Все новости
Право
12 Июля 2013, 14:35

Бомбил на поруганье не сдают

Кто защитит пассажиров такси?

Закон о такси, вступивший в силу в начале этого года, по мнению его создателей, призван не только бороться с нелегальными частными извозчиками, но и способствовать безопасности пассажиров. Корреспондент «РБ» на собственном примере убедился в силе этого документа.
ДТП

Дело было перед праздниками. С мужем решили съездить в Учалы, навестить родственников. Так как своего автомобиля у нас нет, часто приходится пользоваться такси. И в этот раз, недолго думая, набрали знакомый номер.

Было раннее утро. Буквально минуты через три после вызова подъехала машина. И вот мы в пути. Сначала наш водитель без умолку общался с кем-то по телефону. Через некоторое время заметила: что-то с ним не так. Неужели засыпает?! На такой скорости?! Только потянулась, чтобы толкнуть его в плечо, как поняла, что мы уже летим с трассы в кювет. На какое-то время я потеряла сознание. Очнулась — водителя нет. В кабине странный удушливый запах (потом объяснили — так пахнет подушка безопасности). Муж рядом, без сознания. Двери заклинило. Кричу водителю, мол, открывай, а он отошел от машины и звонит куда-то. Нашелся хороший человек из числа зевак, помог выбраться. Ноги не держат, с рукой что-то неладное, но все ерунда, главное — муж. Он долго не приходил в себя.

Оказалось, мы не просто съехали с дороги, а еще и протаранили опору ЛЭП. Линию оборвало, в домах рядом отключилось электричество, на улицу начали выходить люди. Глядя на машину и на нас, один мужчина успокоил: «Еще легко отделались». Пока ждали полицейских и медиков, спрашиваю у водителя, как такое могло случиться. Он в ответ: «Замотался».

Впрочем, для гаишников у него была припасена другая версия: якобы навстречу ему выехала машина и он был вынужден уходить от удара. В отличие от него я никаких машин не видела.

И супруг, и я получили травмы средней тяжести. Мужу долго пришлось лежать в больнице… Что интересно, за это время наш водитель даже ни разу не поинтересовался, как мы себя чувствуем, не говоря уже об извинениях. Появился, лишь когда начали обращаться в соответствующие инстанции. Наобещал с три короба и исчез.

ГИБДД

Автоинспектор пришел к нам в больницу, составил протокол. Объяснил процедуру — мол, по почте получите постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. С этим постановлением можете обратиться в суд. Больше месяца мы ждали обещанного документа и, не дождавшись, обратились в полицию. Только после этого протокол оказался у нас в руках.

Кстати, по закону о такси стаж у водителя должен быть не менее пяти лет. Естественно, возникли сомнения, откуда он взялся у 22-летнего парня.

— Одно время закон ужесточал условия принятия водителей на работу. В частности, требовалось оформить соответствующую лицензию на перевозку пассажиров. Граждане, имеющие какие-то нарушения, к работе не допускались. Теперь же достаточно собрать определенный пакет документов, отправить его по «электронке» в Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству, заплатить госпошлину, и все, человек попадает в госреестр и может спокойно приступить к работе, — объясняет ситуацию начальник ОГИБДД по Учалинскому району Алик Мамлеев.

По его словам, сейчас «бомбилы» нашли еще более легкий путь. Есть фирмы, имеющие лицензии на пассажирские перевозки. Хозяин такой конторы составляет договор с водителем. В нем, как правило, о безопасности пассажиров ничего не сказано. В документе учитываются только денежные отношения, а технические требования, наличие стажа никого не волнуют. Уголовную и административную ответственность в случае нештатных ситуаций несет только водитель. А доказать, что он заявился к клиенту через службу такси, практически невозможно. Более того, оказывается, многие водители даже с таксопарком договоры не заключают. «Отстегивают» деньги напрямую диспетчеру.
В прошлом году сотрудники ГИБДД оштрафовали 45 водителей, которые осуществляли перевозку людей без разрешения. Но это лишь мизерная часть нарушений.

Служба такси

В отделе ГИБДД мне не то что количество «таксующих» водителей — даже количество служб не могли указать. У них такой информации просто нет.

Как признался мне Алик Мамлеев, в городе только одна служба такси более или менее соответствует всем требованиям.

— Раньше мы были осведомлены, сколько у нас в городе и районе предпринимателей в той или иной сфере, в том числе и в службе такси. Сейчас такими данными не располагаем, — отметила начальник отдела экономики администрации района Гюзель Гибадатова.

В нашем случае водитель поначалу признался, от какой службы такси приехал, но руководство фирмы от него открещивается.

— Если происходит ДТП с участием наших автомобилей, то автоинспекторы сразу ставят нас в известность. О данном происшествии слышу впервые. Это не наша машина. Многие автомобилисты перехватывают наших клиентов. Знать не знаю, куда вы садились — это ваша проблема, — заявили нам. Пробовали было объяснить, дескать, звонили в вашу службу, но данный факт руководителя вообще не интересовал.

Прокуратура

Возникло подозрение, что служба такси, возможно, привлекла водителя, не указанного в договоре. Поэтому мы обратились в Учалинскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку этого перевозчика. В полученном ответе написано следующее: «Как следует из объяснения предпринимателя, а также списка договоров с перевозчиками, водитель и автомобиль, указанные в обращении, отношения к предпринимателю не имеют».

И еще. В объяснительной руководитель службы такси указывает, что мы не дождались машины и уехали на попутке. Между тем в копии списка заявок в графе заказов наш вызов отмечен как исполненный.

Увы, обращение в республиканскую прокуратуру тоже ничего не дало. Начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Алия Янгуразова сообщила, что опросить нашего водителя «не представилось возможным в связи с неустановлением его местонахождения» и что, дескать, оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет. А в это время мы не раз видели нашего водителя спокойно разъезжающим по улицам города.
Читайте нас: