Все новости
Спорт
30 Июня 2012, 05:47

Спорт — вне игры

Республика остро нуждается в физкультурно-оздоровительных комплексах

Какой массовый спорт на таких площадках?
Какой массовый спорт на таких площадках?
Нехватка стадионов и физкультурно-оздоровительных комплексов вызывает недовольство у уфимцев. А точечные застройки, под которыми порой исчезают единственно доступные для детей спортивные площадки, заставляют и вовсе идти на крайние меры. Пару лет назад жители домов по улице Х. Давлетшиной и Заводской, чтобы остановить строителей, решились на отчаянный шаг: повесили во дворе табличку с надписью: «Детская спортивно-оздоровительная площадка имени В. В. Путина». Их примеру последовали и жители некоторых домов по проспекту Октября, присвоив площадке имя Дмитрия Медведева. Не помогло. Строительство элитной высотки оказалось важнее, чем «детские игры». Между тем, альтернатива — куда пойти ребенку — не предлагается.

Мелко плаваем?

Как говорит заместитель министра молодежной политики и спорта (ММПС) Руслан Бикимбетов, в данный момент количество спортивных объектов сокращается, но вызвано это изменением критериев, по которым они причисляются к таковым. Иными словами, еще недавно спортплощадками могли считаться даже специально утрамбованные участки земли, теперь же их исключают из этого списка.

Сейчас в республике около полутора тысяч спортивных объектов. При этом потребность населения в спортзалах «закрыта» на 45, а в плоскостных сооружениях — почти на 90 процентов. Однако с бассейнами дело обстоит куда хуже: их численность едва достигает 11% от положенного норматива.

— Это общереспубликанский показатель, — поясняет замминистра. — Что же касается Уфы, то здесь ситуация, можно сказать, критическая. Действующие бассейны отвечают необходимости лишь в пределах семи процентов, что для мегаполиса — мизер. К тому же в Башкортостане практически нет «длинной воды» — водных сооружений с дорожками протяженностью 50 метров. У нас всего два таких комплекса. Один из них — уфимский «Нефтяник», а другой находится в Салавате и уже несколько лет стоит на реконструкции. Таким образом, пловцы вынуждены тренироваться на коротких полосах.

Еще в 2009 году на балансе муниципалитетов бассейнов практически не было. Их содержание обходится недешево, и поэтому местные администрации старались отказаться от их финансирования, перекладывая это бремя «на плечи» минспорта. Однако полномочий на это у министерства нет, поскольку оно само финансируется из республиканского бюджета. Так же, как и минобраз, которому муниципалитеты тоже довольно часто пытались передать бассейны при учебных учреждениях. Но подвижки в решении вопроса уже есть. Четыре года назад была принята программа, согласно которой водно-спортивные комплексы должны появиться в каждом районе республики. Ставка сделана на экономичные проекты «бассейн плюс спортзал» начальной стоимостью в 70 млн рублей. Дальнейшая цена зависит от их индивидуальной «привязки» к местности инженерными сетями. Тенденция к численному росту таких комплексов налицо. Они уже появились в Бирске, а также в Баймакском, Иглинском и нескольких других районах. Решить же уфимскую проблему полностью в ближайшем будущем вряд ли удастся, но определенные сдвиги прогнозировать можно. Не так давно открылся бассейн по улице С. Перовской, а вскоре город обещает построить оздоровительный комплекс в микрорайоне Юрюзань.

Стоимость проекта составляет около 130 млн рублей, и к строительству уже все готово. Поэтому работа начнется с поступлением первого денежного транша.

Вопросов масса, но пуста касса

На территории Башкортостана немало спортивных заведений с очень высоким уровнем тренерской работы. Не случайно на предстоящие Олимпийские игры в составе российской сборной едут сразу восемь участников из Башкортостана, да и вообще, мировому спортивному сообществу наша республика хорошо известна. Проблема в другом. К примеру, из почти четырех десятков уфимских спортшкол лишь 11 имеют собственные здания. Остальные вынуждены их арендовать, а 14 занимают подвалы или же малоприспособленные для занятий помещения.

— Столица остро нуждается в спортивных объектах, — поясняет председатель по физической культуре и спорту уфимской администрации Сергей Степанов. — Причем нехватку условно можно разделить на два сегмента. Первый — это современные специализированные сооружения для работы спортивных школ. Сюда можно отнести бассейны, тиры, легкоатлетические манежи, гребные базы, залы тяжелой атлетики, лыжные стадионы и тому подобные сооружения. Второй — объекты, доступные населению: спортплощадки, круглогодичные тропы здоровья, а также прогулочные и веломаршруты в лесопарковых зонах. И хотя в Уфе периодически проводятся международные игры, чемпионаты Европы и даже мира, мы не отстраиваем под них спортивную инфраструктуру. Стараемся провести на том, что есть. К тому же, механизм привлечения инвестиций и федеральных средств сегодня только зарождается, а городское бюджетное финансирование традиционно отталкивается от уровня прошлых лет. В среднем оно составляет 2,2 процента.

Физкульт-ура! Где детвора?

Еще одна проблема республиканского спорта — его недостаточная массовость. Выход городской спорткомитет видит в централизации своей деятельности, а также в усилении работы на уровне районов. Для большей свободы действий горкомспорту еще два года назад был придан статус юридического лица с правом главного распорядителя средств. Но ощутимых результатов это пока не приносит. Несмотря на то, что количество спортивных мероприятий в пересчете на 100 тысяч жителей «зашкаливает» за 200, всего лишь пятая часть уфимцев уделяет физкультуре хотя бы три часа в неделю. По республике данный показатель составляет 22 процента. Для того же, чтобы общество считалось спортивным, этот уровень должен достигать как минимум 40 процентов. Таковы международные стандарты.

— Думается, причина нашей «пассивности» — в отсутствии должной пропаганды, — говорит Руслан Бикимбетов. — Хотя и валить все на бездействие государства тоже не стоит. Ведь тот, кто хочет заниматься спортом, всегда найдет для этого и место, и время. Кстати, в пример можно привести Учалы. Это очень спортивный город, где практически каждый подвал оборудован под спортзал-«качалку». И они не пустуют, поскольку мужчины всех возрастов охотно посещают их вместе с сыновьями. Проще говоря, учалинцы культивируют отношение к спорту, начиная с семьи. Удручает лишь то, что такого в республике я больше нигде не видел.

В принципе, решить проблему нехватки площадок не так уж и сложно. Сейчас придомовые территории переходят в собственность жильцов, и по общей договоренности место для спортивных занятий можно обустроить прямо во дворе. А вот что касается «семейной» физкультуры, то здесь сложнее. Во-первых, большая часть родителей обеспокоена благосостоянием и почти все время отдает работе. А во-вторых, в стране очень много детей, растущих без отцов и, как следствие, без наглядного примера для подражания. Уповать же на то, что массовость физкультзанятий обеспечит школа, тоже не приходится. Энтузиастов среди учителей очень мало, и большинство смотрит на эту работу как на временную.

— Работая в школе учителем физкультуры, я получаю всего пять тысяч рублей, — рассказывает мой собеседник, просивший не называть его имени. — К тому же родители детей постоянно скандалят по поводу моей «жестокости». Я, видите ли, требую от ребят выполнения элементарных нормативов, предписанных методиками министерства образования. Зачем мне эта нервотрепка за копейки? Уйду при первой же возможности.
Справка

Согласно программе развития спорта, в текущем году на территории Уфы появятся четыре многофункциональные спортплощадки с мини-футбольными полями и тренажерными залами. Кроме того, вскоре планируется построить пять бассейнов. В данное время решаются вопросы строительства нового здания школы по горнолыжному спорту в «Олимпик-парке».
Читайте нас: