Все новости
Право
27 Октября , 11:15

На нет и беды нет

Никто не имеет права требовать у граждан коды банковских карт

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

Даже сотрудник банка никогда не будет спрашивать у владельца банковской карты пин-код, одноразовый или код безопасности, предупреждает граждан МВД России.

Напомним, что код безопасности — это три цифры на обороте банковской карты, которые необходимы для интернет-платежей. Пин-код — четырехзначная комбинация цифр, выдаваемая в конверте одновременно с изготовленной банковской картой. Одноразовый код присылает банк в смс-сообщении для подтверждения денежной операции.

Телефонные мошенники часто представляются сотрудниками банка и используют различные предлоги, чтобы выведать у жертвы реквизиты, вышеупомянутые коды и получить доступ к средствам на банковских счетах.

В ход идут такие уловки, как «сбой в базе данных», «начислены бонусы», «подключение к соцпрограмме». При этом каждый пользователь должен помнить: реальный сотрудник банка никогда не спрашивает персональные данные клиента и не совершает операции с его картой.

Если незнакомец по телефону представился банковским служащим и его интересует ваша платежная карта, нужно сразу прекратить разговор. Затем перезвонить по номеру горячей линии, указанному на обороте банковской карты. Либо сходить в отделение банка и все выяснить лично.

Самый распространенный способ хищения денег с карт — обманом заставить владельца перевести деньги на счета злоумышленников.

Кроме того, часто пользователь собственноручно скачивает банковский «троян» — вредоносную программу, созданную для кражи денег через онлайн-банкинг. Такие программы могут быть замаскированы под популярные бесплатные приложения. Например, игры, фонарики, гороскопы. Или при переходе по сомнительным ссылкам, присланным в смс-сообщениях или электронных письмах.

А чтобы жертву зацепить, аферисты используют крючок в виде сообщений о распродажах, скидках, обмене товара либо интригующего фото или видео. Завладев логином и паролем от учетной записи электронной почты, социальной сети, Госуслуг и других сервисов, мошенники получают не только доступ к банковской карте. Войдя в чужую учетную запись, они рассылают контактам пользователя сообщения с просьбой о переводе денег, публикуют на его странице компромат.

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, нужно следовать правилам пользования банковскими картами, интернет-банком, банкоматами. А также установить на гаджетах надежную антивирусную защиту и использовать сложные пароли. Создавать и хранить их поможет менеджер паролей.

По словам правоохранителей, благодаря широкой информационной работе жители республики хорошо осведомлены о наиболее типичных случаях телефонного мошенничества и все чаще стали проявлять бдительность.

К примеру, 71-летней уфимке позвонили телефонные мошенники, представились сотрудниками полиции и банка и стали ее стращать: якобы прямо сейчас от ее имени поступают заявки на оформление кредита, и ей срочно надо спасать свои накопления. Для этого предложили перевести все средства на безопасные счета.

Услышав это, она сразу поняла, кто ей звонит, и прервала разговор. Таким образом пенсионерка сохранила свои сбережения в размере 700 тысяч рублей и обратилась в отдел полиции Кировского района, где по данному факту возбудили уголовное дело.

В другом случае 70-летнюю работающую пенсионерку спас банк. По мессенджеру ей поступило сообщение от «зам­главврача» о якобы ошибочно начисленных ей выплатах. Мошенники убедили сотрудницу медицинского учреждения, что она должна предоставить выписку с банковского счета. Затем на пожилую женщину посыпались звонки от «работников правоохранительных органов», от «банковских служащих». Итог обработки — мошенники убедили жертву оформить крупный кредит.

Однако банк ей отказал, и сотрудница пошла к начальству, чтобы сообщить эту печальную новость. Вот тут-то и выяснилось, что на самом деле никакой заместитель главного врача ей не писал, а общалась она с мошенниками. Так своим отказом финансовая организация спасла пенсионерку от кредитной кабалы и сохранила ее собственные сбережения. В общей сложности киберпреступники недосчитались более двух миллионов рублей. По данному факту отдел полиции Октябрьского района возбудил уголовное дело, сообщает пресс-служба МВД по РБ.

ВАЖНО

- Если неизвестные сообщают по телефону о «совершении незаконной операции», надо сразу прервать разговор. Это мошенники!

- Ни в коем случае нельзя перечислять деньги на «безопасные счета». Такое предлагают только мошенники!

- Никогда и никому не нужно сообщать по телефону свои персональные данные и банковские реквизиты. Об этом просят исключительно мошенники!

- Всегда надо быть внимательными и осторожными при переводе денежных средств по неизвестным реквизитам и пользоваться проверенными сайтами.

ВАЖНО!

Пять основных признаков, по которым можно распознать мошенников

О них рассказал управляющий Отделением — Национальным банком по РБ Банка России Марат Кашапов.

Незнакомцы сами выходят на связь

Звонит неизвестный вам человек, присылает смс-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился — сотрудником банка, полиции и так далее, — насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно. Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты — подделать. Будьте бдительны, никому не верьте на слово.

Заводят разговор о деньгах

Схемы обмана всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безо­пасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать сбережения.

Просят сообщить данные

Если ворам нужны ключи от квартиры, то аферистам — ключ к деньгам на ваших счетах. Таким ключом могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны, логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению, коды из банковских уведомлений.

Всегда помните: сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, пин-коды и пароли. Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются лишь для того, чтобы подтвердить или отклонить операцию. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Если интересуются ими — будьте уверены, звонят не из банка. Вас точно пытаются обмануть.

Выводят собеседника из равновесия, стремятся напугать или обрадовать

Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы вы от растерянности выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги. Либо, наоборот, огорошивают новостью о внезапном выигрыше. Взамен вы должны будете «лишь оплатить небольшой взнос», а для этого — ввести данные банковской карты на сайте. Мошенники создают фишинговые, то есть фальшивые страницы в интернете, с помощью которых воруют данные карт и получают доступ к счетам доверчивых пользователей. Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы ни были взволнованы.

Оказывают давление

Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «Сейчас — или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна. Если чувствуете дискомфорт, сразу прекращайте общение.

Если сомнения о сохранности денег на счете все же возникли, нужно позвонить в свой банк по телефону, указанному на карте или на официальном сайте. Ни в коем случае не обратным звонком на поступивший вам номер телефона! Это тоже может быть преступной схемой.

Подготовила Вера ШАМАТОВА.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: