Все новости
Право
12 Октября 2012, 15:54

Бюджет садисту в помощь?

Моральный ущерб жертвам преступлений полицейских мы оплачиваем из собственного кармана

По данным общественной организации «Комитет против пыток», за 11 лет установлено 105 фактов пыток, осуждено 89 сотрудников органов.
По данным общественной организации «Комитет против пыток», за 11 лет установлено 105 фактов пыток, осуждено 89 сотрудников органов.
На днях Ленинский районный суд Уфы вынес решения сразу по двум громким историям, связанными с превышением сотрудниками правоохранительных органов своих полномочий. Денежные компенсации за противоправные действия полицейских получат вдова уфимского учителя Альберта Мухаметзакирова и бирский студент Дмитрий Апарин, которого незаконно задержали и избили в вытрезвителе. Причем выплачивать придется государству в лице министерства финансов Российской Федерации.
Смертельный выстрел

Татьяна Иванова, вдова убитого полицейским Альберта Мухаметзакирова, подала в суд на компенсацию морального ущерба, требуя два миллиона рублей. Суд постановил выплатить 800 тысяч.

— Решением я недовольна, — рассказала «Республике Башкортостан» Татьяна. — Будем подавать на апелляцию. Мало того, до сих пор перед нашей семьей никто не извинился. Никакие деньги не возместят потерю кормильца.

Уфимец Альберт Мухаметзакиров работал учителем русского языка и литературы, зарплата была невысокой, поэтому он был вынужден подрабатывать частным извозом. В мае 2010 года мужчину нашли убитым. В ходе следствия было установлено, что преступление совершил сотрудник вневедомственной охраны Владислав Симухин из города Октябрьский. Трудно объяснить, почему, будучи пьяным, он получил табельный пистолет и патроны в дежурной части ОВД и вместо того, чтобы заступить на дежурство, поехал в Уфу.
Между прочим

На Западе считается обычной практика, когда за преступления полицейских расплачивается государство. Например, как сообщают эксперты, власти Нью-Йорка выделили на 2012 год 735 млн долларов на компенсации за неправомерные действия городской полиции.
Уже в столице республики, на остановке, он договорился с Альбертом Мухаметзакировым, чтобы тот отвез его в другой район города. В пути Симухину взбрело в голову ехать в Октябрьский, но водитель отказался. Возникла ссора, в результате которой страж порядка выстрелил педагогу в голову. Выстрел оказался смертельным. Спустя несколько дней Симухина задержали в Нижнем Тагиле. Однако вину он не признал, настаивая на том, что выстрел был произведен по неосторожности.

Как сообщил нашему изданию руководитель пресс-службы МВД по республике Максим Родионов, по данному факту была проведена служебная проверка. В результате многие сотрудники центрального аппарата МВД по РБ были привлечены к дисциплинарной ответственности, в Октябрьском уволено более 10 человек, начиная с начальника ОВД и заканчивая инспектором по вооружению. Сам Симухин осужден на 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Из вытрезвителя — на инвалидность

В качестве компенсации морального и материального вреда Дмитрию Апарину суд постановил выплатить 784 тысячи 119 рублей. Он также, как и Татьяна Иванова, решением суда не доволен, так как требовал шесть миллионов рублей. Поэтому намерен подавать апелляцию в Верховный суд РБ.

В феврале 2010 года студент пятого курса художественно-графического факультета Бирской государственной социально-педагогической академии Дмитрий Апарин возвращался из кафе с друзьями. Возле дома студента задержали работники милиции и отвезли в вытрезвитель. Там у Дмитрия забрали всю одежду и бросили в холодную палату, но одеяла не выдали. Парень стал стучать в двери, требуя разрешения позвонить домой. Это только разозлило дежурившего в тот день сотрудника милиции Владимира Фархутдинова, и он начал избивать Апарина. Когда парень потерял сознание, его отвезли в местную больницу.

Диагноз — перелом второго шейного позвонка. Врачи сделали срочную операцию — шейный позвонок пришлось удалить, на его место вживили часть бедренной кости.
В результате Фархутдинов получил три с половиной года исправительной колонии общего режима.

Дмитрий Апарин сейчас на инвалидности. Восстановить двигательные функции руки и левой ноги полностью не удалось. Более того, его все время мучают головные боли, ухудшается зрение. С мечтой быть художником Дмитрию пришлось попрощаться навсегда.

За все ответит минфин

Сегодня в интернете активно обсуждают обе истории. Причем многие высказывают недоумение, почему бюджет должен компенсировать ущерб пострадавшим от действий полиции? Голос разума и здравая логика, вроде бы, говорят: пусть платят сами преступники или же отрабатывают на зонах пошивом фуфаек и рабочих рукавиц. Можно найти и другой способ — продать все, чем владеет нарушитель закона, его семья. Такой выход из положения навсегда отвадил бы преступников от беспредела.

Почему же выплата компенсаций ложится на плечи налогоплательщиков, а не на самих осужденных? Представители минфина объяснили: преступления были совершены должностными лицами, а по Гражданскому кодексу вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий госорганов, возмещается за счет казны.

По словам руководителя регионального представительства комитета против пыток Антона Фадеева, чтобы добиться компенсации, необходимо два условия. Во-первых, выиграть дело в суде. Во-вторых, судьи должны вынести решение об удовлетворении требований о компенсации. Именно решение суда является основанием для взыскания денег с государства. Для этого нужно обратиться в минфин. Причем финансовому ведомству необходимо представить оригинал решения суда о возмещении компенсации, исполнительный лист по этому решению и заявление о взыскании денег.

Министерство финансов обязано выплатить истцу необходимую сумму в течение трех месяцев. Но не все так просто.

— Позиция минфина мне кажется, мягко говоря, странной. Там считают, что 800 тысяч за жизнь человека — это слишком много и намерены подавать апелляцию на снижение суммы, — говорит Антон Фадеев. — Мы также будем подавать апелляцию, чтобы пострадавшим выплатили именно те деньги, что были заявлены в иске.
К СЛОВУ
— Хочу подчеркнуть, что информацию о причастности сотрудников правоохранительных органов к данным преступлениям МВД по республике распространило сразу после их раскрытия, ничего не скрывая. В кратчайшие сроки, гласно и открыто было проведено тщательное служебное расследование. Что же касается выплат пострадавшим, то это не в компетенции нашего министерства .
Сергей Спатар,
руководитель пресс-службы управления судебных приставов РФ по РБ:
— Пока документов, связанных с решениями суда по этим делам, к нам не поступало (по данным на 9 октября — ред.). Тем не менее, как только исполнительные производства будут возбуждены, мы обязательно проинформируем об этом редакцию газеты «Республика Башкортостан».
Читайте нас: