Все новости
Право
28 Июня 2012, 05:02

Атакуют!

Захваты имущества бизнесменов в Уфе становятся системой?

И юридические нормы могут стать грозным оружием.
И юридические нормы могут стать грозным оружием.
Что такое рейдерские захваты, большинство из нас знает из кинофильмов про лихие 90-е. Тогда это происходило с помощью грубой силы. На территорию предприятия внезапно врывались закамуфлированные бойцы какого-нибудь спецподразделения. Сметая охрану, они выводили директора на улицу и закрывали за ним дверь. А в кресло руководителя сажали другого человека. Под дулами автоматов заводы, фабрики и даже целые отрасли переходили от одних групп людей к другим. Так, по-бандитски, происходил в нашей стране передел собственности в конце прошлого века.
Времена изменились, но рейдерство как явление из бизнеса не исчезло, а приобрело иные формы. Сегодня захваты имущества происходят с использованием судебных решений и приставов, то бишь как бы на законных основаниях.

В мае похожий случай произошел с председателем комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Общественной палаты республики, известным ученым, предпринимателем, общественным деятелем Владимиром Шоломом.

Как сообщает сайт Общественной палаты Башкортостана op-rb.ru, утром на территорию спорткомплекса «Юность», принадлежащего ему, прибыли судебные приставы и, предъявив служебные удостоверения, объявили, что они налагают арест на имущество сторонней фирмы-должника, указавшей, что она находится по этому адресу. С 10 до 17 часов три «КамАЗа-фуры» вывозили оборудование ресторана, находящегося на территории комплекса, согласно какому-то списку.

Ссылаясь на закон, приставы объяснили, что не обязаны знакомить владельца комплекса с документами исполнительного производства, на основании которых производится демонтаж оборудования, поскольку он не являлся участником судебных разбирательств по этому делу. Демонтированное оборудование было разгружено на площадке готовящегося к открытию летнего кафе в трехстах метрах от комплекса «Юность». Что интересно, предприятие-должник и предприятие, открывающее кафе (где было разгружено оборудование), аффилированы одному и тому же лицу.

Действия приставов были обжалованы в прокуратуре и Арбитражном суде. Факт вывоза имущества комплекса «Юность» обсуждался на заседании совета Общественной палаты республики. И выяснилось, что подобных историй немало. Но предприниматели, опасаясь реакции силовых структур и «наездов» с их стороны, предпочитают не предавать их огласке.

По итогам обсуждения активисты Общественной палаты предложили создать рабочую группу по противодействию рейдерству и коррупции в предпринимательской среде.

По мнению самого Владимира Шолома, подобные явления можно искоренить, только объединив усилия общественности при поддержке органов прокурорского надзора, уполномоченного по правам предпринимателей. И нужно отметить, что такое взаимодействие постепенно развивается.

Недавно в приемную уполномоченного по правам предпринимателей Башкортостана Рафаиля Гибадуллина обратился предприниматель Павел Усов. Несколько лет назад он выкупил офисное помещение на улице Бакалинской. Однако спустя четыре месяца после получения свидетельства о государственной регистрации права его вызвали в суд Советского района Уфы и предъявили иск одного из соучредителей строительства на основе переуступки права собственности. В результате долгих судебных разбирательств право собственности предпринимателя было признано ничтожным. По решению суда выкупленное им помещение подлежит конфискации.

Помещение у предпринимателя до сих пор не отобрали только потому, что ему удалось добиться возбуждения уголовного дела по факту мошенничества со стороны учредителей строительства. Но суд Советского района все же принял сторону соучредителя, и уже осенью предприниматель может лишиться законно выкупленного помещения. Уголовное же дело, возбужденное по факту мошенничества, тянется с 2010 года, несмотря на неоднократные наказания виновных в волоките лиц со стороны прокуратуры.

Нужно отметить, что суд вынес решение в пользу одного из учредителей строительства, не принимая во внимание заключения судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовному делу, возбужденному по заявлению Павла Усова. Бухгалтерские документы и результат экспертизы, которые предприниматель пытается представить, служители Фемиды возвращают ему обратно, не рассматривая и не принимая во внимание.

Более того, были предприняты умышленные действия, чтобы запугать Павла Усова окончательно. Перед самым открытием его магазина на проспекте Октября в здание ворвались неизвестные лица в масках, выломали двери, вывели из строя систему канализации. Предприниматель понес большие убытки. И хотя выяснить, кто заказчик этого акта вандализма, не удалось, Павел Усов предполагает, что таким образом его пытаются запугать.

В этой истории есть и еще одна грань. Дело в том, что выкупленное на Бакалинской помещение Павел Усов отдал детям под станцию юных техников, где на свои же деньги построил автотрассу для занятий автомоделизмом. И эта трасса считается одной из лучших в России.
— В законе нет понятия рейдерства, но фактически оно существует: это мошенничество, подтасовка документов, двойная, тройная продажа помещений, имущества, земли. Если на уровне физических лиц сегодня приняты соответствующие решения о регистрации купли-продажи на первичной стадии, то во взаимоотношениях юридических лиц этот вопрос не отлажен, что оставляет лазейки для мошенничества, — признает бизнес-омбудсмен Рафаиль Гибадуллин. — Мы будем обобщать информацию и вносить предложения по совершенствованию механизма защиты предпринимателей.

Единодушен с региональным омбудсменом и председатель Башкирского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Денис Мусин.

— Сегодня рейдерские захваты происходят с помощью судебной системы. Иногда принимаются заведомо неправосудные решения. Оспорить их очень сложно, потому что фактически они имеют силу закона, — отмечает он. — Предприниматели лишаются своего имущества, собственности. И это уже становится системой. Необходимо срочно принимать какие-то меры. Или корректировать законодательство, или добиваться соблюдения тех норм, которые уже есть.

Впрочем, как показывает практика, законы у нас принимают правильные. Только далеко не все их исполняют. И за это, как правило, не наказы-
вают.
Читайте нас: