Все новости
Спорт
12 Марта 2014, 15:26

Здесь избранных нет

Доступен ли массовый спорт для детей?

Лед в Уфе не только для хоккеистов.
Лед в Уфе не только для хоккеистов.
Почему-то среди уфимцев бытует мнение, что устроить ребенка в спортивную школу — дело весьма проблематичное. По крайней мере, в бесплатную. Как жаловались многие респонденты, «охотно берут лишь ребят с ярко выраженными спортивными способностями». Остальным стараются отказать «под разными надуманными предлогами». А если и возьмут, то все равно попытаются впоследствии отсеять. «РБ» попыталась разобраться — так это или нет.
От подобной постановки вопроса спортивные чиновники открестились мгновенно. Как пояснила нам главный специалист спорткомитета уфимской администрации Татьяна Меркулова, существует даже специальная установка на массовость спорта. Согласно ей, к занятиям в спортсекциях необходимо привлечь почти треть всех школьников. Пока же эта цифра недотягивает до целевого показателя как минимум на четыре пункта. «Поэтому отказываться от детей, желающих записаться в секцию, вовсе не в наших интересах», — доказывает собеседница.

Однако многие столичные жители считают иначе. «Недавно отдала сына в лыжную секцию, — говорит уфимка Лидия Нигматзянова. — Приобрели лыжи, форму, но ребенок не в восторге.
Говорит, что тренеры уделяют ему мало внимания, считают бесперспективным. А работают в основном с теми, кто подает, по их мнению, неплохие надежды».

Чиновники от спорта с этой точкой зрения также не согласны. На их взгляд, работать с детьми по избирательному принципу — крайне рискованный способ. В этом случае можно запросто «прохлопать» настоящую спортивную звездочку, которая по разным причинам просто пока не раскрыла своих способностей в полной мере. А согласно федеральным инструкциям, каждый тренер обязан по максимуму использовать потенциал воспитанника. Иначе на соревнованиях международного уровня мы начнем стремительно отставать от лидирующих спортивных держав.
Иное дело, что при спортшколах существуют группы разного уровня. Например, если ребенок приходит туда, его, как правило, зачисляют в группу начальной подготовки. Но могут записать и в спортивно-оздоровительную. Это происходит в тех случаях, если ребенок очень хочет заниматься тем или иным видом спорта, но явных способностей к нему не имеет. Для примера можно привести низкорослого баскетболиста. Как бы парень ни старался, у его более рослых соперников всегда будет преимущество.

По-видимому, мнение населения о разделе детей на перспективных и обычных исходит именно из этой концепции. Но, как заверила нас Татьяна Меркулова, в любом случае с ребенком будут работать по полной программе. И уж тем более никто не будет его отчислять. В спортивно-оздоровительной группе воспитанник может заниматься до 18 лет. Также он может перейти в другую школу. Ведь, возможно, у него откроются способности к какому-нибудь другому виду спорта.

А вообще, работа в детско-юношеских спортшколах (аббревиатура может варьироваться как ДЮСШ или СДЮСШ) построена по следующему принципу. В группе начальной подготовки ребенок может находиться до трех лет, потом его переводят в учебно-тренировочную группу.
Там по мере сдачи нормативов воспитанника доводят до нужной формы. В итоге из ребят выходят уже осознанные спортсмены с четким стимулом. Без него в спорте карьеры не сделаешь. Верхним порогом являются группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Говоря о массовом привлечении детей к спорту, нужно учитывать еще одну особенность. В стране существует два вида спортшкол. Первые — это уже упомянутые ДЮСШ. Вторые — спортивные детско-юношеские специализированные школы олимпийского резерва — СДЮСШОР. Они отличаются тем, что в них, как правило, нет спортивно-оздоровительных групп. Их задача — ковать будущих олимпийцев. Перспектив попасть когда-нибудь на Олимпиаду у этих ребят больше.

Похоже, СДЮСШОР послужили еще одним основанием для разговоров о «неравенстве» среди детей при записи в спортшколы. Как пояснила нам ведущий консультант минспорта Наталья Омельченко, в школы олимпийского резерва отбор действительно строже. Да и зарплата у тренеров несколько выше. Это мнение разделяет и администрация некоторых спортивных школ.
«Думаю, в школах олимпийского резерва отбор есть, — объясняет руководитель ДЮСШ № 17 Сергей Макин. — В них занимаются избранные, поскольку термин «специализированная» подразумевает, что тренеры там ориентированы всего на нескольких ребят. Тех, кто идет на высокое мастерство. Но в специализированную школу берут лучших, идет отбор из ДЮСШ.
Ребенок там достигает какого-то уровня, и тогда его приглашают в школу олимпийского резерва. Хороший тренер сам высматривает таких кандидатов на соревнованиях. Но бывает, что тренеры не отдают детей! Ведь у нас не проработана система перехода ребенка от тренера к тренеру: восемь лет тот занимается с одним тренером, достигает уровня КМС, а потом вдруг уходит... Этот разрыв всегда болезнен. Ведь они для нас как родные дети. А новый тренер, грубо говоря, пожинает плоды чужого труда: у него хорошая зарплата, все регалии и почет — ему.
Считаю, это не совсем честно. Наша же цель — массовость, мы должны вытащить всех детей из подъездов и с улиц. Полагаю, что с этой задачей мы справляемся. Ведь, если честно, бывает, что у тренера занимаются по 20 — 25 ребятишек в группе. Хотя их должно быть максимум 15».

Итак, с массовостью спорта проблем, похоже, нет. Тем более что спортшколы более чем заинтересованы в притоке детей. Это напрямую связано с финансовыми интересами — они работают по муниципальному заданию, и деньги выделяются ровно на то количество ребят, которое занимается в школе. Если ребенка отчисляют, то финансирование на него тоже прекращают.

Наш опрос также показал: многие уфимцы почему-то считают, что республика культивирует лишь хоккей. Остальные виды спорта развиты слабо, или же их нет вообще. «Внучка хочет фигурным катанием заниматься, так не знаем, где такие секции есть, — сетует Зиля Азнабаева. — Весь лед в Уфе под хоккей отдали».

Между тем секций фигурного катания в Уфе достаточно. Но вот в том, что на слуху у жителей республики лишь один хоккей, доля истины есть. А ведь кроме него республика дает, например, отличных фехтовальщиков. Достаточно вспомнить, что на прошлых Олимпийских играх костяк российской сборной составляли именно рапиристы из нашей республики. Кроме них регион «кует» отличных баскетболистов, волейболистов, тяжелоатлетов и многих других спортс;менов по многим видам спорта. Но все они как бы остаются за кадром. А жаль…
Спортшколы более чем заинтересованы в притоке детей. Это напрямую связано с финансовыми интересами — они работают по муниципальному заданию, и деньги выделяются ровно на то количество ребят, которое занимается в школе.
Комментарий

Сергей МАКИН, руководитель ДЮСШ № 17:
— Конечно, когда мы видим одаренного ребенка, мы общаемся с родителями, пытаемся их заинтересовать. Но даже если задатков у ребенка нет, на улицу его никто не выгонит. Он продолжает тренироваться в общей группе. Мы не делим детей на избранных и перспективных: все занимаются вместе, 15 человек в группе. В то же время статистика показывает, что после группы начальной подготовки 80 процентов ребят уходят. У них в этом возрасте масса интересов: музыка, шахматы, дзюдо; вот они и бегают туда-сюда... Работаем с родителями, пытаемся объяснить, что вид спорта олимпийский, интересный.
Опрос

Вот что говорят родители детишек, занимающихся в спортклубе «Динамо», в младшей группе секции тхеквондо:
— Колю мы отдали в секцию, чтобы он научился базовым приемам и смог, в случае необходимости, защитить себя, — говорит бабушка. — Ходим в секцию первый год.

Отношение тренера хорошее, разделения детей нет, все на одинаковом уровне.

А папа Аделины Галиевой признается:
— Пока рано судить о будущем. Сегодня дочка ходит на занятия для общего развития, но кто знает, может быть, Аделина захочет заниматься этим видом спорта профессионально. Тогда и посмотрим. Да и как можно разделять маленьких 5-летних ребятишек? Каждый из них хорош и, безусловно, подает надежды.

Опрос провели Диана БАЙТУРИНА, Гулия ШАРАФУТДИНОВА, Ксения СИМОНОВА.
Есть мнение

Игорь ОСАДЧЕНКО, тренер-преподаватель по дзюдо:
— Сегодня большой проблемой в детском спорте является отсутствие хороших, специализированных залов для тренировок. Знаете, в Уфе есть и спортшколы, где залы находятся в подвальных помещениях. Привлечь туда можно только действительно фанатичных ребят. Но если будет больше залов, хороших, с удобными раздевалками, душевыми — то будет и больше детей в спорте.

У меня есть наблюдение, что родители приводят детей в секции с нацеленностью на оздоровление. Тех, кто уже мечтает об олимпийских наградах, — единицы. И это правильно. Вот я, например, каждый год набираю детей и веду их в диспансер.

По результатам полного обследования, из 100 человек абсолютно здоровыми бывает человек 10 — 15. У остальных — искривление позвоночника, плохое зрение, головные боли, больной желудок, плоскостопие. Разве они выдержат нагрузки, которые необходимы в большом спорте? Когда я набираю группу, провожу родительское собрание, говорю: прежде  всего — оздоровление. Будет ребенок здоров — он сам выберет, хочет он идти в большой спорт или нет.
Читайте нас: