Все новости
Право
7 Декабря 2013, 14:21

Чин с интересом

Самая большая взятка 2013 года в республике — 400 тысяч рублей

Высокая должность и большие возможности — испытание не для всех.
Высокая должность и большие возможности — испытание не для всех.
И дающий, и берущий взятку виновны одинаково, считает замначальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по республике Алексей Егоров. По его мнению, когда заниматься казнокрадством станет не только опасно, но и стыдно, тогда нам и удастся свести коррупцию к минимуму. «На стажировке в Германии я поинтересовался у патрульного полицейского, как часто его пытались подкупить? Один раз, и это был россиянин, нарушивший правила дорожного движения, ответил тот. Немец постарался объяснить нашему соотечественнику, что «так делать нельзя и отпустил с миром», — поделился воспоминаниями замначальника. Беседа состоялась накануне антикоррупционной даты.
— Алексей Михайлович, главные коррупционеры у нас, по-прежнему «врачи с педагогами», или их уже потеснили?

— В медицине и образовании таких преступлений выявляется меньше, но все равно они составляют более половины от общего количества. После них идут руководители коммерческих организаций, около 15 процентов составляют представители органов власти и управления, работники ЖКХ поднялись на четвертое место в нашем условном рейтинге. Это связано с тем, что сегодня государство выделяет жилищно-коммунальному хозяйству большие средства.

— Назовите самое резонансное коррупционное преступление уходящего года.

— Возбуждены уголовные дела по злоупотреблениям должностных лиц министерства лесного хозяйства, МЧС, уфимской администрации, Росздравнадзора, Госинспекции труда и ряда других ведомств. Идет расследование, поэтому подробнее пока ничего сказать не могу.

Из дел, по которым суд уже вынес приговор, пожалуй, наиболее громким можно назвать дело в отношении ведущего советника отдела лицензирования госкомитета по торговле и защите прав потребителей республики, который получил взятку в размере 400 тысяч рублей. Ему присудили штраф 28 миллионов рублей, но поскольку обвиняемый не смог его заплатить, он наказан лишением свободы на семь лет в колонии строгого режима.

Сейчас в Верховном суде пересматривается приговор в отношении начальника отдела минсельхоза, который вымогал полтора миллиона. Суд наложил на него штраф — 128 миллионов рублей, но скорее всего ему тоже придется отбывать реальный срок лишения свободы.

— Какие виды коррупционных преступлений встречаются чаще всего?

— Самыми распространенными остаются преступления в сфере образования и здравоохранения — это получение больничных листов, мест в детских садах, сдача экзаменов и зачетов. Чиновники сдают в аренду государственные помещения коммерческим структурам по заниженным ценам, «помогают» решать различные вопросы. Довольно коррумпирована сфера земельных отношений, потому что земля очень дорогая и стала предметом преступных посягательств и должностных лиц, и их «клиентов».

По госзакупкам нашим управлением возбуждено девять уголовных дел. Здесь, наконец, грядут перемены. В прежнем законе было очень много пробелов, которыми успешно пользовались недобросовестные чиновники. Например, к аукционам они допускали только конкретных участников, чтобы потом заключить с ними госконтракт. В новом законопроекте все эти моменты прописаны более тщательно, теперь будет отслеживаться каждый контракт, появится институт общественного контроля за госзакупками. Кроме того предусмотрены антидемпинговые меры — при занижении первоначальной цены контракта более чем на 25 процентов потребуется его обоснование.

— Алексей Михайлович, одна из болевых точек — обманутые дольщики. Например, возбуждено ли уголовное дело в отношении руководителя стерлитамакского предприятия «Башхимремонт», и какие перспективы у пострадавших, они смогут вернуть свои деньги либо получить квартиры?

— Сегодня министерство расследует 14 таких уголовных дел. Среди них есть и дело стерлитамакских дольщиков, оно возбуждено в этом году. По предварительным данным, руководитель предприятия «Башхимремонт» собирал деньги с граждан, обещая им квартиры в строящихся домах, где он всего лишь участвовал в подрядах у застройщиков. У него не было никаких квартир, он попросту вводил людей в заблуждение, продавая жилье по цене от одного до двух миллионов, то есть гораздо ниже рыночной цены. На дешевизну квадратного метра и был расчет. В результате с заявлениями обратились 50 потерпевших, сумма ущерба, по предварительным оценкам, составляет более 70 миллионов рублей.

Поэтому гражданам, прежде чем покупать строящееся жилье, тем более по слишком низким ценам, следует убедиться в наличии разрешительных документов у продавца.

— Какие прогнозы можно сделать на будущий год, ситуация стабилизируется или ожидается всплеск коррупционных преступлений на фоне экономического коллапса, которым нас со всех сторон пугают?

— Люди стали больше обращаться к нам за помощью, а это говорит об определенном уровне доверия. Однако взяточничество — процесс взаимовыгодный, в связи с чем обе стороны не заинтересованы в огласке.

Конечно, и чиновники стали более искушенными, и мошеннические схемы — завуалированными, никто уже напрямую взяток не берет, только через посредников. Документально доказать факт коррупционного преступления с каждым годом становится труднее.

— В вашем ведомстве выявляются взяточники?

— К сожалению, такие сотрудники были, ими занимается служба собственной безопасности министерства, и комментировать их работу я не могу.

— А есть какая-нибудь сфера, где нет коррупции?

— К сожалению, я такой не знаю. Искоренить это явление невозможно, но свести к минимуму вполне реально. Получилось же это в Гонконге и Сингапуре. Правда, у них на это ушло лет тридцать, пришлось ввести жесточайшие меры уголовного наказания и принцип изначальной «презумпции виновности» чиновника.
Между тем

Количество выявленных в 2013 году в Башкирии фактов получения и дачи взяток сократилось на четверть, сообщил начальник отдела прокуратуры Валерий Кузьмин.

«Мы это связываем с определенными проблемами при выявлении, снижением активности правоохранительных органов», — пояснил он на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Поволжье» в Уфе.

«Большинство взяток — это денежный оборот, но бывают и факты, когда получают взятки и машинами, и банками меда», — сказал он.

«У нас есть отличия от других регионов — больше совершается правонарушений в сфере землепользования, недропользования, в сфере топливно-энергетического комплекса», — уточнил В. Кузьмин.

Определенный профилактический эффект оказывает введение кратных штрафов за взяточничество и коммерческий подкуп — в 2013 году суды назначили штрафы на общую сумму 125 млн рублей, пояснил он.
Читайте нас: