Все новости
Природа
18 Июля , 11:15

Ночной дозор

Корреспонденты «РБ» отправились в рейд вместе с инспекторами лесной охраны

Ринат РАЗАПОВ  По бездорожью не всякая техника проедет. Вытащить этот лесовоз будет непросто.
По бездорожью не всякая техника проедет. Вытащить этот лесовоз будет непросто.Фото:Ринат РАЗАПОВ

Война с лесобраконьерами началась, когда они еще орудовали топорами и пилами. Теперь они используют в преступных целях современные технологии и иностранную технику. На один из рейдов в рамках операции «Лес» по Белорецкому району, которые в этом заповедном краю проводятся регулярно, приехала подмога — коллеги из Стерлитамакского межрайонного отдела по лесному и пожарному надзору, инспекторы Ильдар Юлдыбаев (его зона ответственности — Куюргазинский район) и Тагир Каримов (отвечает за Гафурийский район). С местными лесными инспекторами Айдаром Губеевым  и Леонидом Асабиным на двух «Нивах» с надписью «Лесная охрана» поздним вечером они выехали в разных направлениях, захватив с собой журналистов газеты «Республика Башкортостан».

По следам — как по навигатору

Мы едем вместе с Ильдаром и Айдаром. Места очень красивые, но видами горы Малиновой и другими пейзажами любуемся между делом, поглядывая в окно как на экран телевизора. У нас совсем другая задача: запланировано дежурство в двух лесничествах на территории района. Мобильной связи здесь нет. Телефоны инспекторам заменяет рация.

— В прошлом году в декабре с напарником в районе Абзаково был случай, — рассказывает Айдар. — Житель деревни вез четыре корня березы, не сухостойной, а именно сырой, свежей. Выяснили, что на продажу. Это уже статья 260 Уголовного кодекса РФ. Там много отдыхающих, туристов, и березовые дрова пользуются спросом, их вывозят в Магнитогорск, в другие населенные пункты Челябинской области. Но в основном люди вывозят сухостойные деревья. Их тоже нельзя валить. Но штрафы за них небольшие.

— Это уже не незаконная рубка, а кража из лесного фонда, другая статья УК, — уточняет Ильдар.

Айдар Губеев работает второй год, собирается поступать в аграрный университет. За плечами юридический колледж, раньше работал на себя. Пенсионер МВД Ильдар Юлдыбаев тоже в этой сфере недавно. В командировке в Белорецком районе и совместном рейде он второй раз.

— Как-то мы поехали по другому заданию и случайно поймали лесоруба, — продолжает Айдар. — Средь бела дня он тащил прямо по земле, привязав к легковушке, небольшую лиственницу. Как выяснилось, срубил ее на территории гослесфонда и особо охраняемой территории, это 50-кратный штраф от стоимости. Ущерб лесному фонду составил 80 тысяч рублей. Еще уголовное дело возбудили. Чем объяснил? Да просто хотел продать соседу.

Рядом с грунтовыми дорогами, которые идут в лес, ведущий «Ниву» Ильдар притормаживает, и коллеги присматриваются: нет ли свежих следов от грузовиков. Когда есть сомнения, выходят и осматривают дорогу. Они умеют читать по ней, как следопыты. И еще умеют слушать тишину. Глушат двигатель машины и замирают на 10-15 минут. Сразу будто включаются все лесные звуки: наперебой на разные голоса щебечут птицы, даже бабочки в полете, оказывается, издают звуки. И если в радиусе одного-двух километров в лесу работает техника, ее становится четко слышно. Но никаких посторонних звуков инспекторы не услышали.

Ильдар рассказывает, что среди лесорубов-браконьеров нередко встречаются рецидивисты. Наказание для таких раз от раза ужесточается. Если человек попался впервые, ему выпишут штраф. Попался второй раз на том же — штраф уже будет больше. А за третий раз судья может и лишением свободы наказать. В этом году в Куюргазинском районе любителей незаконной рубки пока не задерживали. А вот в прошлом году было четыре факта, по ним возбуждены уголовные дела. Все пойманные — частные лица. Одного задержал сотрудник ГИБДД.

В рейды, по словам Ильдара, он выходит на собственном мотоцикле. Лесов в Куюргазинском районе, конечно, намного меньше, чем в Белорецком, всех нарушителей он успевает поймать.

— Вроде хотят для инспекторов закупить мотоциклы, — выслушав коллегу, добавляет Айдар. — Это было бы очень хорошо. Когда дождь пройдет, дорогу размывает, и на «Ниве» уже не проедешь.

В расположенных по пути населенных пунктах природного газа нет. Провести его обещают в 2025 году, а пока возле каждого дома дрова. Значит, лесным инспекторам терять бдительность нельзя.

Ринат РАЗАПОВ
Фото:Ринат РАЗАПОВ

Кому бояться нечего

Инспектор Белорецкого лесничества Леонид Асабин, который отправился по другому маршруту вместе с коллегой-гафурийцем Тагиром Каримовым, повстречал ночью груженный лесом «КамАЗ» — тот двигался в сторону Белорецка.

— Моргнули — не остановился, — рассказывает Леонид. — Мы за ним. Он заехал на территорию одной из пилорам. Попросили у водителя документы. Тот давай возмущаться, мол, честных людей проверяете, а жуликов нет. Лес у него действительно оказался законно купленным. Объяснил, что везет ночью, потому что днем не успевает. А вообще сегодня все спокойно, хотя эта часть города сплошь в пилорамах. Может, знают, что идет операция «Лес». Кто честно работает, тот не боится. Остальные залегли на дно. А вот два года назад столько было возбуждено уголовных дел по незаконной рубке — общий ущерб лесфонду составил более 370 млн рублей! И никто до сих пор не наказан.

Уже когда рассвело, нам показали вещдоки — шесть груженных лесом «КамАЗов» на штрафстоянках. Инспектор ГИБДД Алексей Подшивалов указывает на один из них — этот остановил он сам. В районе деревни Кагарманово выезжал с делянки, у водителя не было никаких документов на перевозку древесины.

Едем в хвойный лес между деревней Мухаметово и селом Абзаково. На въезде в чащу свежие следы автомобиля. Они привели к вагончику и экскаватору рядом. Посигналили. Спустя какое-то время вышел работник. Оказалось, здесь осваивают делянку, но до базы и места работ — 3,5 километра по бездорожью. Проехать способен только большегруз, но и тот в болотистых местах застревает. Что и случилось с «КрАЗом», вывозившим свежую древесину. Поэтому наши инспекторы решили не рисковать — на «Ниве» туда и соваться нечего. Отправились пешком в направлении, проложенном мощной техникой. Один подъем за другим, силы уже на исходе. В лесу сыро и прохладно, раздолье для комаров, которые облаком вьются вокруг непрошеных гостей. Но есть и свои плюсы. Это в городе дорожку в трех сосенках пышно именуют тропой здоровья. А здесь тебя со всех сторон обступает заповедный лес, у деревьев не видно макушек, воздух чистейший — дыши, набирайся фитонцидов.

Вскоре слышим вдалеке какой-то звук. Это что, рубят? Пилят? Оказалось, раскаты грома. Звук все ближе и сильнее. Неужели нас здесь застанет гроза?! Но, слава Богу, обошлось мелким дождичком. Сильный ливень разразился в деревне неподалеку. А вот и тот самый увязший в чавкающей жиже лесовоз. Да, вытащить его будет непросто. Видимо, лес не хочет отдавать свои богатства, даже если древесину заготавливают на вполне законных основаниях…

Идем дальше. И вскоре на фоне птичьего пения улавливаем новый звук. Вот она, работающая на делянке техника. Наконец доплетаемся до вагончика и стоящих рядом нескольких «КамАЗов». Чуть повыше и сама делянка. Погрузчик ловко укладывает спиленные стволы в кузов. Знакомимся с водителем — Олег Желнин. На этот участок, рассказал он, заехали три дня назад. Работают круглосуточно, ночная смена сейчас отдыхает. Он показывает договор аренды индивидуального предпринимателя из Тирляна — в этом году у него на данном участке 2,5 га угодий. Все законно. Возвращаемся к «Ниве».

Что ж, в этот раз поймать нарушителей лесного законодательства с поличным не удалось. Но это не значит, что таковых нет. Их достаточно, и крупные игроки-нелегалы оснащены по последнему слову техники. Силами одних инспекторов с черными лесорубами не справиться, к борьбе с ними нужно подключать общественность. Как, к примеру, в пожарном деле, где сотрудникам МЧС очень помогают добровольные команды огнеборцев. В лесном хозяйстве группы добровольцев-инспекторов принесли бы не меньше пользы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий МАМЫКИН, начальник Белорецкого межрайонного территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора:

— Операция «Лес» направлена на пресечение незаконных рубок. Проводим ее ежеквартально вместе с правоохранительными и надзорными органами. Так, месяц назад в Учалинском лесничестве в ходе рейда обнаружили четыре вырубленные березы. С поличным был пойман житель деревни Кубагушево: он уже распилил стволы на части, собирался вывозить. Он не предприниматель, простой сельчанин. Теперь ему придется выплатить нанесенный лесному фонду ущерб в размере 30 тысяч рублей.

Среди нарушителей есть и крупные арендаторы. Например, в прошлом году лесопромышленная компания «Селена» заготавливала древесину после окончания срока действия декларации. Выявили это по картам аэросъемок космического мониторинга, но, поскольку злого умысла не было, уголовное дело возбуждать на стали. По договору аренды арендатор должен был возместить около миллиона рублей неустойки. Выплачивал ежемесячно, сейчас неустойка погашена.

