водой, электричеством, дорогами будем решать параллельно — город знает о своих обязательствах и выполнит их.

Мы ожидаем и определенного оживления рынка земельных участков — при общении многие заявляют, что землю будут продавать. Закон этому не препятствует, поскольку это форма государственной поддержки многодетных семей и семей с детьми-инвалидами.

За справками бегать не придётся

С 1 июля горожане смогут получать услуги в электронном виде. Это повысит качество услуг, да и сам процесс для заявителя станет более понятным и прозрачным. В принципе, должна произойти своего рода революция в отношениях между чиновниками и гражданами. Человек обращается в государственное или муниципальное учреждение, и оно само делает необходимые запросы.

Зелёный наряд будем менять

Хочу подчеркнуть еще раз: срубая одно дерево, мы сажаем два — это моя железная позиция. И сажаем не какие-то прутики, которые засыхают, а крупномеры. В ближайшие годы в городе придется срубить до 40 тысяч деревьев, представляющих опасность для людей. В три обхвата деревья — красивые, но они больные, гнилые. За три дня в мае и июне с небольшим шквалистым ветром в городе упало 120 деревьев. В минувшие праздники — еще несколько. Если будет ураган — тысячи повалятся.

Поэтому я официально заявляю: наступило время обновления зеленого наряда Уфы. Мы будем этим заниматься, несмотря на возражения некоторых граждан. Для этого приобретаем дополнительные машины по пересадке крупномеров. Так работает весь мир, каждые 30 — 40 лет меняя деревья в городах — дерево в мегаполисе живет в три раза меньше, чем в лесу.

Прямая речь

Станислав СЫРЫГИН, председатель Федерации велотуризма РБ:

— Надо создать такую сеть велодорожек, двигаясь по которой, велосипедист мог бы попасть из одной точки города в другую, не нарушая правила дорожного движения, быстро и безопасно как для самих велосипедистов, так и других участников движения — автолюбителей и пешеходов. Такая сеть должна быть оборудована местами отдыха, велопарковками, а дорожки выделены специальными знаками и разметкой. Приоритетные трассы — Центральный рынок — ГДК и Сипайлово — ТЦ «Башкортостан» — ул. С. Агиша.
Читайте нас: