Все новости
Столица
17 Апреля 2012, 04:31

В спортзал на любимый урок

Лучший учитель физкультуры столицы Михаил Сиухов найдёт подход к любому ребёнку

Михаил Сиухов: «Физкультура — предмет увлекательный».

Когда-то, да и сейчас тоже, физкультура в понимании родителей, видевших своих чад будущими Ломоносовыми и Ковалевскими, представлялась предметом низшего ранга, который ребенку, замученному дополнительными занятиями по физике, математике, английскому, можно и пропустить. И облик учителя физры, как попросту именовался предмет, выглядел в наших фильмах до обидного однообразно: спортивный костюм с лампасами, свисток на шее и отсутствие мысли на челе. Однако время идет, и вот уже статистика свидетельствует, что среди детей младшего школьного возраста 20 процентов имеют отклонения в физическом развитии, их двигательная активность на 50 процентов меньше, чем у дошкольников. А все потому, что наши дети очень загружены — рано или поздно придется поступать в вуз. И как бы ни старались в обществе поднять престиж физкультуры и спорта, на первом месте у родителей пока отнюдь не они.

Воспитал… сборную

Михаил Сиухов к физкультуре уважительно относился всегда, правда, свою будущую карьеру с преподавательской деятельностью не связывал. Но жизнь, как обычно, внесла свои коррективы. Тренер по любимому волейболу ушла... в декрет, и команда будущих чемпионов распалась. Но Михаил упорно шел по спортивному пути: окончил тренерско-преподавательский факультет Башкирского института физической культуры, отслужил в армии и стал работать в школе, обучая девчачью команду прыгать на лыжах с трамплина. И дообучал до того, что его девочки вошли в состав сборной России.

Теперь Михаил не жалеет, что послушал в свое время прозорливую маму, между прочим, заслуженного работника физической культуры РФ, преподавателя физкультуры Татьяну Михайловну Сиухову (династия, однако) и подавил в себе желание стать экономистом или юристом. Привлекательные стороны профессии будущий педагог оценил на первом же курсе. И настолько втянулся, что «теперь уже не мыслит жизни без школы». С ребятами из 159-й уфимской школы теперь с увлечением работают мама и сын. Причем, если вначале первым советчиком сына в работе была мама, то теперь она порой сама учится у Михаила, живо интересующегося новым в спортивной среде. И это дает свой результат: юные спортсмены школы берут призовые места на уровне города и присматриваются к республиканским соревнованиям.

Сидеть на скамеечке можно. Но скучно…

То, что физкультура — предмет далеко не второстепенный, подтверждает его научное определение: «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, подготовки и развития». С чем полностью согласен Михаил, старающийся внушить своим питомцам, что их здоровье, а значит, и способность самореализоваться в будущем, на 90 процентов зависят от того, просидят ли они на скамеечке, прикрываясь справками об освобождении, или найдут себе занятие по душе и по силам.

— Мы учим их учиться — и уроки физкультуры прекрасно для этого подходят, — отмечает Михаил Сиухов. — Но для этого учителю нужно проявить свои творческие, психологические способности. Несколько утрированный образ физкультурника сейчас, естественно, устарел.
Коммуникабельность, умение найти подход к каждому — главные его качества. Если учитель необщителен, неэмоционален, дети его просто не поймут, ведь их мир построен больше на чувствах, а не на логике. Конечно, дети, считающие мой урок чем-то вроде нудной необходимости, есть в каждом классе. В основном это ученики, перешедшие к нам из других школ. Но подход можно найти и к ним.

Ребёнка надо любить со всеми его шалостями

У Михаила Сиухова один урок не похож на другой, всякий раз добавляется что-то новое. И ребенок втягивается, почувствовав интерес. Иной раз и освобожденным становится невтерпеж сидеть на скамейке. «Выздоравливай, приноси форму и тогда поучаствуешь наравне с другими» — такое предложение становится для ребенка хорошей мотивацией. Конечно, нужна и профессиональная подготовка, ведь учитель физкультуры — это прежде всего спортсмен, увлекающий собственным примером ребят.

— И еще — к ребенку надо относиться именно как к ребенку, любить его со всеми его шалостями и непониманием простых для взрослого вещей. Твою любовь дети чувствуют. И если хочешь, чтобы они относились к тебе хорошо, относись так же к ним, — добавляет Михаил.

Обеспокоившись мрачной статистикой, в школах ввели третий урок физкультуры. Однако станет ли здоровее школьник, вернувшийся домой и сразу же надолго прильнувший к любимому компьютеру?

— Здоровье зависит не только от физических нагрузок, — считает Михаил. — Нужно учитывать три составляющие: как мы питаемся, занимаемся ли спортом и какой образ жизни ведем. За этим должны следить родители. Хорошо, что в расписании появился третий урок физкультуры, будет введено ЕГЭ по этому предмету. Однако отношение к учителям физкультуры так и остается несколько предвзятым. А ведь мы такие же творческие личности, у нас есть свои наработки, инновационные проекты.

Столичный конкурс — потолок?

Парадокс: став лучшим учителем физкультуры столицы, Михаил Сиухов не может участвовать в республиканском конкурсе — там такой номинации нет. Так же как и во всероссийском. Учителя физкультуры из районов республики в этом плане и вовсе обделены.

— Соревнования конкурса «Лучший учитель года» нужно разделить попредметно, чтобы определить лучших в каждой дисциплине, — предлагает Михаил. — То, что среди преподавателей каждой дисциплины обязательно найдется новатор, интересная, креативная личность, сомнения не вызывает.

Инновациям есть место в любой области. Проект Михаила Сиухова, приглянувшийся жюри городского конкурса, носит название «Физическое развитие учащихся на уроке и во внеурочной деятельности с применением информационных технологий». Нынешнему учителю физкультуры свистком не обойтись. На его уроках тоже пригодятся видеофильмы и слайды, из которых ребята узнают новое для себя.

В образовательных стандартах подчеркивается: преподаватель должен не только учить детей учиться, но и использовать системно-деятельностный подход. Звучит несколько казенно, но смысл вполне здравый. Суть в том, что раньше обучение шло от простого к сложному, а сейчас при выполнении задания преподаватель оценивает его результаты. Если дети справились, можно «шагать» дальше. Если нет, опускаемся на ступеньку ниже, осваиваем эту ступеньку и только потом идем дальше.

У учителей физкультуры есть оружие особой силы, способное превратить «утят» в «прекрасных лебедей». Это возможность свободного и непосредственного, творческого общения с детьми, которое при разумном подходе даст им не только крылья, но и ясный разум и сильную волю.

Справка

Городской конкурс «Учитель года столицы Башкортостана-2012» — уже 15-й по счету. За годы существования в нем приняли участие более 1,5 тыс. уфимских педагогов, составляющих «золотой фонд» работников образования в столице.
Между тем

Сергей СТЕПАНОВ, председатель комитета
по физической культуре и спорту администрации Уфы:

— В 2011 году по инициативе комитета по физической культуре и спорту администрации Уфы в столице создан Центр развития спорта. В ведение комитета переведены все 37 спортивных школ города, в которых занимаются 19 тыс. детей. Меняется их структура: виды спорта централизуются в единые школы, работа на территории города идет через филиалы. При этом тренерско-преподавательский состав и контингент воспитанников сохраняются, а в последующем количество занимающихся детей планируется увеличить.

Сегодня город остро нуждается в спортивных объектах — бассейнах, тирах, легкоатлетических манежах, гребных базах, залах тяжелой атлетики и гимнастических, лыжных стадионах. Кроме того, нужны и простые, доступные населению объекты — спортплощадки, тропы здоровья, прогулочные и велосипедные маршруты в лесопарковых зонах. Работа по расширению сети спортсооружений в Уфе будет продолжена.