Неучтенное лошадиное поголовье, непрофильные полставки хирурга (при том, что другие 50 ставок вакантны уже более пяти лет) и десятки тысяч премиальных рублей, выписанных бывшему директору убыточного ГУП санатория «Якты-Куль», — еще не самые вопиющие факты, с которыми пришлось столкнуться проверяющим Контрольно-счетной палаты.
Пока комиссия занималась проверкой, санаторий осенью 2010 года оформил в аренду элитный земельный участок в 3,6 гектара на самом берегу озера Банное. Было заявлено, что там будет построен центр реализации путевок, кафе и прочее, хотя в планах предприятия этого не было. Через полтора месяца землю передали на 10 лет в аренду одному магнитогорскому ООО, без согласования с КУС (комитет по управлению собственностью) по Абзелиловскому району. А сейчас, по оперативным данным, лакомый участок берега уже находится в распоряжении частного предпринимателя, который активно его осваивает. Теперь этим фактом займутся правоохранительные органы.
— На наш взгляд, все это стало возможным еще и потому, что земля в свое время не была разграничена. Подобные непрозрачные ситуации и дают повод для махинаций, — пояснил «РБ» председатель комиссии КСП Ильдар Булатов. — Санаторий до сих пор не зарегистрировал права на 50 объектов стоимостью 35,5 миллиона рублей, что может привести к утрате госимущества.
В прошлом году Счетная палата России установила, что санаторий реконструировал в 2007 — 2008 годах центр досуга и начал его эксплуатировать в 2009 году без разрешительных документов. На содержание не принятого в эксплуатацию объекта за это время израсходовано два миллиона рублей. Устранить нарушение должны были минздрав и РУКС (республиканское управление капстроительства).
Кроме того, по словам И. Булатова, фактически на объектах санатория был выполнен капремонт, а не реконструкция, как это указано в отчетных документах. Причем и реконструкция, и ремонт на общую сумму более 22 млн рублей были произведены без согласования с собственником — министерством земельных и имущественных отношений.
Вообще, с имуществом царит полная неразбериха: проверка установила, что одни и те же объекты в различных документах указаны с различными площадями, 11 строений не числятся ни на балансе санатория, ни в Реестре госимущества, а двух построек — поста охраны и здания общежития — не хватает.
Аудиторы установили, что стоимость одной путевки была завышена в прошлом году почти на пять процентов, за полгода нынешнего — на 9,5 процента.
В общей сложности за эти полтора года отдыхающие переплатили почти 10 млн рублей.
Оказалось, их попросту снесли, снова не поставив об этом в известность собственника. В то же время двухэтажный жилой дом, который считается объектом незавершенного строительства, без оформления документов предоставлен для проживания сотрудников санатория.
— Последние два года санаторий работает в убыток, — пояснил Ильдар Булатов. — Несмотря на то, что премия руководителя находится в прямой зависимости от полученной прибыли, бывший директор санатория Гали Яппаров получил 184 тысячи рублей премиальных. Это стало возможно, поскольку прибыльность санатория была создана искусственно, особенно за 2010 год. Дело в том, что затраты на капремонт были оформлены как затраты на реконструкцию. Получившуюся разницу бывшее руководство и преподнесло как прибыль. Ведь если расход искусственно уменьшить, то получается «доход».
Возможно, скоро аудиторы будут проводить проверки уже «в четыре руки» с полицией. Такую новацию от имени министра внутренних дел республики Михаила Закомалдина предложил замначальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по республике Алексей Егоров — привлекать к аудиторским проверкам их сотрудников. «Уже сегодня видно, что ряд нарушений подпадает под признаки определенных преступлений — «злоупотребление», «хищение» и так далее. Наше подразделение уже на этапе проверки могло бы начать изучать документы. Это будет более эффективно и оперативно. К примеру, в прошлом году КСП направила нам 31 материал, в итоге возбуждено пока только пять уголовных дел», — считает А. Егоров.
— На мой взгляд, ситуацию в санатории можно было бы не доводить до такой стадии, когда уже надо заводить уголовные дела. Выявлять ошибки следует в процессе работы, а не во время проверок, когда уже ничего исправить невозможно. Хотя в данном случае мы видим даже не ошибки, а умышленные коррупционные проявления. Бывший директор действовал без оглядки, в результате утрачены большие суммы госсредств. Поэтому я предлагаю разработать рекомендации по усилению внутреннего контроля в минздраве и минземимущества, которые обязаны отслеживать ситуацию в подведомственных им предприятиях. Тем более, что после каждой аудиторской проверки мы видим одни и те же «ошибки», которые не устраняются, а гасятся, чтобы не «выносить сор из избы».
— Это несерьезно, когда всего один сотрудник минздрава контролирует все санатории республики. Необходимо создать либо какой-то аппарат управления, либо акционерное общество. Наверное, следует предложить президенту определиться, потому что сегодня санатории в республике брошены на произвол судьбы. Часто во время общения с директорами республиканских здравниц приходится слышать от них, что они никому не нужны. Нет в этой сфере целевой, системной работы.
Лена КАРИМОВА,
замминистра здравоохранения:
— Не могу согласиться с тем, что в нашем министерстве нет внутреннего контроля, и поэтому происходят подобные нарушения. С того момента, как в наше ведение был передан ряд ГУПов, за министерством закреплена только одна функция — прием их отчетных документов по финансово-хозяйственной деятельности. Мы анализируем эти отчеты и проводим тематические проверки санаториев.
К сожалению, в министерстве предусмотрен только один специалист, который занимается санаториями, ему приходится осуществлять и ревизорскую работу, и финансово-хозяйственную, и экономико-бухгалтерскую — представляете, какой это объем работы?
Что касается премии руководителя санатория, то мы только рассматриваем предоставленные нам документы. Отчет был подписан главврачом и главбухом, на основании этих документов мы и выплатили директору вознаграждение.
— Мы собираемся привести в порядок всю бухгалтерскую деятельность, будем решать кадровые проблемы, привлекать молодых специалистов, регистрировать основные объекты собственности санатория, его земельных участков — вот основные и первоочередные задачи. Конечно, необходимо развивать сервис, коечный фонд и так далее.
В качестве исполняющего обязанности директора санатория я два месяца, согласился на эту должность, потому что чем больше проблем — тем интереснее работать, и на предстоящие трудности смотрю с оптимизмом.