Экологический форум в Уфе стал уже традиционной площадкой для обсуждения проблем и успешных практик в области защиты окружающей среды. Очередное событие собрало в Уфе представителей 17 регионов России, а также делегации из Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана.
Открытие экологического форума, а также двух других, проходивших в эти дни в стенах ВДНХ-Экспо (весенний форум ЖКХ и форум «Строительство»), состоялось при непосредственном участии главы Башкирии Радия Хабирова.
— В эти весенние дни мы всегда приглашаем в столицу нашей республики экспертов, ведущих специалистов в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, природоохранной деятельности. Для нас это и большая ответственность, и большая честь, — отметил он. — Мы в Башкортостане многое делаем для того, чтобы наши города и села были красивыми, удобными, комфортными. Чтобы эффективно работала вся система ЖКХ. Чтобы решались экологические вопросы.
Поэтому нам очень интересно обменяться теми практиками, которые уже наработаны в других регионах.
Здесь же Радий Хабиров по видеосвязи дал старт мусоросортировочной линии компании «ЭКО» в Кигинском районе, которая решит вопрос переработки мусора на северо-востоке республики. Предприятие будет перерабатывать до 80 тысяч тонн отходов в год, а в ближайшее время компания достроит полигон ТКО и два участка для утилизации отходов.
На церемонии открытия продемонстрировали приветствие министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова, который подчеркнул, что Башкирия активно реализует мероприятия нацпроекта «Экология» и добилась значительных результатов по многим из них.
Подтверждением тому стали слова гендиректора компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, отметившего, что Башкирия в прошлом году буквально ворвалась в «Зеленый рейтинг» регионов, поднявшись сразу на 47 пунктов и заняв девятое место. Ожидается, что к 2027 году мы перевыполним показатели федерального проекта и досрочно достигнем целевых значений, которые определены указом президента России к 2030 году.
На форуме обсуждался широкий круг тем, связанных с экологией: борьба с отходами, состояние атмосферного воздуха, обмеление рек, развитие охотничьего хозяйства. Знаковым стало то, что в качестве центральной выбрали развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Почему — на пленарном заседании, посвященном этой теме, объяснил премьер-министр правительства РБ Андрей Назаров.
— Сегодня мы стоим на пороге четвертой промышленной революции, технологическое развитие достигло огромных масштабов и скоростей. Однако обратная сторона прогресса — увеличение негативного влияния на окружающую среду, — подчеркнул он. — Наша общая задача — минимизировать антропогенную нагрузку, сохранить заповедные уголки природы. Основная роль в этом отводится особо охраняемым природным территориям.
Андрей Назаров рассказал собравшимся, что сегодня в Башкирии 217 ООПТ, общая площадь которых — почти миллион гектаров. Это семь процентов территории всей республики. По этому показателю мы одни из лидеров в Поволжье. За последние пять лет в РБ было создано 18 ООПТ республиканского значения, в том числе природный парк «Зилим», и 17 памятников природы.
Однако есть достаточно серьезные экологические проблемы, например, обмеление и заболачивание озера Аслыкуль, самого крупного в Башкирии.
— Чтобы его спасти, мы решили провести комплексную оценку состояния водоема, — отметил Андрей Назаров. — В прибрежной полосе природного парка «Аслы-Куль» идут лесовосстановительные работы. Рядом мы расположили карбоновый полигон. Сделаем все, чтобы восстановить уникальность озера.
Глава кабмина упомянул и уникальный проект по разведению зубров на территории Мурадымовского ущелья. Первые 18 особей были завезены из Беларуси в прошлом году и сегодня успешно акклиматизировались в природном парке.
Еще одна составляющая развития ООПТ — экотуризм. Как отметил Андрей Назаров, ежегодно в Башкирии бывают два миллиона туристов, 200 тысяч из них посещают особо охраняемые природные территории. Для популяризации этого направления требуется развитие инфраструктуры, признал спикер. Некоторые шаги в этом направлении ожидаются в скором будущем. Это обустройство экологической тропы в природном парке «Иремель» со стороны Тюлюка, создание экотропы «Лебединая заводь» у озера Кандрыкуль, проектирование нового природного парка на Инзерских зубчатках в Белорецком районе.
Впрочем, с будущим природным парком «Инзерские зубчатки» не все так гладко, как хотелось бы. Как отметил руководитель УФИЦ РАН Башкирии Василий Мартыненко, все леса на этой территории сегодня в аренде у лесозаготовительных компаний. А для того чтобы оформить ООПТ, требуется согласие землепользователей. Едва ли они добровольно откажутся от сырьевой базы. Здесь, по мнению Василия Борисовича, необходимы волевое решение главы региона и грамотный диалог с бизнесом. Удастся ли убедить лесодобытчиков отказаться от аренды участков, покажет время, но предпосылки к этому, смеем надеяться, все же есть.
Вспомним предысторию: речь о создании ООПТ на Инзерских зубчатках зашла после вмешательства общественности в вырубку вблизи природной достопримечательности. Тогда руководящим лицам республики все-таки удалось убедить арендаторов не вырубать деревья в непосредственной близости от туристической тропы. А путешественница и предприниматель Рина Гринберг, которая впервые и подняла эту проблему, вместе с общественниками высадила на вырубленном участке плантацию кедра.
Но вернемся к форуму. На пленарном заседании Денис Буцаев обратил внимание на обратную сторону экологического туризма на ООПТ: чем больше путешественников устремляются в заповедные уголки, тем больше мусора они оставляют и растений вытаптывают. Решением этой проблемы мог бы стать экологический стандарт для ООПТ, который спикер предложил разработать. Кроме того, необходимо экологизировать процесс создания инфраструктуры на ООПТ, а отходы утилизировать за их пределами. На финансирование этой работы он предложил направлять часть средств курортного сбора. И добавил, что сам готов участвовать в развитии инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях.
Василий Мартыненко предложил действовать шире и изменить природоохранное законодательство, чтобы запустить на территорию ООПТ… бизнес. Не лесодобывающий, конечно, а тот, который существенно вкладывался бы в инфраструктуру.
Это помогло бы расширить сеть экологических троп и улучшить условия для туристов.
Вопрос развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях подняли и на отдельном круглом столе, где речь шла о том, как сохранить баланс между защитой природы и просветительской функцией ООПТ. О своем опыте в решении этого вопроса рассказали наши соседи — представители Свердловской и Челябинской областей, где находятся широко известные и посещаемые большим количеством туристов природные парки «Оленьи ручьи» и «Таганай».
По словам замдиректора нац-парка «Таганай» Ольги Богдановой, от мусора, вытаптывания и пожаров природные территории спасают как раз обустроенные туристические маршруты. В «Таганае» для этого создали сеть приютов и стоянок, которые пользуются большой популярностью. А как рассказала начальник отдела особо охраняемых территорий и объектов министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Александра Пономарева, в «Оленьих ручьях» из-за наплыва туристов в центральную его часть создали новую тропу на периферии, чтобы рассредоточить посетителей. А стоимость посещения природных парков в области напрямую зависит от степени обустроенности маршрута. Цены, надо сказать, не такие высокие: от 168 до 455 рублей.
В этом отношении нам еще многому нужно поучиться у соседей. В Башкирии экологические тропы есть далеко не везде, а в ряде случаев инициаторами их создания становятся местные сообщества. Так, в прошлом году благодаря усилиям Рины Гринберг на Иремеле со стороны Николаевки появилась деревянная тропа на заболоченном участке подъема. А в марте этого года вместе с единомышленниками и сотрудниками природного парка она построила там же самый высокогорный на Урале (1236 метров) ветрозащитный пункт. Для этого потребовалось завозить стройматериалы на снегоходе, сделав около 30 — 40 рейсов по 30 километров. Стройка длилась десять дней. Деньги — 200 тысяч рублей — выделили два частных лица.
