Существование школы олимпийского резерва, где занимаются «летающие лыжники», оказалось под угрозой. Тренировочная база не прошла сертификацию в Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью России, в результате чего были отменены запланированные всероссийские соревнования и сборы. Более того, несколько спортсменов во время тренировок получили травмы. Ситуация настолько сложная и запутанная, что в нее вынужден был вмешаться президент республики Рустэм Хамитов. Именно он инициировал передачу в собственность спортивной школе комплекса сооружений, находящихся в доверительном управлении СОК «Трамплин». Однако имущество так и не было передано, а дело погрязло в судах.
Это выглядит нелепо, но сегодня вопрос, быть или не быть этому виду спорта в республике, зависит от того, кто выиграет в суде право на управление четырьмя трамплинами. Пока спорткомплекс «Трамплин» (юридическое название — ООО СОК «Трамплин» — ред.) принадлежит на 75% уфимской мэрии, а на 25% — фирме «Брют», учредителем которой является депутат уфимского горсовета Артур Абдуллин. Именно подконтрольной депутату фирме в 2002 году была передана часть уставного фонда СОК «Трамплин», принадлежавшего на тот момент Федерации профсоюзов республики. А в 2010 году и школа олимпийского резерва № 33 (кстати, муниципальное учреждение) также отдана в доверительное управление СОК «Трамплин». Цели были благие: улучшение условий деятельности спортивной школы по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью, а также расширение спортивных услуг населению. Но получилось по-черномырдински: хотели как лучше…
— За все это время в содержание четырех трамплинов не вкладывалось ни копейки, — говорит директор СДЮШОР № 33 Ильдар Гарифуллин. — Такая «хозяйственная деятельность» привела к тому, что наша спортивная федерация отозвала лицензии на эти сооружения. Учебно-тренировочная группа теперь вынуждена проводить сборы и тренировки в соседних городах.
Между тем средства на содержание школы из бюджета поступали регулярно. Но из 7 млн рублей 6,6 млн забирал СОК «Трамплин» за так называемую «техническую организацию учебного процесса». Использование находящегося в управлении имущества тоже приносило определенный доход. Но при этом только в 2011 году на содержание всего имущества, включая школу, было потрачено 2,6 млн рублей. Тем временем на зарплату персонала «ушло» почти 9 миллионов.
— Сколько же человек в штате комплекса?
— Не больше шести, — поясняет «РБ» представитель управления земельных ресурсов администрации Уфы Владимир Барабаш. — При этом зарплата рабочих — 15 — 16 тысяч рублей. Можно только предположить, где оседали остальные деньги.
Здесь необходимо сделать пояснение: получив в свое распоряжение 25%, Артур Абдуллин умудрился назначить на место директора комплекса «своего» человека — Джалиля Хабибова. И он фактически единолично распоряжался всем имуществом и средствами.
— Каким образом Абдуллину удалось назначить директором Хабибова — дело темное, — говорит Владимир Барабаш. — Возможно, помогли депутатский статус и связи в прежней мэрии.
Как долго оставалось бы такое «доверительное» управление незамеченным, можно только предполагать, но тут в прямом смысле вмешался несчастный случай — травмы, полученные спортсменами на тренировках.
Тогда же президент республики поручил передать спортивной школе весь комплекс трамплинов. Вот тут и начались «пляски с бубнами». Фирма «Брют», как одна из учредителей, не согласилась с таким решением. И дело пошло в суд. Пока шли разбирательства, фирма выставила счет школе почти на 2,4 млн рублей.
Администрация города, воспользовавшись правом основного учредителя, провела собрание, на котором, естественно, имелся кворум и которое представители второго учредителя проигнорировали. Было принято решение о смене директора. Но «Брют» не согласился с этим решением. Снова иск в суд.
Далее владельцы «Брюта» решили признать недействительным устав СОК «Трамплин». Снова дело пошло в суд.
Дальше — больше. В марте этого года «Брют» подал иск к КУМСу Уфы об исключении последнего из состава участников ООО СОК «Трамплин». Дело пошло в суд.
— Неизвестно, к делу нет доступа, — поясняет Владимир Барабаш. — По нему введена приостановка до того, пока не будет решения по другому делу. Это своего рода матрешка: подается иск по одному делу, по нему вводится обеспечительная мера, например, запрет на внесение изменений в документы общества (снятие с должности директора и прочее), на следующий день этот суд замораживается до вынесения решения по следующему делу. Сейчас в судах находятся пять дел, инициированных «Брютом».
Получается абсолютно алогичная ситуация: владелец 25% собственности комплекса «кошмарит» владельца 75%. Но ведь должна быть какая-то логика во всех этих действиях. Предположим, доходы от деятельности комплекса, да и бюджетное финансирование позволяют жить неплохо. Но если не вкладывать средства в развитие и поддержание имеющейся инфраструктуры, все это потихоньку придет в негодность, и на чем тогда зарабатывать?
— Наиболее вероятным кажется вариант с продажей земли, на которой расположены трамплины. А это ни много ни мало почти три гектара практически в центре города, — считает Владимир Барабаш. — До тех пор, пока в судах будут находиться эти дела, аффилированный Абдуллиным директор комплекса может подать заявление на выкуп участка по минимальной стоимости.
Пока же в суде удалось выиграть только одно дело — о передаче имущества школы самой школе. Также сняты денежные претензии «Брюта» к СДЮШОР № 33.
Активно прыжки на лыжах с трамплина в Уфе начали развиваться еще в 40-х годах. А первый трамплин был построен в Черкалинском овраге (рядом с нынешним телецентром) в 1934 году. В 1948 году появилось еще два трамплина, а освоение склона берега Уфимки, там, где и по сей день находится спортивный комплекс, началось в 60-е годы. За свою длинную историю республиканская школа «летающих лыжников» подготовила немало выдающихся спортсменов. Достаточно сказать, что ежегодно в основной состав сборной России попадают до восьми воспитанников школы олимпийского резерва № 33.
Аскар Фазлыев,
руководитель информационно-аналитического управления администрации Уфы:
— Администрация активно участвует в урегулировании ситуации. Комиссия от федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью России включила трамплины высотой 20, 40 и 60 метров в программу проведения различных соревнований. Эти объекты сертифицированы. Трамплин высотой 90 метров сейчас закрыт на капитальную реконструкцию, после ее завершения он будет использоваться. А недостроенный трамплин в 120 метров будет демонтирован из-за сползания грунта под ним.