Все новости
Право
16 Октября 2012, 16:31

Одна сплошная фитна

Информационная война или битва за правду?

Всю минувшую неделю министерство внутренних дел по республике лихорадило. Вначале по поводу фрагмента телепередачи «Дежурная часть», где башкирская полиция была показана в негативном свете. Затем по итогам прокурорской проверки, согласно которой надзорное ведомство потребовало от МВД уволить ряд сотрудников полиции за сокрытие сведений о доходах. Общественный совет при МВД высказал озабоченность информационной кампанией, развернутой против республиканского МВД. Члены совета подготовили открытое обращение в адрес президента и главных редакторов СМИ республики. Они просят «разобраться в сложившейся ситуации и предпринять все необходимые меры, чтобы остановить процесс огульного и бездоказательного очернения в СМИ как персонально представителей руководства ведомства, так и МВД по РБ в целом».
Напомним, 6 октября телеканал «Вести» выпустил в эфир передачу «Дежурная часть», в которой рассказывалось о заместителе начальника ГАИ Гарее Уелданове, которого задержали с поличным при получении взятки сотрудники собственной безопасности МВД по республике. Вспомнили и скандальную историю с бывшим командиром полка ДПС Ильдусом Яруллиным и бывшим заместителем министра Александром Овчинниковым, в отношении которого Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям «получение взятки» и «злоупотребление полномочиями».

Съемочная группа «Дежурной части» повторила сюжет полугодичной давности со «многими интересными подробностями биографии заместителя министра Руслана Шарафутдинова». Не был обойден вниманием и сам министр Михаил Закомалдин с его «самой большой коллекцией дорогих авто».

В более позднем выпуске той же передачи рассказывалось, что республиканская прокуратура выявила в МВД более семисот нарушений закона о доходах. А также о том, что «по данным надзорного ведомства, некоторые полицейские при поступлении на службу представили поддельные дипломы, а в отдельных ОВД были обнаружены настоящие семейные кланы».

— Мы решили собрать внеочередное заседание, чтобы члены общественного совета посмотрели эти видеосюжеты, дали им свою оценку, — пояснил председатель совета Марат Муллагалямов.

«Это очередной виток информационной войны против нашего ведомства. Безусловно, все эти материалы заказные, а бывшие сотрудники полиции, которые там выступают, уволены за грубые нарушения закона. В том числе о коррупции. Теперь их используют как инструмент», — считает замминистра внутренних дел Руслан Шарафутдинов. Он пояснил, что в передаче «Дежурная часть» использовались материалы, по которым подразделение собственной безопасности МВД по РБ и Главное управление собственной безопасности МВД России уже провели проверки. Александр Овчинников из ОВД не уволен, а отстранен от должности, и в отношении его решения суда пока нет. «По каждому пункту обвинений мы готовы отчитаться. Мы открыты», — добавил Р. Шарафутдинов.

В отношении министра он пояснил, что Михаил Закомалдин живет в служебной квартире, которую прежде занимал его предшественник Игорь Алешин. Министр из личных средств оплачивает коммунальные услуги и пользование мебелью, так как она тоже казенная. «И никакого автопарка у Закомалдина, конечно, нет. Мы предполагаем, что нездоровый ажиотаж, который искусственно нагнетается вокруг башкирской полиции, связан с предстоящей плановой комплексной проверкой со стороны МВД России, она проводится раз в пять лет. Возможно, чтобы потом сказать, что эта проверка была вызвана негативными материалами, показанными на ТВ», — предположил замминистра.

По поводу собственной персоны Руслан Шарафутдинов пояснил, что после первого репортажа, который показала «Дежурная часть» этой весной, республиканский следственный комитет провел проверку, и в возбуждении уголовного дела было отказано. «Дело в том, что оба сюжета готовила одна и та же съемочная группа. В МВД за официальной информацией она почему-то не обратилась. Но когда готовый материал вышел на экраны, сразу стало ясно, что им этого и не было нужно. Поскольку московские журналисты руководствовались готовой установкой, под которую они просто подгоняли содержание. Например, когда директор ведомственной типографии имени Дзержинского случайно увидел, что на территории ведется съемка, и вышел пообщаться, группа спешно свернулась и уехала», — рассказал Р. Шарафутдинов. И добавил, что подразделение собственной безопасности уже проводит служебную проверку, а правовой отдел ведомства изучает видеоматериалы на предмет клеветы для подготовки исков о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Что же касается представления прокуратуры, потребовавшей уволить полицейских, представивших недостоверные сведения о доходах, то инспекция МВД провела служебную проверку. В большинстве случаев нарушения совершены по невнимательности и личной недисциплинированности стражей порядка, считают в МВД. Например, 57 справок о доходах попросту не были вложены в личные дела. Некоторые не сообщили о наличии у них в собственности мотоциклов, прицепов и старых автомобилей, поскольку этим транспортом давно не пользовались и не придали этому имуществу значения.

«Мы не выявили умысла скрыть доход или случаи коррупции. Соответственно, нет и причин для увольнения. Но все нарушители так или иначе наказаны», — заявил начальник инспекции Фаниль Фаттахов.

Вернемся к телесюжетам. По мнению члена общественного совета Дмитрия Погорельского, председателя республиканского общества беженцев и вынужденных переселенцев, стороннему человеку впору ужаснуться от увиденного. Он признался, что, пока не услышал объяснений, не раз подумал во время просмотра телепередачи: «Ага, квартирка, машинка, наверное, тут что-то есть». Д. Погорельский предложил отснять свой сюжет в пику московскому. «Информация, а уж тем более дезинформация — серьезная сила, и ее нельзя недооценивать», — считает он.

Другой член совета, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ Аюп Бибарсов охарактеризовал происходящее вокруг башкирского полицейского ведомства как фитну, что в переводе с арабского означает — искусственно посеянная смута. «Это все одна сплошная фитна», — подчеркнул еще раз священник.
К СЛОВУ
— Последнее время журналистика стала слишком грешить методом «прокукарекал, а там хоть и не рассветай».Часто после таких «громких разоблачений» нет никакой реакции. Это плохо не потому, что СМИ занимаются самопиаром, а потому, что в обществе из-за этого формируется иммунитет к негативной информации. Люди перестают реагировать даже на вопиющие факты. Относительно сюжета о башкирской полиции в телепередаче «Дежурная часть»: если ведомство считает его сфабрикованным, то оно может защитить честь мундира в суде. Или сделать оргвыводы и очистить свои ряды от сотрудников, которые пачкают этот мундир своими поступками.
— Сюжеты, показанные по Центральному телевидению, задели меня как члена общественного совета. Ведь наша задача — контролировать работу ведомства, значит, мы плохо это делаем. И все-таки я считаю, что мы держим ситуацию под контролем. Во всяком случае, ее не сравнить с тем, что было раньше. А что касается тех предположений, которые прозвучали в телепередаче, то журналисты имеют на это право. Другое дело, что при подготовке таких материалов надо быть более объективными, в данном случае объективности было мало. И теперь башкирское МВД может обратиться в суд. Это нормальная практика.
— Члены общественного совета представляют достаточно разные сферы деятельности, поэтому говорить, что они ангажированы, наверное, не стоит. Просто мы видим работу полиции, если не изнутри, то очень близко. Да, в ведомстве есть недостатки, но вместе с тем заметно желание руководства эти недостатки вскрывать и устранять. А в сюжетах «Дежурной части» башкирскую полицию просто замазали черной краской и все.
Читайте нас: