Сравнительно недавно правительство страны поставило задачу — к 2030 году добиться извлечения 50 процентов вторичных материальных ресурсов из всей массы отходов, поступающих на полигоны ТКО. Удастся ли этого добиться, если еще год-два назад эта цифра в большинстве муниципалитетов колебалась возле нулевой отметки? «Мусорная» реформа предоставила определенный набор возможностей региональным операторам.
А уж как ими распорядиться, зависит от них самих.
Чуть больше года назад региональный оператор «Экология Т» построил на краю Туймазов мусоросортировочный комплекс. Как результат, теперь из поступающих на полигон ТКО отходов извлекается 12 процентов вторичных ресурсов.
— А дальше все зависит от качества поступающего к нам сырья, — говорит директор ООО «Экология Т» Ильнур Шакиров. — Мы можем сделать мусоросортировочный комплекс полностью автоматизированным и роботизированным, но если мусор будет поступать к нам общей массой, резко нарастить извлечение вторичных ресурсов не удастся.
Чтобы мотивировать население на раздельный сбор отходов, регоператор задался целью создать все условия для их цивилизованного сбора. Наряду с контейнерами для раздельного сбора пластика, стекла и картона в скором времени на площадках будет устанавливаться еще один — для сбора пищевых отходов. Это позволит убить сразу двух зайцев. Во-первых, остальные фракции будут поступать на полигон чистыми (а значит, более удобными для дальнейшей сортировки), во-вторых, органика будет сразу отправляться на площадку биокомпостирования. Построить ее планируется в течение двух лет. Грубо говоря, речь идет о большой компостной яме, но высокотехнологичной и безопасной для окружающей среды. Через два месяца можно будет забирать оттуда готовый компост, востребованный у цветоводов и садоводов.
Очевидно, что с появлением площадки процент извлечения востребованных ресурсов из ТКО возрастет.
Другое направление, в котором сегодня работает регоператор, — создание в черте города пунктов по приему вторсырья, опасных отходов: батареек, лампочек, градусников…
— Думается, когда мы создадим все условия для цивилизованного сбора отходов, можно будет требовать неукоснительного исполнения законов — ведь россиян обязали вести раздельный сбор мусора еще осенью 2022 года, — говорит Шакиров.
— Впрочем, до других стран нам еще далеко. К примеру, в Швеции использованный чайный пакетик придется выбросить в четыре разных контейнера: отдельно чай, бумагу пакетика, этикетку и скрепку. И люди выполняют это требование, поскольку санкции за его нарушение весьма внушительные. Но подчеркну: для выполнения этой обязанности там создана разветвленная инфраструктура и уже много лет проводится воспитательная работа с населением. Вот и у нас все должно начаться не с наказаний, а с создания условий.
— Ильнур Зямилович, в последние пару лет во многих городах можно наблюдать картину, когда пакетами с мусором забиты не только контейнеры, но и вся прилегающая к ним территория. Может, на «узловых» площадках стоит ставить больше контейнеров?
— Каждый муниципалитет отталкивается от единого норматива — сколько именно мусора ежегодно вырабатывает один человек. Далее, после нехитрых подсчетов, решается, что в этом микрорайоне будет построено, условно говоря, две площадки на пять контейнеров каждая, а в другом микрорайоне, где проживает в два раза меньше людей, только одна такая площадка. Эти нормативы разрабатывали не мы, мы только исполнители. Но на самых проходных площадках мы действительно нарастили количество контейнеров. Хотя очевидно, что для нас это дополнительные расходы. Бесконечно заниматься благотворительностью мы тоже не можем, и эту проблему нужно как-то решать.
— Когда институт регоператоров только зарождался, многие из них сетовали, что тарифы на вывоз ТКО не покрывают реальных расходов. Сегодня ситуация изменилась?
— В зону нашей деятельности входят десять районов и один городской округ. Там, где мы заблаговременно начали системную работу по обращению с отходами, в том числе в Туймазинском районе, ситуация нормализовалась. В ряде других районов работы еще хватает. Нужно строить новые мощности, в том числе мусоросортировочные комплексы и площадки биокомпостирования, подводить коммуникации, прокладывать дороги… Вложения требуются колоссальные, которые в основном и покрываются за счет платежей населения.
Надо понимать, что «мусорная» реформа, которая стартовала пять лет назад, ориентирована на долгосрочную перспективу. И подразумевает работу по самым разным направлениям. К примеру, мы установили 13 фандоматов (автоматов по приему пластиковых бутылок и алюминиевых банок для дальнейшей переработки. — Авт.) в Октябрьском, Белебее и Туймазах, где за сданное сырье люди получают скидки в интернет-магазинах.
Сейчас изучаем возможность производства RDF-топлива, которое вырабатывается из таких горючих отходов, как пластик, бумага, древесина и так далее, и используется в качестве альтернативного топлива на цементных заводах. Направлений работы много, а цель одна — избавить нашу планету от накопившегося мусора.
— Тема вывоза отходов — в топе по числу жалоб от населения. Часто ли с этим сталкиваетесь и как выходите из ситуации?
— Достаточно часто. К примеру, люди не хотят слышать, что мусоровоза не было только потому, что в этот день был сильный буран и он просто не смог пробиться к какой-то площадке. Должен приехать — значит, должен. И они, в общем-то, правы. А есть такие, кто регулярно направляет жалобы в различные инстанции, искренне желая сделать нашу жизнь лучше. Какое-то время мы были в «контрах» с одним таким туймазинцем: пытались оправдаться, что не мы устанавливаем тарифы за вывоз ТКО и не наша вина в том, что люди выбрасывают в контейнер для сбора пластика и стекло, и пищевые отходы. А однажды, когда к нам приехала съемочная группа одного из республиканских телеканалов, попросили и его поучаствовать в съемках. Потом была вторая съемка, третья… Ознакомившись с ситуацией изнутри, этот человек теперь сам призывает земляков сортировать мусор, не захламлять контейнерные площадки. Войдя во вкус, он уже самостоятельно находит «болевые точки» в нашей работе и предлагает свои пути решения проблемы. Так из оппозиционера он стал нашим помощником и другом.
Туймазинский район.