Правоведы утверждают, что административное законодательство — самая динамичная сфера юриспруденции, которая постоянно обновляется и совершенствуется. Но применить его положения на практике сложно. А зачастую они и вовсе не осуществляются. Подтверждение этому нашлось на парламентских слушаниях, где депутаты выясняли, почему Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) «работает» вовсе не так, как того ждут.
Парламентарии считают, что помимо выполнения дисциплинарной функции кодекс может быть неплохим средством для пополнения бюджетов всех уровней. Однако этого не происходит. По информации республиканского министерства финансов, в прошлом году с населения взыскали почти 700 млн рублей штрафов. Правда, почти все они выписаны за нарушения, которые предусмотрены федеральным законодательством. А вот по статьям КоАП, находящимся в ведении республики, — всего 19 млн. Из них два — это деньги, которые взысканы по линии прокуратуры, 14 млн принесли административные комиссии, еще на два миллиона «наработали» комиссии по делам несовершеннолетних. Остальные деньги — чуть больше миллиона рублей — штрафы, выписанные всеми остальными органами.
Под ними подразумеваются министерства. И они, кроме, пожалуй, МВД, по мнению депутатов, не желают заниматься этими вопросами. Как поясняет председатель комитета Госсобрания республики по государственному строительству Зуфар Сафин, там просто-напросто не знают, кого и за что они должны штрафовать. Для исправления ситуации нужна разъяснительная работа по положениям административного кодекса среди сотрудников ведомств. Кстати, среди населения тоже.
Еще одна проблема — недостаточно активная работа муниципалитетов. Сегодня им дали возможность самостоятельно издавать «подштрафные» нормативные акты по некоторым положениям административного права. Также они могут штрафовать нарушителей за ряд правонарушений, например, за ненадлежащую работу по благоустройству. По мнению депутатов, это рычаг, которым надо пользоваться гораздо активнее. Ведь собранные подобным образом штрафы идут в муниципальный бюджет. Но на деле картина иная. Пока в районах республики не принято ни одного такого нормативного акта. Административных протоколов тоже составляется крайне мало. Правда, кое-где, например, в Нуримановском или Ишимбайском районах, эта работа развернута неплохо. Но подавляющее большинство муниципалитетов фиксировать административные нарушения явно не торопятся. Как поясняют депутаты, по этому показателю мы отстаем от соседей. Например, от Татарстана. Там в республиканский консолидированный бюджет поступает в несколько раз больше «штрафных» денег, нежели у нас.
Кстати, по поводу денег. Взыскать их — тоже проблематично. Как говорит начальник республиканского управления по организации деятельности мировых судей Наиля Галеева, одна из главных причин — небрежная регистрация протоколов. «Во многих муниципалитетах эту функцию «навешивают» на сотрудников как дополнительную нагрузку, — подчеркивает чиновница. — А они заняты основными обязанностями, регистрировать протоколы им просто некогда. Эту работу ведут по остаточному принципу».
Такая ситуация сложилась повсеместно. Только в считаных районах регистрацией протоколов занимаются специально нанятые сотрудники. Остальные же вводить под эту должность отдельное штатное место не торопятся. Тогда как, по мнению Наили Галеевой, необходимость в таких специалистах назрела давно. «Иначе ситуация не изменится, — отмечает начальник управления. — Ведь даже точное количество составленных протоколов в районах установить бывает сложно. Цифры отличаются в разы. Создается ощущение, что их вписывают в документы просто наобум. К тому же зачастую регистраторы не знают правил составления и заполнения таких документов, а потому оформляют их как придется».
К мнению специалиста парламентарии прислушались и решили передать данный вопрос на рассмотрение правительства. Оно должно будет разработать рекомендации по учету рассмотрения административных дел.
Что же касается МВД, то из всего количества протоколов около 70 процентов составлено именно по административным правонарушениям. Причем самая ходовая статья — это семейное дебоширство. По ней в прошлом году полицейские составили более 13 тысяч протоколов. Представители ведомства подчеркивают, что республиканский КоАП — действенный механизм, однако у него есть свои недостатки. Например, ограничение, которое введено российским законодательством. Согласно ему, кодекс предусматривает только предупреждение и штраф, хотя административный арест или общественные работы были бы совсем не лишними. Также, по мнению председателя Госкомитета республики по жилищному контролю Ильдара Замалетдинова, кодекс нужно дополнить статьями, предусматривающими штраф за парковку машин во дворах и за расклейку объявлений на придомовых территориях.