Есть специальная служба в региональном минлесхозе, которая с помощью космических съемок фиксирует площади вырубленного леса и сообщает об этом в лесничества.
Сотрудники выезжают на места и проверяют, насколько вырубка законна, рассказал заместитель начальника отдела, начальник следственной группы МВД России по Караидельскому району Нафис Зарипов. С помощью высоких во всех смыслах технологий здесь начали работать с прошлого года.
Для лесного района, каким является Караидельский, космос — реальная подмога. По словам собеседника, проверяющих в минлесхозе оптимизировали, а у частных предпринимателей нередко возникает соблазн расширить границы делянки, взятой в аренду. Особенно если она находится на отшибе. Как это было три года назад. Местный деятель тогда организовал вырубку двухсот гектаров леса.
— Сложность в расследовании данного уголовного дела заключается в том, что за это время следы преступления исчезли. И нам теперь приходится буквально по крупицам собирать доказательства: находим и допрашиваем свидетелей, проверяем полученные показания на месте. Я сам на этой делянке побывал уже несколько раз, проводил следственные действия, — поделился подробностями Нафис Зарипов.
Как выяснилось, фигурант — действующий депутат сельсовета. Действующий, поскольку уголовное дело было возбуждено по факту вырубки и только в ходе расследования полиция установила организатора. Сейчас ведомство готовит материалы для передачи в следком, так как дела, касающиеся таких персон, как народные избранники, расследует СКР.
Возник закономерный вопрос: почему в течение трех лет никто не замечал, что в районе вырубают лес, и не проверил, насколько это законно? Тем более, депутат заготавливал лес для собственной лесопилки. Вряд ли такую деятельность можно скрыть. Выходит, не только контролирующие органы, но и местная полиция «прохлопала» ситуацию.
Нафис Назипович пояснил, что именно поэтому с нынешнего года местное лесничество стало работать с помощью космических съемок. В том числе в самых отдаленных частях района, куда редко кто добирается с проверками, как и было в данном случае.
Надо сказать, что по результатам космических съемок фактов незаконных вырубок пока не выявлено. Поступает только «ложная» информация: где-то косогор помешал или облако местность прикрыло, либо качество съемок из-за погоды плохое. Поэтому проверочные командировки на места никто не отменял.
— Местное население вам помогает, сообщает о незаконных вырубках? — интересуюсь я у собеседника.
— Аферисты обманывают людей, в том числе и рабочих, которых нанимают валить лес. Демонстрируют им документы на аренду участка, мол, все законно, беспокоиться не о чем. А сами заранее заезжают на делянку и переставляют ограждение, расширяя ее границы. То есть документы официально оформлены на одну площадь, а по факту злоумышленники захватывают гораздо больше, — последовал ответ.
В прошлом году произошел аналогичный случай: оперативники местной полиции совместно с работниками лесничества обнаружили место незаконной вырубки леса — почти 190 кубов. В отношении предпринимателя возбуждено уголовное дело.
— В обоих случаях ущерб составил около полутора миллионов рублей. В настоящее время виновные установлены, планируем завершить расследование и направить материалы первого уголовного дела, как я уже говорил, в следком, а второго — в суд, — пояснил Нафис Зарипов. — Что рубят? Да все подряд: березу, липу, осину, хвойные деревья. Закупщики — уфимские деревообрабатывающие комбинаты. Их ни качество древесины не интересует, ни вид — им нужен только объем.
Какое же наказание грозит вышеупомянутым «черным» лесорубам? Статья 260 УК РФ гласит, что незаконная рубка с ущербом в особо крупном размере (это свыше 150 тысяч рублей) предусматривает максимальное наказание до шести лет лишения свободы. Интересно, кто-нибудь лишался свободы за срубленные деревья?
— У нас в районе есть такая практика. Индивидуальный предприниматель два года подряд занимался незаконной рубкой, и когда повторно совершил аналогичное преступление, суд приговорил его к реальному лишению свободы на срок около двух лет, — пояснил замначальника отдела полиции. — Если в начале 2010-х годов наблюдался всплеск незаконных вырубок (население бесконтрольно валило лес, и мы с трудом успевали расследовать и направлять в суд уголовные дела), то сегодня ситуация более-менее стабилизировалась. В прошлом году у нас было два таких дела, и за первое полугодие в нынешнем — столько же.
Как заметил напоследок собеседник, все факты незаконных вырубок обычно на совести индивидуальных предпринимателей. Хотя непонятно, на что они рассчитывают. Особенно когда контролирующим и правоохранительным органам на помощь пришла космическая съемка.