В конце августа у жителя села Шарипово Кушнаренковского района Марата Ахтариева вспыхнули сарай и стоящий рядом стог сена. Почти в это же время в соседнем селе Верхнее Акбашево загорелась деревянная детская площадка, которую перед своим домом соорудил для малышни Узбек Халитов. Очень быстро правоохранители задержали вероятного злоумышленника. Но так же быстро и отпустили. Оказалось, что подозреваемый в поджоге — член местной избирательной комиссии, и ограничивать его свободу сотрудники полиции права не имеют. Сельчане тут же смекнули, что к чему.
Дело в том, что Ахтариев, Халитов и еще несколько десятков человек выступили защитниками собственной земли в жестком противостоянии с земляком-предпринимателем. Постепенно спор перешел в «горячую фазу».
О беспределе в республике при выделении паев на землю в 90-х годах и сегодня многие вспоминают неохотно. Однако со временем, казалось, страсти все-таки улеглись. Вот и в Шариповском сельсовете Кушнаренковского района счастливые обладатели наделов стали обустраивать доставшиеся от государства «латифундии» по собственному разумению. Семь лет назад 346 человек передали участки в аренду предпринимателю Ринату Миргалиеву. Не подозревая, что заложили под свое безбедное существование мину замедленного действия.
«Рвануло» в апреле этого года. По селу пошли разговоры, что Миргалиев продает переданные ему наделы фирме «Агри». Фактически самому себе, ведь, как утверждают шариповцы, по сути, именно Миргалиев является хозяином этого ООО. Да и вообще с арендованными землями никакие сделки купли-продажи не могут происходить по определению! Вот здесь-то людей и ожидал второй удар. Выяснилось, что многие из них — а именно 117 человек, — никакие теперь не «латифундисты», а вообще не пойми кто. Ибо уже давно собственноручно подписали документы на продажу участков все тому же Ринату Миргалиеву.
Мистика? Если б все было так просто…
— Мы заключали с Миргалиевым договор на продление аренды земли, — рассказывает Ханиф Ахмедьянов, избранный председателем инициативной группы по разрешению конфликтной ситуации. — Оказалось, три года назад люди подписали документы не на аренду, а на продажу своих владений.
Технически, как рассказывают сельчане, все происходило просто. Большинству из них приносили документы вечером прямо на дом. Обычный, казалось, арендный договор, напечатанный на двух сторонах бумажного листа. Подпись надо было ставить на обратной стороне, где текста было всего ничего. Кто из шариповцев, занятых своими делами, станет читать весь документ? Как выяснилось, никто и не читал. И зря. Ибо на сей раз они подмахивали не привычное арендное соглашение, а совсем иной документ. По факту передающий землю Ринату Миргалиеву в собственность.
— С договорами по домам ходила Олеся Вильданова, управляющая делами администрации нашего сельского поселения, — продолжает Ханиф Ахмедьянов. — Никому из людей она и слова не сказала, что договор теперь совершенно другой. В том числе и мне. А мы, понятное дело, по доверчивости все подписывали, не заглядывая на первую страницу.
Тогда, подсчитали инициаторы, сельчане в общей сложности лишились почти тысячи гектаров на сумму более миллиона рублей. И три года не ведали об этом. Подписанные купчие словно дожидались своего часа. И дождались. С 1 января этого года нормативные акты позволяют юридическим лицам совершать сделки купли-продажи земель сельхозназначения. Несколько месяцев спустя вступила в дело и фирма «Агри», пожелавшая выкупить у Миргалиева «его» земли. Неизбежная в таких случаях бумажно-оформительская карусель не обошла стороной поселковую администрацию. Кто-то что-то увидел, услышал. Так и всплыла наружу, пусть и поздно, обратная сторона шариповских наделов.
Подобный поворот событий задел крестьян за живое. Для восстановления справедливости очень быстро была организована инициативная группа, полетели письма во все инстанции. В орбиту противостояния оказались втянуты не только правоохранительные органы, но и депутатский корпус, регистрационная палата, Всемирный курултай башкир.
Вадим СТАРОВ,
вице-спикер Госсобрания РБ
— Есть подозрения, что подобных случаев немало. Буду ставить вопрос о создании специальной депутатской комиссии, которая начнет собирать информацию с мест и в дальнейшем передавать ее или в правоохранительные органы, или в административные и правительственные структуры.
Многие из них приехали несколько дней назад в Шарипово, чтобы лицом к лицу встретиться с сельчанами. В зале местного клуба собрались больше сотни человек, в основном люди в возрасте. Сразу видно, всю свою жизнь отдавшие нелегкому крестьянскому труду. Надо сказать, Миргалиева среди них не оказалось. Его ответ односельчанам был, по их словам, простой: «Разговаривайте с моими адвокатами». Не было и собиравшей подписи Вильдановой. Как и ее отца Марата Латыпова. А это тот самый человек, которого полиция задержала по подозрению в причастности к поджогам.
Увы, но пока сельчан особо порадовать было нечем. Как ни крути, но подписи под документами стоят, и для суда может не быть аргументом, что люди поверили кому-то на слово или второпях не прочитали договор. Как считает председатель районного комитета по управлению собственностью Сергей Киреев, сделки с землей, находящейся в частной собственности, не входят в круг внимания КУСа, и поэтому на сложившуюся ситуацию он повлиять никак не может.
Но есть и хорошие новости. По словам Марселя Агиева, сотрудника Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД по республике...
Полный материал читайте в печатной версии газеты или
PDF-формате.