У водителя лесовоза при перевозке древесины обязательно должен быть с собой электронный сопроводительный документ, QR-код. У инспекторов нашего отдела установлены в телефонах специальные программы, они считывают его и проверяют по базе, действующий он или просрочен, соответствует ли объем перевозимой древесины тому, что указан в документе.

Если возникают какие-то сомнения, фуру с грузом отправляем на штрафстоянку для дальнейшего разбирательства. Если же древесина перевозится по договору купли-продажи для собственных нужд, тогда QR-код не нужен. Мы проверяем срок действия этого договора, место делянки. Если, допустим, в договоре указано Уфимское лесничество, а человек едет в Белорецкое, то здесь явно что-то нечисто. Тогда начинаем разбираться.

Недавно был случай: нам сообщили, что на одну из пилорам района поступила незаконно заготовленная древесина. Был обнаружен «КамАЗ» с древесиной хвойной породы объемом около 12 кубометров. Документы, которые предъявил заготовитель, оказались фиктивными. Вызвали оперативную группу, древесину изъяли. Груз арестован, после проведения проверки будет принято решение. Вероятнее всего, древесина добыта незаконным путем.

Пик незаконных рубок пришелся на 2020-2021 годы, ущерб от них составил около трехсот миллионов рублей. Белорецкий район тогда вышел на первое место по республике. В то время я только перешел сюда на работу из министерства лесного хозяйства и сразу попал в гущу событий: спрос на лес был очень высокий, его массово вырубали и продавали, тем более что в районе много частных пилорам. Вот тогда и приходилось выходить на ночные дежурства, устраивать рейды. Продолжаем эту практику по сей день.

Ринат РАЗАПОВ
Фото:Ринат РАЗАПОВ

Азамат ИСМАГИЛОВ, начальник отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Белорецкому лесничеству:

— Получить делянку, чтобы заготавливать древесину для собственных нужд, могут все желающие. Порядок такой: жители района пишут заявление, мы ставим их в очередь. Строить дома и бани именно из белорецкого леса хотят очень многие в республике, поэтому общая очередь большая, в ней свыше двух тысяч человек. Сейчас, например, выделяем древесину тем, кто подал заявление в 2014 году. Но есть еще две очереди. В одной пострадавшие от ЧП, которых мы должны обеспечить стройматериалом в течение года, во второй — многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи участников СВО, молодые сотрудники лесхоза и другие льготные категории.

С просьбой помочь дровами часто обращаются семьи бойцов. Выделяем им лесосеки. Если дрова они заготавливают сами, то оплачивают только десять процентов от стоимости, если для них рубим мы, за дрова они платят полностью, а доставка бесплатно.В качестве гумпомощи наш лесхоз постоянно отправляет в зону СВО лес-кругляк, доски для строительства блиндажей, колотые дрова.

После окончания заготовки арендаторы должны собрать все порубочные остатки, очистить делянку и сдать ее леснику. Осенью проводим осмотр площадок и выявляем нарушения (в основном это незаконные рубки и несоблюдение правил пожарной безопасности). За нарушение санитарных норм, захламление леса составляем на граждан административные протоколы. Осенью на вырубленных лесосеках подготавливаем почву и весной высаживаем саженцы, большей частью сосны. До будущей осени ведем лесовосстановление.

Кадров, конечно, не хватает. Очень нужны участковые лесничие, инженеры и инспекторы по охране леса. Если приходит человек без профильного образования, направляем его на курсы в аграрный университет.А в основном сотрудники у нас, что и говорить, возрастные.

Техника обновляется. Так, в 2022-2023 году получили две «Нивы», «УАЗ» и снегоход.  Без них круглый год патрулировать леса невозможно. Каждый сотрудник объезжает два-три маршрута. Зимой и летом участвуем в проведении республиканской операции «Лес». Раньше нарушителей было огромное количество, сейчас их гораздо меньше. Думаю, играют роль большие штрафы.

Ринат РАЗАПОВ
Фото:Ринат РАЗАПОВ

ВАЖНО ЗНАТЬ

Вплоть до лишения свободы

Незаконная рубка деревьев, кустарников может повлечь за собой как административную ответственность (ст. 8.28 КоАП РФ), так и уголовную (ст. 260 УК РФ) вплоть до лишения свободы сроком до семи лет.

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников влечет наложение административного штрафа: 3  на граждан — в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; 3  на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; 3 на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, а также взимается ущерб за каждое срубленное дерево. 

Если вы стали свидетелем нарушения лесного законодательства, просим оперативно обратиться в региональную диспетчерскую службу минлесхоза РБ по тел. 8 (347) 218-14-14.

Ринат РАЗАПОВ  Лес неохотно отдаёт свои богатства, даже если его тревожат на законных основаниях.
Лес неохотно отдаёт свои богатства, даже если его тревожат на законных основаниях.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Айгуль НУРГАЛЕЕВА
Читайте нас: