По итогам работы в прошлом году коллектив туймазинского ОМВД признан лучшим в республике. Комментируя приятную новость, начальник отдела полковник Ильдар МИНИАХМЕТОВ подчеркнул: «Хочу верить, что для граждан наши сотрудники ассоциируются с защитниками и борцами за справедливость. Все мы выложились на 100 процентов и получили хороший результат».
Риск — уголовное дело
— В криминальной хронике района — практически все виды преступлений, — говорит Ильдар Минзакиевич. — В том числе достаточно новые для нас.
Стало очень много дистанционных правонарушений с использованием интернета. Сложность их расследования в том, что нет никакого контакта между подозреваемым и потерпевшим. Условно говоря, первый из них может находиться в Красноярске или Краснодаре, второй — в Туймазах.
— Туймазинским полицейским хватает профессионализма для раскрытия таких преступлений?— И в уголовном розыске, и в подразделении экономической безопасности и противодействия коррупции есть специалисты, которые разбираются в тонкостях и нюансах IT-преступлений. Если их знаний недостаточно, обращаемся за помощью в центральный аппарат, где имеются соответствующие спецподразделения.
— Какие громкие преступления, совершенные в прошлом году, остались в памяти?
— Несколько фактов изнасилования отчимами приемных детей. Эти негодяи нигде не работали, жили за счет жен и злоупотребляли алкоголем. После проведения судмедэкспертиз все они признаны вменяемыми и привлечены к уголовной ответственности.
Активно пользуются доверчивостью граждан мошенники. Многих преступлений можно было избежать, будь люди хоть чуть-чуть бдительнее. Типичная ситуация: продавца(!) просят перечислить деньги покупателю якобы для совершения тех или иных предпродажных действий. И он перечисляет! Как такое возможно — в голове не укладывается.
Другой вариант — покупка товаров и сырья через сайты-двойники. Несколько наших предпринимателей потеряли на таких сделках по несколько миллионов рублей. Их не насторожили ни видоизмененный адрес ссылки, ни заниженная цена.
Могут потерять деньги и те, кто вкладывает их в различные сетевые пирамиды. Сложно помочь им вернуть деньги обратно. Во-первых, они отдали их добровольно и формально были предупреждены о возможных рисках. Во-вторых, если сервер находится за границей, то расследование уголовного дела значительно осложняется.
Много случаев, когда люди берут деньги у знакомых под проценты и затем не могут их отдать. Заемщики почему-то уверены, что быстро заработают и рассчитаются с долгами. Однако давно прошли времена, когда за неделю из миллиона рублей можно было сделать два. Результат — уголовное дело, последующая судимость и долг, который так или иначе придется возвращать.
Кто защитит полицейского?
— Насколько велика нагрузка на сотрудников отдела?
— Я бы сказал, весьма значительная. В прошлом году на территории района зарегистрировано около полутора тысяч преступлений. Но мы справляемся. В какой-то мере нашу работу облегчает использование новой техники и технологий. Они позволяют раскрывать преступления даже двадцатилетней давности. Например, благодаря им в Уфе по генотипу нашли насильника, много лет назад напавшего на ребенка.
Стало меньше бумажной работы. Любую нужную нам информацию мы можем получить не выходя из кабинета. Современная оргтехника появилась у участковых, сотрудников ДПС, ППС, что позволяет им проверить интересующую их личность в течение нескольких минут, а не дней и даже недель, как было прежде.
Сейчас финансирование полиции идет только из федерального бюджета. Это позволяет сохранять дистанцию между правоохранителями и исполнительной властью. А также избежать ситуаций, когда кто-то пытается «порешать вопрос» в чьих-то интересах. А что касается охраны общественного порядка — у нас не было и нет недопонимания по этому вопросу. От этой работы мы никогда не отказываемся.
— Ильдар Минзакиевич, вы четверть века работаете в правоохранительных органах. Что изменилось за эти годы?
— Многие преступления сегодня совершаются на эмоциях. В первую очередь — семейно-бытовые. По тревоге выезжает наша группа, на месте производит детальный разбор происшествия. Времени на это уходит немало, но чаще всего такие распри между супругами либо соседями заканчиваются примирением сторон.
В целом задачи перед нами стоят те же, что и прежде. Но сегодня мы работаем в жестких правовых рамках. Не прощаются даже мелкие огрехи и промашки. Думаю, так и должно быть. Но иной раз полицейским просто связывают руки. К примеру, мы задерживаем подозреваемого, который нанес человеку тяжкие телесные повреждения, и не можем добиться, чтобы его взяли под стражу.
— Как такое возможно?— Адвокат представляет отличную характеристику с места работы, справки об отсутствии судимости и наличии несовершеннолетних детей, о различных болезнях... И дело стопорится.
Пора на пенсию
— Молодежь охотно идет работать в полицию?— Да, но есть нюанс: девушек, которые хотели бы у нас служить, больше, чем парней. Возможно, это связано с достаточно жесткими требованиями приема.
— Неужто причина только в этом?
— Возможно, также сказывается наше недавнее прошлое: в 90-е годы ходить в малиновом пиджаке и быть (или казаться) бандитом было круче, нежели защищать закон. Считаю, тогда здорово подпортили имидж работника правоохранительных органов. К счастью, сейчас все меняется, и население понимает: без полиции никак нельзя.
Что касается материальной стороны вопроса — сегодня зарплата сержанта ППС составляет 27 — 30 тысяч рублей, новичка-лейтенанта — около 35 тысяч. Через год-другой службы она увеличивается до 40 тысяч. В дальнейшем растет с учетом званий, наград и выслуги лет. Немаловажно, что через двадцать лет службы (нередко в 38 — 40 лет) каждый наш сотрудник может выйти на пенсию. Это очень мощный стимул.
— Население вам помогает?— Да, и это нас действительно радует. За последние два года к нам поступает все больше сообщений о пьяных водителях, продаже наркотиков и контрафактного алкоголя. Это помогает нам в работе.
— Кто-то за это и деньги получает?— Закон разрешает нам оплачивать полученную информацию. А за сообщения, которые позволяют раскрыть резонансные, особо опасные преступления, граждане могут получить несколько миллионов рублей.
— В начале нашего разговора вы назвали своих сотрудников борцами за справедливость…
— И сказал это искренне. Они работают и в будни, и в праздники. Когда большинство людей возвращается с работы домой в предвкушении выходных, для нас наступают самые жаркие дни. Я глубоко убежден: если возникнет такая необходимость, наши сотрудники без колебаний придут людям на помощь.