Все новости
Спорт
16 Апреля 2020, 11:09

Мяч, зависший над сеткой

Волейболисты «Урала» удачно начали сезон, но завершили его на минорной ноте. «Урал», которому многие специалисты пророчили на финише сезона место в шестерке лучших волейбольных клубов страны, в итоге оказался среди аутсайдеров. Да, чемпионат России не был доигран, но оставшиеся матчи принципиально не изменили бы судьбу команды. Почему так произошло и как выбираться из сложной ситуации, мы обсудили с президентом «Урала» Валерием БАГМЕТОВЫМ.

— Валерий Николаевич, помнится, с какими надеждами вы встречали новый сезон. А в итоге — 12-е место. В чем причины неудачи?

— Чемпионат мы закончить не успели, впрочем, такая ситуация и во многих других игровых видах спорта. По итогам первого этапа оказались среди команд, которые должны были играть в плей-ауте. Однако Федерация волейбола России в силу известных причин сезон остановила и решила присудить клубам те места, на которых они оказались по итогам предварительного этапа. «Урал» в турнирной таблице остался 12-м.
С одной стороны, такой итог не совсем справедлив — на финише «регулярки» уступили в пятой партии «Факелу» всего два мяча, проиграли 13:15 и в итоге оказались за чертой десятки. Но в целом, конечно, у нашей неудачи есть серьезные причины.
Одна из них — предсезонный цейтнот при комплектовании состава. Когда пришел в клуб, мне достались определенные финансовые проблемы, а на их разрешение ушло время. Прежде всего на «Урале» висел долг перед иностранным игроком Леандро Виссотто, из-за него нам не давали разрешения на заключение контрактов с некоторыми волейболистами. Пока занимались этим вопросом, рынок игроков, по сути, закрылся, и пришлось набирать ребят, грубо говоря, по остаточному принципу.
Тем не менее по именам состав вроде бы оказался неплохим, да и чемпионат мы начали удачно. Но наша команда стала одной из самых возрастных в чемпионате, и к концу сезона ветераны «сдали». В итоге на финише сыграли не лучшим образом.
Здесь, видимо, и тренерский штаб сработал не на должном уровне. Все полномочия по подбору игроков лежали на главном тренере и спортивном директоре, так как мне хватало финансовых проблем.
Несколько слов о главном тренере Косте Сиденко. Он молодой специалист, и ему оказалось сложно конкурировать с другими, более опытными наставниками клубов.
— Да еще и опытные игроки, образно выражаясь, ему сели на шею?
— Я видел, что сначала у него с ребятами были нормальные, добрые отношения. Но когда потребовалось дать результат, у Сиденко не все получилось. В команде суперлиги все-таки должен быть тренер-авторитет. Нужны строгость, требовательность, а не дружба. Этого Косте и не хватило.
— Незадолго до конца сезона вы решились-таки на замену, вместо Сиденко пригласили Сидельникова…
— Команда к тому времени находилась уже в не очень хорошем состоянии, в том числе и морально-психологическом. С другой стороны, конечно, выбора свободных высококлассных специалистов у меня не было. Поэтому Виктор Сидельников оказался, по сути, единственным вариантом, и спасибо ему, что согласился довести команду до конца чемпионата.
— От идеи выстроить систему волейбола в республике из-за этих неудач вы не отказались?
— Ни в коем случае. Для нас здесь один из главных ориентиров — строительство волейбольного комплекса в Уфе. Надеюсь, он будет сдан в 2022 году. И главная задача — выстроить к этому времени систему подготовки собственных резервов. Мне, кстати, часто задают вопрос о том, когда в «Урале» появятся мастера волейбола из республики. Но процесс этот не быстрый, он занимает много лет. Сейчас у нас есть интернат, в котором живут и тренируются перспективные ребята, есть молодежный клуб «Беркуты Урала», в высшей лиге «А» играет наш фарм-клуб стерлитамакский «Тархан». То есть мы начинаем готовить мальчишек еще со школьной скамьи и постепенно будем подтягивать их в основной состав «Урала».
За эти полтора сезона, кстати, удалось найти немало перспективных ребят. Незадолго до ухода на карантин специально собрали их в клубе, получилось около 40 человек. Уже в следующем сезоне будем привлекать к основной команде пять-шесть молодых мастеров. Так что начало, будем считать, положено.
— Это на перспективу. Но ведь и от подготовки к следующему сезону никуда не денешься. Как здесь обстоят дела?
— Мы переходим к долгосрочным решениям, с прицелом на два-три года вперед. Все-таки менять после каждого сезона тренеров, основную массу волейболистов — не лучший вариант. Опять же на прицеле 2022 год, к нему мы должны подойти с хорошей, статусной командой. Обязаны привести ее хотя бы в пятерку лучших, чтобы претендовать на Еврокубки. Тогда, напомню, и этап чемпионата мира в Уфе пройдет, и со спортивной базой вопрос может решиться.
Тренерский штаб уже скомплектован. Главным тренером назначен Игорь Шулепов, ранее работавший в Нижнем Новгороде. Он очень перспективный тренер, и мы с ним заключили долгосрочный контракт.
Что касается игроков, то и здесь будем стараться перейти на такие контракты. Приглашаем в основном ребят 25 — 26 лет — они по волейбольным меркам еще относительно молоды и могут раскрыться в самой ближайшей перспективе. Их должно объединять, на мой взгляд, главное — огромное желание тренироваться, совершенствоваться. Сам Игорь Шулепов, кстати, трудоголик, и ребята у него должны быть такими же. Только так можно добиться результата.
— У болельщиков всегда особый интерес вызывают легионеры, которые приглашаются в российские команды. Что показал сезон минувший и как дальше собираетесь выстраивать работу с зарубежными мастерами?
— Решив финансовую проблему с Виссотто, мы и с легионерами оказались в цейтноте. Да, взяли вроде бы неплохих волейболистов из Сербии и Болгарии. Но российский чемпионат — один из сильнейших в мире, и нам нужны не просто мастера, а игроки топ-уровня.
Мне за полтора года удалось разобраться с молодежью, с российским рынком, теперь и с зарубежным. Здесь главное для нас — разумная цена, уровень мастерства, потенциал роста. Конечно, эпидемия путает всем карты, тем не менее одну позицию мы уже закрыли, подписали контракт с капитаном сборной Канады доигровщиком Джоном Гордоном Перрином. В России он уже играл два сезона назад, выступал за «Белогорье». Ведутся переговоры еще с одним зарубежным волейболистом.
Что касается российского пополнения, то могу сказать, что у нас будет отечественный связующий игрок, вокруг которого и станет выстраиваться команда. Контракт с ним еще не подписан, так что фамилию пока называть не буду.
Из прежнего состава остались Рыбаков, Феоктистов, Брагин, Кузнецов. Еще один либеро будет из местных воспитанников, как и связующий Антон Остраховский, он в прошлом сезоне выступал за «Тархан». Заключили контракт с Максимом Куликовым из Новосибирска. То есть процентов на 70 комплектация в команде уже завершена. По сути, нам нужны еще один доигровщик и два блокирующих.
— С финансированием у клуба нет проблем?
— Сейчас команда не тренируется, все ребята получили контрактные выплаты, так что по завершившемуся чемпионату никаких вопросов нет. Да и вообще, мы благодарны всем помогающим нам структурам, благодаря им с финансовой точки зрения в клубе все было хорошо. Не скажу, что у нас какое-то особое финансирование. Да его и не требуется, нужно обращать внимание не на цифры, а на правильную работу. В том числе и тренерскую, ведь можно очень многого добиться при правильной подготовке молодых, перспективных ребят.
Но и без топовых игроков, конечно, не обойтись. Сейчас в российской суперлиге все команды очень хорошо укомплектованы. Чтобы их обыгрывать, нам нужны высококлассные игроки. А задача на следующий сезон очевидна — обязательный выход в плей-офф и постоянный прогресс в игре.
Читайте нас: