Конституционный совет Республики Башкортостан начал работу 1 января 2023 года. За время своей деятельности он успел приобрести немалый опыт. Было рассмотрено несколько запросов Президиума Государственного Собрания о проверке конституционности проектов законов. Много внимания традиционно уделяется работе с населением, продолжают поступать обращения граждан. И, конечно, в рамках своих полномочий Конституционный совет придает большое значение пропаганде конституционных ценностей.
Об этом наш сегодняшний разговор с председателем Конституционного совета РБ Хайдаром ВАЛЕЕВЫМ.
— Хайдар Арсланович, вы работали в Конституционном суде республики, а сейчас возглавляете Конституционный совет и как никто другой знаете ответ на вопрос, изменилась ли эффективность правовой защиты Конституции республики.
— Я бы не ставил его именно так. Безусловно, в каждой из организационных форм осуществления правовой защиты Конституции республики есть свои плюсы и свои минусы.
Конституционный совет имеет более широкие полномочия. Он наделен правом проверки на соответствие Конституции не только действующих законов, но и проектов законов до принятия их Госсобранием или до подписания главой региона. Это позволяет принять предупредительные меры, направленные на исключение самой возможности появления неконституционных норм в действующей системе законодательства. Разве это не способствует эффективности работы?
Как уже было сказано, Конституционный совет законодательно наделен полномочиями осуществлять пропаганду конституционных ценностей среди населения. И это тоже из разряда новых. Работа над повышением правовой культуры и грамотности населения сегодня — это в широком смысле тоже превентивная мера, которая направлена на сохранение правопорядка и конституционной стабильности завтрашнего дня.
— Почему только немногие субъекты решились образовать в структуре своих государственных органов конституционные (уставные) советы?
— Сегодня конституционные советы образованы только в четырех республиках — это Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан, Адыгея. На самом деле отвечать за действия, а тем более за бездействие других — неблагодарный труд. Могу сказать только, что Федеральный конституционный закон предоставил субъектам право сформировать свои конституционные (уставные) советы. Окончательное решение оставлено за субъектами. Я, скорее, готов ответить на вопрос, почему в нашей республике было необходимо образовать Конституционный совет. На мой взгляд, этому есть много причин.
Во-первых, статья пятая Конституции Российской Федерации гласит, что республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. В статье первой Конституции Республики Башкортостан также закреплено, что Республика Башкортостан является государством в составе Российской Федерации. А государственность ее выражается в наличии своей компетенции, территории, населения, государственных символов, системы органов, Конституции и законодательства.
Каждый из этих элементов государственности надежно охраняется законом. И Конституция как безусловный атрибут государственности республики должна обеспечиваться правовой охраной, и принципиально важно, чтобы эта деятельность осуществлялась именно региональными органами.
Во-вторых, наша республика имеет сильные традиции регионального конституционного контроля. К моменту своей ликвидации Конституционный суд действовал более 26 лет. А ведь такие суды были созданы далеко не во всех регионах, всего их было 16.
Но еще ранее, в 1992 году, был принят закон о конституционном надзоре в БАССР, которым предусматривалось создание Комитета конституционного надзора Башкирской ССР. Комитет не начал функционировать — изменилось законодательство.
На мой взгляд, одномоментно утратить накопленный нашей республикой огромный опыт осуществления конституционного контроля было бы ошибкой. Я благодарен руководству республики, главе региона Радию Фаритовичу Хабирову за дальновидное решение не только сохранить, но и приумножить этот опыт, переформатировав его в деятельность Конституционного совета. Уверен, время покажет, что это было правильное решение. Республика уже вошла в новейшую историю регионального конституционализма. Наш опыт формирования нового органа изучается, анализируется другими субъектами и учеными. Сегодня, мы знаем, ведутся исследования и успешно защищаются научные работы, которые изучают опыт организации в регионах конституционных советов.
Еще одна важная причина — это стремление сохранить после упразднения Конституционного суда уровень защищенности прав и свобод граждан республики. Федеральный конституционный закон прописал только возможность образования субъектами Федерации советов при региональных парламентах. Все остальное — на усмотрение региона: полномочия, состав, порядок образования и т. д. Для нашей республики это была принципиальная позиция — сохранить для граждан возможность обращения за защитой нарушенных прав в Конституционный совет. Например, в Республике Саха (Якутия) после упразднения Конституционного суда отказались от полномочия по принятию обращений граждан.
— Хайдар Арсланович, и в заключение еще один вопрос. Каждый ли гражданин может обратиться в Конституционный совет? Есть ли особая процедура? Ведь не по каждому вопросу, наверное, можно туда обратиться?
— Абсолютно каждый гражданин, который полагает, что его конституционные права нарушены республиканским законом, постановлением регионального правительства, нормативным правовым актом муниципального органа, может к нам обратиться. Никакой особой процедуры нет. Все в соответствии с законом об обращениях граждан. Это можно сделать лично или через представителя; в письменном виде, электронным письмом или при личном посещении.
Я же благодарю за возможность обратиться к широкой читательской аудитории вашей газеты и, пользуясь случаем, поздравляю от имени Конституционного совета всех жителей нашей республики с Днем Конституции Республики Башкортостан.