Кстати, по недавнему поручению Владимира Путина во всех национальных парках России к 2030 году должны создать туристическую инфраструктуру. Но в Башкирии одноименный нацпарк всего один, на ООПТ регионального и муниципального значения поручение не распространяется. Поэтому ждать манны небесной из федерального центра не стоит, решать эти вопросы придется самим, обращаясь к опыту соседей.
Обсуждение насущных проблем особо охраняемых природных территорий продолжилось на круглом столе «Контрольно-надзорная деятельность на ООПТ». Природоохранный прокурор РБ Евгений Гуслов обратил внимание на то, что ряд лесов, находящихся на территориях ООПТ, имеют категорию эксплуатационных, а не защитных. Это несоответствие необходимо устранить. Не все ООПТ в достаточной мере подготовлены к пожароопасному сезону и оборудованы необходимой техникой. Особенно остро эта проблема стоит в Южноуральском заповеднике. А вот работу Дирекции по ООПТ РБ в плане противодействия браконьерству на озере Кандрыкуль Евгений Гуслов оценил положительно.
Заслуживает уважения опыт природоохранной работы Донецкой Народной Республики. Зампредседателя госкомитета по экологической политике и природным ресурсам при главе ДНР Алексей Бондаренко рассказал, что за три года на территории нового региона создали шесть новых ООПТ! И это при том, что там до сих пор идут военные действия, а природа значительно пострадала от самовольных вырубок, пожаров и химического заражения почвы.
Одним из самых масштабных по количеству активных участников событий деловой программы форума стала международная секция «Геопарки как новая точка роста для территорий: от теории к действию», организованная Комитетом РБ по делам ЮНЕСКО. К ней в формате видеоконференции присоединились представители Франции, Вьетнама, Ирана, Беларуси, Киргизии и Казахстана. Участники обсудили вопросы устойчивого развития, вовлечения предпринимательского сообщества и местного населения в развитие территорий с учетом ландшафтной, природоохранной специфики и антропогенной нагрузки.
Сегодня единственный геопарк ЮНЕСКО в России — «Янган-Тау» — находится именно в Башкирии. Геопарк «Торатау» получил статус стремящегося и ожидает положительного заключения международных экспертов. Кстати, в конце прошлого года на оперативном совещании в правительстве республики предложили создать еще один геопарк в Белорецком районе. По мнению Василия Мартыненко, якорными объектами для него могли бы стать гора Иремель, Инзерские зубчатки и старинные заводы Тирляна и Белорецка.
— Появление геопарка инициирует развитие местных промыслов, экотуризма. Благодаря этому будут создаваться рабочие места и расти качество жизни населения, — отметил бизнес-шериф Белорецкого района Андрей Гревцев.
Большим шагом к этому станет восстановление аэропорта в Белорецке. Такая возможность сейчас прорабатывается руководством муниципального района с одной из санкт-петербургских авиакомпаний.
Надо сказать, что в Белорецком районе с его природными и культурными достопримечательностями неплохо выстроена работа местных предпринимателей и общественников, ратующих за развитие территории. Это Рина Гринберг, о вкладе которой мы упомянули выше, Раис Габитов, развивающий Южноуральскую тропу и сделавший Белорецк, по сути, стартовой ее точкой. Так что все предпосылки для создания здесь геопарка имеются. Дорогу осилит идущий!
И ЕЩЁ
В рамках форума состоялась специализированная выставка «Экология и технологии». Промышленные предприятия, региональные операторы представили технику и оборудование для сбора и транспортировки коммунальных отходов, электромобили. На отдельной площадке детские эколого-биологические центры показали 24 арт-объекта, изготовленные из вторсырья и бытовых отходов. А для жителей и гостей города проводились экологические акции, конкурсы, мастер-классы и лекции.