Американцы говорят: чемпион мира по боксу в тяжелом весе среди профессионалов — второй человек после президента. Боксер-тяжеловес Нияз Файзуллин хоть и не чемпион мира среди профессионалов, но личность в Башкортостане весьма популярная. Однако не многие из поклонников в курсе того, как складывается жизнь кумира за канатами ринга.
— После прошедшего в Уфе чемпионата России в 2011 году, который был определяющим для формирования сборной на Олимпиаду в Лондоне, о вас не было никаких вестей. Подумалось даже, что Файзуллин завершил карьеру.
— На том домашнем чемпионате я занял второе место, в финале по очкам уступил чемпиону Европы 2010 года Сергею Кузьмину из Санкт-Петербурга. После чемпионата тренерский штаб решил: победители выступят на чемпионате мира в Азербайджане, а те, кто занял вторые места, отправятся на чемпионат Европы в Турцию, который был намечен месяца на три раньше мирового первенства. Я был уверен, что выступлю на чемпионате Европы. Во время сборов приехали, насколько я понял, кураторы федерации бокса России из силовых ведомств, посоветовались с тренерским штабом, в результате на чемпионат Европы поехал Магомед Омаров, который в Уфе занял третье место. Не скрою, было неприятно. Может, кому-то и показалось, что Омаров на тот момент выглядел предпочтительнее, но свое право я завоевал в честной борьбе.
Настроение после этого было не ахти какое, накопилась усталость, решил взять паузу: переключился на личную жизнь. Женился, занялся обустройством квартиры, которую получил от министерства внутренних дел РБ. Я — сотрудник Уфимского юридического института МВД, за который долгое время выступаю. Затем с супругой ждали появления ребенка. Отдохнув от выступлений, в октябре прошлого года принял участие в чемпионате МВД России, занял второе место. К выступлению был не совсем готов, растренировался.
С другой стороны, почувствовал, что есть еще порох в пороховницах.
— Продолжите карьеру, чтобы попасть на Олимпиаду?
— Да. Тем более в тяжелом весе в российском боксе сейчас кризис. На последнем первенстве России в Хабаровске чемпионом стал молодой парень Гасан Гимбатов, а второе место занял Максим Бабанин, которого я в свое время четыре раза побеждал.
Думаю, что шансы стать первым номером у меня есть.
— Как вы вообще попали в бокс? Папа так захотел, пошел за компанию с другом, не было других секций?
— Можно сказать, по настоянию отца. Он сам в молодости занимался борьбой куреш, а его друг Мурад Галлиев в городе Азнакаево Республики Татарстан, где я жил до переезда в Уфу, был тренером по боксу. К нему в 10 лет и отвел меня отец. Как это нередко водится, на первой же тренировке меня, новичка, поставили боксировать с мальчиком, который уже занимался какое-то время, и он разбил мне нос. После этого я решил с боксом «завязать». Дома объявил, что в секцию больше не пойду. Но через месяц Мурад Керимович уговорил меня прийти на тренировку. С тех пор жизнь моя неразрывно связана с боксом.
— Первые успехи пришли рано?
— Впервые чемпионат России я выиграл в 14 лет. Затем победил на чемпионате России среди старших юношей. Стал чемпионом Европы среди юношей, выиграл юниорское первенство России. Между этими победами у меня была поездка на юниорский чемпионат мира на Кубу.
— Действительно, событие неординарное, учитывая, что кубинцы много лет были лидерами в любительском боксе.
— Это так, но на Кубе меня больше всего поразил океан. Когда фильмы смотришь, не ощущаешь, какая это необъятная громадина, где большущие корабли кажутся игрушечными…
— С какого периода началась взрослая карьера?
— В 2002 году впервые принял участие во взрослом чемпионате РБ и занял первое место. Это было сложно: путь к победе заслоняли местные звезды тяжелого веса — Марсель Галимов и Вячеслав Сосновцев, в разные годы становившиеся чемпионами мира среди полицейских.
— За ту победу подарили вазовскую «семерку». Это была первая ваша машина?
— Первая. Водительских прав еще не было. Из Азнакаева приехал отец, перегнал машину домой.
— Два года. Потом продал, добавил денег — купил «ВАЗ» 12-й модели. До сих пор исправно служит.
— Как часто вызывают в национальную сборную России?
— С 2005 года, когда я стал третьим на чемпионате России, и до 2011 года включительно регулярно получал приглашение. В 2006 и 2011 годах на чемпионатах России мне удалось завоевать «серебро», «бронзу» — в 2010, а в 2009 году стал чемпионом.
— Кто из ребят в сборной был заводилой?
— Давид Айрапетян, наверное, самый веселый парень. Саша Солянников из Челябинска тоже любит пошутить. По моим наблюдениям, легковесы больше склонны к шуткам и розыгрышам.
— Внешне вы не производите впечатление выдающегося атлета, но силе удара позавидуют многие бойцы. Это природное качество или наработанное?
— Наверное, и то, и другое. Я родился весом всего 2 кг 200 г. Пока был маленьким, родители сильно беспокоились за мое здоровье, но не нежили, не пичкали лекарствами. Отец приучал меня и младшего брата к физическому труду, частенько возился с нами, в шутку боролся. А что касается силы удара, для этого есть масса упражнений. Одно из эффективных — удары кувалдой по автопокрышке. Отлично развивает плечевой пояс и силовую выносливость.
— В чем кроется причина проблем башкирского взрослого бокса?
— Есть точка зрения, что тренеры не учитывают, что во взрослом боксе гораздо сильнее бьют, и не готовят методически верно молодых боксеров, сами ребята психологически ломаются.
Наверное, есть такие моменты. На мой взгляд, главная причина — в отсутствии материальной поддержки молодых спортсменов. Речь не о том, что у боксеров нет денег, чтобы купить билеты на дорогу. Но им нужна зарплата, на которую можно достойно жить, содержать семью.
А у нас боксер, допустим, выиграл первенство Башки;рии, ему говорят: теперь закрепи результат на федеральном или на международном уровне, а там посмотрим. Но чтобы стать чемпионом России, нужна огромная самоотдача, в том числе за счет своего времени. Это в советских фильмах тридцатых годов спортсмен днем работал в шахте, вечером тренировался, а в выходные побеждал на соревнованиях. Современный бокс высоких достижений предъявляет такие требования к мастерству, что порой нужно тренироваться по три раза в день.
Ладно, я сотрудник МВД, получаю зарплату, руководство идет навстречу, выделяя время для тренировок. Помимо зарплаты получал стипендию от федерации бокса РБ, пока стабильно показывал результаты. Но взять молодых ребят, ставших чемпионами Башкирии, и никак еще себя не проявивших за ее пределами. Чтобы двигаться дальше, им нужно превращать тренировки в основное жизненное занятие. А на что они будут жить?
Им уже, как правило, лет по двадцать, у некоторых семья… Поэтому покидают молодые ребята бокс, не видя перспектив.
Ясно же, что не всем дано стать олимпийскими чемпионами. Сверстники после института лет за пять-шесть станут классными специалистами, кто-то выбьется в начальники, будут иметь приличные оклады, уже какие-то накопления, а что у боксера? Стоптанные кроссовки, пара спортивных костюмов, грамоты, будильник, магнитола и электрочайник, полученные за победу на соревнованиях. Думаете, почему сейчас в боксе так успешно выступают представители кавказских республик?
— Может, дух у них какой-то особый или генетически предрасположены?
— «Духовитых» у нас тоже хватает. Там здорово финансово стимулируют спортсменов.
— Не было желания в профессионалы перейти, чтобы обеспечить финансовую базу спортивной карьеры?
— Чтобы добиться успехов на профессиональном ринге, нужна грамотная промоутерская компания, которая бы взялась за организацию боев и обеспечение гонорарами. А без этого, что толку? Ну объявил себя профи, а дальше что? Боксировать за гроши, рискуя здоровьем? Вот Магомед Абдусаломов тяжелую травму мозга получил в бою, но за ним серьезная компания стоит, которая наверняка поможет материально. А не будет такой поддержки, можешь остаться инвалидом и без денег.
Нияз Файзуллин:
” Сверстники после института лет за пять-шесть станут классными специалистами, кто-то выбьется в начальники, будут иметь приличные оклады, уже какие-то накопления, а что у боксера?