Все новости
Путешествия
26 Августа 2023, 11:15

«Купец» с изюминкой

Чем фестиваль в Стерлитамаке удивил гостей

Стерлитамак третий год доказывает, что не Уфой единой развивается в республике событийный туризм. Прошедший в прошлые выходные фестиваль гостеприимства «Купец 2.0» не оставил равнодушными ни гостей праздника, ни самих организаторов, которые год от года стараются вложить в него новые смыслы. И у них, похоже, получается.

Интересно, но поначалу «Купец 2.0» носил чуть иную тональность.

— Первый фестиваль в 2021 году мы приурочили ко Дню предпринимателя, — рассказала автор идеи и креативный директор «Купца 2.0» Мария Орешникова. — С одной стороны, вспомнили купеческие ярмарки прошлого, которые проводились в Стерлитамаке, а с другой — отдали дань уважения современным предпринимателям, меценатам, которые восстанавливают историческое наследие нашего города. И после того, как его провели, поняли, что в нем больше смыслов, чем изначально задумывалось. Так «Купец 2.0» стал фестивалем гостеприимства и за три года колоссально вырос по количеству гостей: если в 2021 году его посетили три тысячи человек, в 2022-м — уже 30 тысяч, то в этот раз — более 60 тысяч.

Самая главная изюминка «Купца 2.0» в том, что появился он благодаря «низовой» инициативе, стараниями неравнодушных горожан. Созданный с душой, для себя и своих близких, а не по указке сверху, он сразу зацепил гостей и участников неподдельной любовью к городу, его прошлому и настоящему.

А его создателями стали жители города, несколько лет назад объединившиеся в сообщество «Матурама» — команду активных стерлитамакцев, которые имеют желание, возможности и умения сделать город лучше. То, что в социальной урбанистике обозначают термином «профессиональный горожанин». Большую роль сыграла и Ассоциация предпринимателей Стерлитамака. К компании единомышленников присоединились администрация города, а также крупные бизнес-партнеры, так что фестиваль с годами становился зрелищнее, не теряя при этом своей душевности. А в 2022 году заслуженно получил Гран-при Национальной премии Russia Event Awards в номинации «Лучшее туристическое событие исторической направленности».

Чем же удивил и порадовал гостей «Купец 2.0» версии 2023 года? Общее настроение купеческого города создавали стилизованные фотозоны и иммерсивный театр — прогуливавшиеся по площадкам фестиваля волонтеры в старинных нарядах: купцы и купчихи, скоморохи, коробейники, продавцы газет, чистильщики обуви и многие другие.

Поскольку темой фестиваля в этом году избрали путешествия, то и туристической зоне уделили немало внимания: свои площадки здесь были у геопарка «Торатау», музея «Шульган-Таш», музея полярников имени В. И. Альбанова, музея «Ретро-гаражъ», а также у турклубов и детских туристических секций. На каждой площадке юные гости праздника участвовали в мастер-классах и играх: создавали краску из охры, как древние художники, клеили пенопластовые самолетики, складывали из паз-лов карты Башкирии и России — словом, однозначно не скучали.

Для тех, кто уже нагулял аппетит, в гастрозоне можно было отведать блюда лучших ресторанов и кафе Стерлитамака, а также попробовать хлебобулочные изделия разных народов, испеченные местным хлебозаводом.

В центре фестиваля были, конечно, ремесленники, которые выставляли свою продукцию на продажу. С прошлого года их количество на «Купце» выросло почти вдвое: со 130 до 238. Причем приехали сюда мастера не только из регионов Башкирии, но и из Самарской, Челябинской, Свердловской областей.

— Думаю, такие мероприятия нужны людям, чтобы отвлечься от забот сегодняшнего дня, — поделилась мнением сотрудник Тюрюшлинского СДК Стерлитамакского района Ольга Дятлова. — Сами мы уже второй год в «Купце» участвуем.

Очень нравится, в прошлом году много продали, в этом еще больше привезли. Я, например, провожу мастер-классы по росписи кухонных лопаток и создаю кукол ручной работы. А еще в нашей деревне Тюрюшля есть ткацкая мастерская, которой заведует Елена Трифонова: она ткет дорожки и палантины. Вот — полюбуйтесь!

Похоже, что «Купец 2.0» в этом году вышел на новый уровень — международный, ведь кроме российских ремесленников сюда приехали мастерицы из казахстанского города Уральск, который, как оказалось, является городом-побратимом Стерлитамака.

— Я староста социальной группы «Акжайык — Город мастеров», в которую входят многодетные мамы, мамы детей с инвалидностью, колясочники, — рассказала гостья из Уральска Зинаида Кожевникова. — Всего в группе у нас 23 человека, а приехали сюда 12. Мои девочки вяжут мочалки, создают этническую бижутерию. А вот здесь мы представляем и продаем тумары — это казахский оберег в виде вышитого треугольника.

Зинаида Анатольевна добавила, что о фестивале «Купец 2.0» узнала из приглашения, которое прислала администрация Стерлитамака. Уральцы решили попробовать свои силы и не пожалели: главным для них на празднике было не столько товар продать, сколько посмотреть работы других и вдохновиться новыми идеями. От фестиваля остались в восторге, особенно от детской зоны «Купец-молодец».

— Много где побывала, но такое вижу впервые! — откликнулась мастерица.

«Купец-молодец» — площадка, где своими изделиями ручной работы торговали самые юные предприниматели. И она действительно уникальная в своем роде.

— Ребята здесь не случайно оказались. Такие ярмарки для них проводятся несколько раз в год. А еще мы их обучаем основам предпринимательства, приглашаем на лекции, готовим к таким событиям, — рассказала председатель Общественной палаты Стерлитамака, руководитель Ресурсного центра для НКО «Каркаданн» и соорганизатор «Купца 2.0» Евгения Долгих. — Кстати, в прошлом году в фестивале гостеприимства участвовали 20 ребят, а в нынешнем — уже 71.

Одна из ее подопечных, десятиклассница стерлитамакской школы № 16 Анастасия Черномырдина, продавала коткрытки — открытки с изображением котов, которые сама же и рисует.

— В прошлом году я окончила художественную школу, несколько раз участвовала в конкурсе «Котовасия», главной темой которого были коты. Отсюда и почерпнула идею для открыток, — рассказала девушка, скромно сидящая за прилавком.

Общая концепция фестиваля «Купец 2.0» неплохо увязалась в этом году с конкурсом «Туристический сувенир», и, оценив потенциал праздника, Центр развития туризма РБ решил провести его республиканский этап по соседству с фестивальными площадками — в доме купца Патрикеева. Участвовали в нем 135 мастеров, которые представили 400 работ.

Кстати, о локальных туристических сувенирах организаторы тоже позаботились: гуси, которые изображены на гербе Стерлитамака, в виде мягких игрушек, принтов на футболках, наклеек, изображений на блокнотах украсили один из прилавков ярмарки. А статуэтка статного гуся в образе купца — эдакий стерлитамакский хомлин — появилась на одном из исторических зданий в центре города.

Во время ярмарки с концертом выступили творческие коллективы из Стерлитамака и соседних городов, а завершили праздничную программу солисты филармонии и Национального симфонического оркестра РБ.

На будущий год у организаторов тоже грандиозные планы: увеличить продолжительность фестиваля до нескольких дней, охватить и другие места в исторической части города (площадь перед кинотеатром «Салават» стала маловата для всех задумок), а также дорасти до фестиваля культуры, чтобы в концертной составляющей участвовали и гости из других городов и регионов России.

— Когда мы начали развивать в городе тему туризма, то многие мне говорили: мол, проезжаем по трассе, видим трубы заводов, и желание побывать в городе улетучивается, — добавила в конце нашего разговора Евгения Долгих. — Однажды мои знакомые, которые придерживались такого же мнения, заехали в Стерлитамак и удивились. За трубами он оказался другим — большим, красивым. Поэтому «Купец» и имеет приставку «2.0» — это перезагрузка исторического кода Стерлитамака, попытка соединить прошлое и настоящее и в конечном итоге создать новые интересные места для людей. Отсюда и девиз фестиваля — «Открой Стерлитамак по-новому». Как вы думаете, получается?

Фото Александра ДАНИЛОВА.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: