Олег Проскура встречает свою воспитанницу на большой поляне, что на самой окраине Белорецка. Она тихо плывет над землей, восседая на Скае.
В нем перемешалось несколько кровей породистых лошадей, в том числе и знаменитого фриза.
— Ах, какой красавчик! — восклицает Олег Борисович. — И Злата красавица.
Злата, действительно, выглядит эффектно: она в конноспортивном костюме, локоны выбились из-под шлема и слегка развеваются на тихом ветру, в руках у наездницы тонкий хлыст. Злата выглядит, как молодая графиня, которая в своем поместье выехала на прогулку после утренней чашечки кофе. Исторический план был бы совсем законченным, если бы вместо бурьяна на поляне росли луговые цветы, а фоном служили не заводские трубы, а очертания сельской церковки.
Злата пускает Ская легкой рысью. Мерин через минуту начинает громко и, как кажется, сердито фыркать.
— Он явно недоволен нашим вниманием к себе, — предполагаю я.
— Нет, он просто отфыркивает пыльцу от травы, — уточняет Олег Борисович.
Злата Дублистова — студентка второго курса Смоленского университета спорта. Когда-нибудь она станет тренером и будет работать в одной из конноспортивных школ России. Это ее специализация. Хотелось бы, чтобы она вернулась в родной Белорецк, где родилась и выросла, но… Конный спорт пока не получил здесь должного развития. Несмотря на все старания Олега Борисовича. А на одном лишь энтузиазме и спонсорской помощи далеко не уедешь, вернее, не ускачешь…
Злата пускает Ская галопом. Хлыстом практически не пользуется: он у любого наездника совсем не для того, чтобы стегать лошадь, а затем, чтобы направлять ее и давать команды. Даже легкое прикосновение кончиком хлыста будет тонко считано животным…
— Повод — лишь один из элементов управления лошадью, — рассказывает наездница, сделав несколько кругов по полянке.
Она смотрит на нас с высоты своего положения, сидя на Скае. Молодая, яркая, красивая!
Скай неожиданно навострил уши. Злата улавливает малейшие эмоции своего питомца:
— Он сейчас что-то заметил вдалеке, и ему стало просто любопытно, — поясняет девушка. — Если уши по бокам — значит, он спокоен и расслаблен. А когда прижаты — чего-то боится.
Скай поворачивает уши назад в сторону наездницы:
— А теперь он слушает то, что я говорю…
Я слышал, что при желании любую лошадь можно обучить пониманию языковых команд. В принципе, управлять ею можно исключительно с помощью речевых сигналов. Недаром ведь говорят, что лошадь — тот же человек, только сказать не умеет.
У меня был приятель в одном селе, старый лошадник, который утверждал, что лошадь можно даже научить читать. Он, конечно, перегибал палку в своих рассуждениях, но его жеребец Орлик понимал своего хозяина с полуслова. Если мой приятель позволял себе выпить лишнего где-нибудь в гостях (был у него такой грех), то Орлик приседал на передние ноги, чтобы его пьяненький хозяин смог на него взобраться. А потом вез до дома, стучал ногой в ворота и опять приседал.
Выходила жена приятеля и, ругаясь, сволакивала его с Орлика. При этом жеребец заступался за хозяина, пытаясь слегка укусить женщину…
— Сегодня лошади живут в раю, — говорит Злата.
Она поясняет эту мысль так: в древние времена лошади пахали, возили и шли в бой вместе с воинами, которые управляли ими. Представьте себе боевую сечу, когда куча озлобленных мужиков рубятся друг с другом. Лошади при этом зачастую приносились в жертву: взмахом сабли или шашки можно было запросто задеть и невинных животных.
— У казаков было не принято резать старого коня, который уже не мог использоваться в боях, — рассказывает Олег Проскура в ответ на эти мысли. — Его просто отпускали на волю.
Олег Борисович сам родовой казак. Его родословная в одном из колен соприкасается с Богданом Хмельницким.
… Да, сегодня лошади живут в раю! Потому что землю пашут тракторы, грузы возят автомобили и тепловозы, а в бой идут танки. Правда, Олег Проскура всегда несколько ворчит:
— Как бы не случилось так, что скоро лошади станут всего лишь жителями зоопарков…
Но вернемся к Злате Дублистовой. Спрашиваю ее — почему она вдруг увлеклась лошадьми? За что их любит?
— Однажды я пришла на занятия к Олегу Борисовичу, — отвечает она. — Пришла, кстати, с опозданием, когда уже была пройдена теоретическая часть…
— Она просто села и поехала! — вставляет Олег Борисович.
— Ведь это чудесно, когда есть такой друг, такое создание, которое выполняет все твои желания, — продолжает Злата. — Покорно, смиренно везет тебя, чувствует твои намерения, отвечает на малейшие проявления эмоций! Лошадь — это что-то мистическое…
Злата рассказывает, как ей больно слушать разговоры некоторых лошадников о том, что, мол, ту или иную лошадь пора отправить на убой, чтобы потом продать мясо.
— Не понимаю! Как можно ездить на лошади, а потом вдруг сделать из нее колбасу.
Она опять кажется мне графиней, которая грустно смотрит на грубых крестьян, яростно стегающих своих лошадей.
— Стоит сесть верхом на лошадь, как тут же словно оказываешься в другом мире, в другом измерении! — восторженно рассказывает «графиня».
Злата хлыстом слегка прикасается к ноге Ская, и тот радостно и покорно вздергивает ее.
— Ай, молодец! — вскрикивает Олег Проскура.
Злата мечтает участвовать в соревнованиях по конной выездке, к чему уже готовится… Вы наверняка видели эти красивые состязания по телевидению, когда лошади под своими наездниками творят буквально чудеса — они чуть ли не танцуют!
— Мы между собой называем это бальными танцами, — уточняет Злата.
А еще эта девушка мечтает принять участие в соревнованиях по конкуру, когда наездник на лошади преодолевает различные препятствия.
— Это очень эффектная и активная дисциплина конного спорта, — сообщает она. — А вообще, я хочу заниматься всем, что связано с лошадьми.
Учась в Смоленском университете спорта, Злата практические навыки верховой езды получает на историческом ипподроме имени Тихонова. Там у нее своя лошадка, вернее, закрепленная за ней. Кличут ее Тасманией…
— Я ее называю Тасей, — смеется Злата и добавляет: — Она башкирской породы, значит, моя землячка!
У Ская тоже другой хозяин, и тот благодушно предоставляет Злате своего любимца во время ее приезда в Белорецк. А еще она ездит на лошади по имени Ягодка, которая живет на одной из турбаз Белорецкого района. Ягодка считает Злату своей хозяйкой и всегда ждет очередных каникул между сессиями.
— Олег Борисович обучил меня всем азам, — говорит Злата. — И огромное ему спасибо за это…
Девушка рассказывает, что первоначально ее увлечение лошадьми не вызывало восторга у родителей.
— У меня в роду только дедушка был пастухом, — смеется она. — Других лошадников не было.
Родители Златы хотели иное будущее для своей дочери, но, видя ее неистребимую любовь к лошадям, смирились. Любовь побеждает все!
— Я благодарна своим родителям, — говорит юная наездница. — В детстве я занималась биатлоном, пулевой стрельбой, училась в художественной школе… Даже собиралась стать графическим дизайнером, но однажды сказала родителям:
«Меня душой тянет только к лошадям!» И они согласились с моим выбором…
Скай пытается щипать травку, но Злата не позволяет ему делать это, слегка дергая за узду: лошадь во время занятий и выполнения упражнений не должна расслабляться… Лошадиный рай тоже имеет свои ограничения.
— Лошадь занимает лидирующие позиции среди животных по пониманию людей, — сообщает мне Злата.
Я мог бы поспорить с ней, потому что очень люблю кошек. Мое многолетнее общение с ними привело меня к мысли, что эти создания умеют мыслить и анализировать. Да-да, именно анализировать! Они до крайности хитрые, и обмануть их невозможно…
— Лошадь — чуткое животное, — продолжает Злата. — Достаточно комарику сесть на ее шкуру, как она уже это чувствует!
Спрашиваю Злату, какие книги она читает. Она называет современных авторов и даже советует почитать их произведения, но я консервативно глух к прозе текущего дня. Зато среди классиков Злата выбирает Гюго. Я же советую ей почитать Тургенева, который за рамками школьной программы. Почему именно Ивана Сергеевича? Потому что Злата в моем представлении очень гармонично сочетается с образом тургеневских девушек…
Злата о лошадях рассказывает увлеченно и долго. Я перебиваю ее и спрашиваю:
— У вас есть молодой человек?
Она несколько смущается и произносит:
— Пока нет. Думаю, что и в ближайшее время он не предполагается...
Злата, я думаю, несколько заблуждается, потому что в эту девушку трудно не влюбиться…
Она рассказывает о своем костюме: на ней редингот (что-то вроде легкого пиджака), конное поло с манишкой, бриджи и белые перчатки.
Злата опять превращается в графиню: она пускает Ская в галоп и плавно скачет по некошеной поляне. Словно плывет над землей! Глядя на ее образ, хочется писать стихи. Говорю об этом вслух, и Олег Борисович меня поддерживает:
— Да, эта девушка достойна поэзии.