Возможно, девочке не повезло. Она живет в Уфе. Крупный город, но не Москва. Лучше бы ей родиться в каком-нибудь райцентре. Вернувшись домой в ранге чемпиона России, она бы стала местной знаменитостью. Через год, в звании чемпиона Европы, ее носили бы на руках.
Ну а нынче… Даже не рискую представить, какие почести воздали бы земляки серебряному медалисту чемпионата мира. Селяне трепетно относятся к именитым выходцам из соседнего проулка. К тем, кто, по их разумению, оседлал вершину славы. Живи она в Москве — однозначно бы не прогадала: персональный тренер и ежеквартальные сборы обеспечены. А также оплачиваемые поездки на соревнования и гранты спонсоров за успехи на татами.
В Уфе однажды она все же вызвала бурный восторг… милиционеров, отмечавших свой профессиональный праздник в «Елках-палках». В закуточке ресторанчика они
с мамой и бабушкой решили отужинать.
В какой-то момент шумная компания соседей заказала песню «Офицеры» в честь своего сослуживца — спортсмена, победителя районного первенства. Бабушка новоиспеченной чемпионки, та еще шутница, иронично усмехнувшись, выждала паузу и объявила, что просит исполнить песню для лучшей каратистки Европы. Сообщение произвело на публику фурор. Силовое ведомство силу уважает.
В школе, а теперь вот и в колледже, где она продолжает учебу, не сговариваясь, к успехам Наташи Мартыновой относятся сдержанно. Может, это такая педагогическая уловка. Типа предохранителя от звездных болячек. Только перестраховываются учителя понапрасну: иммунитет к зазнайству мамиными стараниями привит с пеленок.
На днях Наташа Мартынова вернулась с мирового первенства, прошедшего на гламурном Кипре. Островная жизнь изнуряла не ультрафиолетом, а напряжением на татами. Домой прилетела расстроенной — не смогла подняться выше второго места. И, не скрывая, поведала о своей «неудаче».
— Вице-чемпион мира по карате… Звучит! Чего печалишься?
— Была в шаге от реальной победы. Обидно, что по собственной глупости упустила такой шанс! Уклонилась от удара соперницы, чего нельзя было делать по условиям соревнований. А времени пробить уже не хватило. Повезло полячке…
— Я думал, с кем-то из румынок билась в финале — ты с большим уважением отзывалась о них, когда вернулась с первенства Европы. А польскую спортсменку, похоже, даже и не считала серьезной соперницей?
— В этом и заключалась ошибка. В отсутствие румынок, думала, киприотка выйдет в финал. Спортсменки этой страны здорово подготовились к первенству. Да и по комплекции я им всем проигрывала, с виду они — прямо привидения в кимоно, выскочившие из преисподней. На старте меня еще поставили первым номером. А первый номер… это волчий билет, девочка на вылет: чемодан — аэропорт — Уфа. Ничего не светит, короче. Но не для того же мама в долги влезала, выкупая билеты на самолет, чтобы я опозорилась! Выложилась, насколько смогла. И еще спас российский арбитр, выставивший высокую оценку. Так я и прошла во второй круг.
— Очередное первенство мира — в Ашхабаде. Поедешь?
— Очень надеюсь. На Кипре почувствовала, что еще многое могу. Хочу испытать себя.
— А как же травмы? Ты же на Кипр летела с разбитым коленом. Тебя же мама нашатырем в чувство приводила, говорят, когда от боли теряла сознание…
— Случайность, что нашатырный спирт под руками оказался?
— Здоровье подвело — это в нашем виде спорта бывает, да и усталость навалилась, перетренировалась, наверное. А колено… Честно — боялась, что подведет в неподходящий момент. Обошлось. Блокаду ставили перед самым отлетом, это и спасло.
— А кто еще вошел в состав сборной России на прошедшем чемпионате?
— Москвичи, ребята с Алтая… Одна из москвичек, кстати, моя традиционная соперница. Но ей уже в первом круге зачли поражение.
— А из твоих зарубежных принципиальных соперниц на чемпионат Европы кто-то приехал?
— Были две девочки. Киприотки.
— И ты их победила? А говоришь, они страшны, аки дьяволы.
— Соперниц бояться — на чемпионатах не выступать.
— В колледже знают о твоем успехе?
— Да. Заведующая отделением даже пообещала материальную помощь выплатить.
— Как к тебе относятся тренеры сборной России по карате?
— Хорошо. Как и к другим спортсменам. В Москве меня знают. Сама удивляюсь, почему? На международных соревнованиях до этого я была всего лишь раз — в ноябре позапрошлого года.
— Зато вернулась чемпионкой Европы. Любой тренер заприметит.
— Мне с тренером повезло. Антон Жанович Емелин с первого дня воспитывает в своих учениках боевой дух карате. Муси-пуси исключены! Накануне мирового первенства тренер загонял меня до изнеможения, как скаковую лошадь. А мечтала отдохнуть, расслабиться перед боями… Думаю, он прав: настырных, как я, надо держать в тонусе. Постоянно. Жаль, что у нас в республике сборы проводятся только летом. А каратисты Москвы выезжают на базы по четыре раза в год. Там буквально нянчатся со спортсменами. Нас воспитывают в спартанских условиях.
Последнюю фразу Наташа произносит, даже не вдумываясь в ее брутальность. Как само собой разумеющийся факт. Может, в этом и скрыт некий смысл того, что великий Конфуций считал сутью дзаншин (так называется боевой дух в карате). «Самый сильный воин тот, который покоряет себя»,— говорил он. Покорить себя сложнее, чем идущего в атаку противника. Нужна воля. В тепличных условиях она не произрастает.
P. S. Наш корреспондент рискнул проверить силу чемпионского удара. Наташа Мартынова не стала подвергать риску солидного фигуранта, а лишь слегка погрозила... ножкой.