Все новости
Право
23 Мая 2012, 07:05

Вывести на чистую воду

Управляющие компании не должны иметь секретов от жильцов

Жильцы не против благоустройства дворов, но деньги должны расходоваться эффективно.
Жильцы не против благоустройства дворов, но деньги должны расходоваться эффективно.
Ловить рыбку в мутной воде управляющим компаниям становится все сложнее. С одной стороны, сама эта вода, то бишь обстановка в жилищном хозяйстве, становится все прозрачнее. С другой стороны, на «ловцов» имеются свои «охотники». В первую очередь это Государственная жилищная инспекция республики, призванная защищать права граждан, проживающих в многоквартирных домах. О том, как она это делает, рассказывает начальник Госжилинспекции РБ, главный государственный жилищный инспектор республики Ильдар ЗАМАЛЕТДИНОВ.

Люди просто так не пишут

— В последнее время, благодаря инициативам со стороны государства, деятельность управляющих компаний попала под прицел. Уменьшилось ли число нарушений с их стороны?

— Нарушений, к сожалению, пока много. По итогам первого квартала мы составили список управляющих компаний, на работу которых больше всего нареканий. В нем свыше 20 организаций. К примеру, на ОАО «УЖХ Октябрьского района» поступило 206 жалоб, ООО «УК ТЖХ» Стерлитамака — 40, ООО «Коммунальщик» Белорецка — 22, ООО «УКЖКХ» Мелеуза — 20.

Как правило, люди просто так не пишут — в 99 процентах случаев факты подтверждаются. К примеру, в УЖХ Советского района при проверках выявлено 332 нарушения, в названной стерлитамакской компании — 59.

Если управляющая организация систематически работает с нарушением законодательства, будем выходить в суд с требованием о дисквалификации руководителей. Такая практика есть — по нашим материалам прокуратура применила ее в отношении нескольких управляющих компаний Уфы и Уфимского района. Сейчас готовим ряд других материалов, где инициатором выступит инспекция.

— Полномочия госжилинспекций не так давно были расширены. Насколько это помогло в работе?

— Ранее в нашем ведении был государственный жилищный контроль, теперь к нему добавился государственный жилищный надзор. В чем отличие? Контроль предусматривает выявление и устранение нарушений, а надзор — это уже предупреждение, профилактика и пресечение.

Другой момент: если раньше мы контролировали деятельность жилищных организаций — кооперативов, ТСЖ, то теперь нам даны полномочия по контролю и надзору за исполнением жилищного законодательства органами госвласти и местного самоуправления, управляющими и обслуживающими организациями, гражданами. Мы можем анализировать нормативные акты, принятые в жилищной сфере, и саму ситуацию в ней.

Обращаются —значит доверяют

— По итогам 2011 года Госжилинспекция республики, единственная среди министерств и ведомств жилищной сферы, награждена почетной грамотой Минрегионразвития РФ. Кроме того, наша инспекция стабильно занимает место в пятерке лучших по стране. За что ее так высоко ценят?

— За эффективность работы, активность, результативность. И самый главный результат в том, что из выявленных в минувшем году 42 тысяч нарушений 94 процента устранено, остальные находятся на контроле, так как не вышел установленный срок. По нашим предписаниям управляющие компании произвели работ на 258 млн рублей, гражданам после перерасчета возвращено 97 млн рублей.

Могу привести и данные нынешнего года. За четыре месяца выявлено 13,8 тыс. нарушений, выдано 2,2 тыс. предписаний, возбуждено 386 дел об административных правонарушениях, 313 материалов направлено в прокуратуру и другие надзорные органы. Управляющие организации по предписаниям произвели работ на 19,2 млн рублей, гражданам возвращено 10,5 млн рублей.

— Число обращений в Госжилинспекцию неизменно растет. Это потому, что ситуация не улучшается, или граждане стали активнее?

— В 2011 году поступило 6 тыс. 315 обращений — на 47 процентов больше, чем в 2010-м. За четыре месяца 2012 года — 2 тыс. 626 обращений — на 44 процента больше. То есть рост постоянный. Граждане, безусловно, стали более активными, грамотными, требовательными. И это нормально. То, что они обращаются к нам, говорит о доверии. И мы должны это доверие оправдать.

Не все пока получается идеально, многие вопросы нуждаются в доработке. Тем не менее принимаемые по обращениям меры способствуют снижению социальной напряженности. Печально, что люди часто обращаются по таким вопросам, которые управляющая компания могла бы решить росчерком пера или разъяснениями.

Шашкой всех подряд не рубим

— Насколько хорошо работают управляющие компании, во многом зависит от местной власти. В каких городах и районах самые недовольные жители?

— Тут надо учитывать не только количество жалоб, но и объем жилого фонда, на который оно приходится. Исходя из этого, лидером по числу обращений является Стерлитамак. Далее следуют Октябрьский, Салават, Сибай, Белорецк. Реже всего жалуются жители Бирска. Из районов наибольшее число обращений поступило из Уфимского, Учалинского, Чишминского районов.

— Что можете сказать о проверках ТСЖ, за которые тоже взялись не по-детски?

— К проверке правомерности создания ТСЖ и законности избрания управляющих компаний мы приступили первыми в России. Президент республики Рустэм Хамитов поставил задачу провести ее в кратчайшие сроки. Потому намерены завершить эту работу в нынешнем году, хотя законом определен срок до 1 марта 2013 года. Проверили уже 910 ТСЖ из 1 тыс. 672. Предписания выданы 549 товариществам, по 188 ТСЖ в суд направлены иски о ликвидации, 129 уже ликвидировано.

Это не говорит о том, что мы рубим шашкой всех подряд. Тем ТСЖ, где нарушения устранимы, которые нормально работают, выдаем предписание, чтобы они в течение шести месяцев привели в порядок документацию, подтвердили свою законность и работали дальше.

Ликвидация ждет товарищества, созданные с нарушением законодательства, когда собрания не проводились, подписи жильцов в протоколах подделывались, и к тому же ненадлежащим образом обслуживающие дома.

Штрафы — из своего кармана

— Введение стандарта раскрытия информации управляющими компаниями широко обсуждалось на всех уровнях. Стала ли их деятельность прозрачнее?

— Ситуация пока сложная. Из 205 управляющих компаний списки жилых домов разместила на интернет-сайтах 191 компания, информацию по сбору и расходованию средств по статье «содержание и ремонт» (что особенно интересует население) — 41 компания и 37 — не в полном объеме. О какой прозрачности можно говорить?

Объяснялось «прохладное» отношение к прозрачности отсутствием жестких санкций для нарушителей. Изменения в Кодексе об административных правонарушениях предусматривают серьезное наказание: за нераскрытие информации на юрлиц наложат штраф до 300 тыс. рублей, на физлиц — до 50 тыс. рублей. При повторных нарушениях руководители компании дисквалифицируются на срок до трех лет.

Минрегионразвития определило единый сайт, где компании обязаны разместить информацию. Сделать это они должны до 1 июля.

— Не получится ли так, что управляющие компании будут оплачивать штрафы из кармана жильцов?

— Такие факты имеются. Схема проста: управляющая компания недодает эту сумму обслуживающей организации, которая, в свою очередь, не полностью оказывает услуги. Чтобы это пресечь, мы прорабатываем совместную с прокуратурой проверку 10 компаний, на которые были наложены наибольшие штрафы. Выясним, из каких средств они их оплатили. По закону они должны делать это за счет своей прибыли либо за счет своего содержания. Но ни в коем случае не за счет жильцов.

Почему не складывается диалог?

— В республике появилась новая структура — домкомы. Насколько эффективно, на ваш взгляд, они работают?

— С домкомами мы активно сотрудничаем, вовлекая их в контрольные функции. Когда наши инспекторы проводят проверку, в ней обязательно участвуют представители домовых комитетов. Смотрят, учатся.

С фактами, когда домкомы были избраны формально, мы иногда встречаемся, но преобладающим я бы это явление не назвал. Помните, как было с ТСЖ — их лихорадочно создавали, чтобы в программу войти. Теперь плоды пожинаем, разбираемся с ними. И домкомы порой избирались без учета мнения собственников, их назначали или выдвигали в них работников ЖЭУ. Если домовой комитет «формальный», это сразу бросается в глаза: его представители избегают участия в проверке или выступают с позиции управляющей компании, а не жильцов. Думаю, время все расставит на свои места.
Насколько эффективно будут работать домкомы, зависит от активности и поддержки населения. Даже если у нас будет 25 — 30 процентов активных домкомов, это огромная помощь, шаг к перелому в ЖКХ.

— Как складывается диалог между домкомами и управляющими компаниями?

— «Несознательность» граждан стала притчей во языцех: управляющие компании в один голос жалуются, что не могут собрать жильцов. Но если вы не можете собрать людей со всего дома, так работайте с домовыми комитетами! Пусть они станут для вас равноправными партнерами. Если же компания не хочет идти навстречу, значит она не заинтересована в открытости, прозрачности расходов. Это однозначно.

Положительные примеры сотрудничества есть в Уфе, Салавате, Туймазах, Ишимбае, где управляющие компании тесно работают с домкомами. В то же время домкомы подтягивают остальных собственников, контролируют деятельность компаний. Все это отражается на содержании дома и качестве услуг.

Довести проверку до конца

— Что сегодня мешает наведению порядка в жилищном хозяйстве?

— Недостаточная активность собственников, недобросовестность управляющих компаний, отсутствие конкуренции, недостаточный контроль местного самоуправления, а также пробелы в законодательстве. Целый ряд законов не имеют нормативных актов, направленных на их выполнение. Так, 123-й федеральный закон предусматривает принятие стандарта и правил управления многоквартирными домами, однако они до сих пор не разработаны. Ждем и другой документ — минимальный перечень работ по содержанию и ремонту домов.

Только 1 сентября 2012 года вступит в силу 354-е постановление, касающееся правил предоставления услуг. Оно призвано устранить недостатки 307-го постановления: решить проблемы расщепления платежей, введения единого платежного документа, платы за общедомовое имущество. Два года бьемся за постановление о порядке осуществления государственного жилищного надзора, учитывающем изменения за последние 20 лет. Пока же инспекция работает по положению, принятому еще в 1990-х годах.

Влияет на эффективность нашей работы и то, что у нас нет полномочий по проверке финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний. По идее, именно мы должны довести проверку до конца, выявив, куда ушли деньги. Однако этот вопрос находится в ведении прокуратуры и МВД, куда мы вынуждены направлять свои материалы. Дело затягивается, люди проявляют недовольство. Мы добиваемся, чтобы эти полномочия были переданы нам.

Ситуация меняется к лучшему

— Как вы считаете, ситуация в жилищном хозяйстве все-таки меняется или мы топчемся на месте?

— С одной стороны, казалось бы, идет рост обращений, выявляется пласт нарушений. С другой стороны, в республике очень многое сделано. Приняты законы, нормативные акты, по инициативе президента Рустэма Хамитова реализуется десяток программ, на которые выделены миллиардные средства. Это капремонт, переселение из ветхого жилья, замена лифтов, освещение населенных пунктов, благоустройство придомовых территорий, реконструкция инженерных сетей. Таких средств в республике еще никогда не выделялось, и главное теперь — их правильно и эффективно использовать.

Что касается жалоб, то это объяснимо. Раньше государство полностью заботилось о жилищном фонде, люди платили мизер и потому терпели. Теперь, когда тарифы высоки, жильцы становятся требовательнее к качеству услуг. Большинство согласно платить, но только если деньги расходуются по назначению. Эти процессы должны быть прозрачными, а у нас зачастую все скрыто. И это людей возмущает.

— Но ведь собираемых средств не всегда хватает на содержание домов, особенно старых. Что делать?

— Каждый орган местного самоуправления должен провести инвентаризацию жилого фонда и разделить его на группы: от относительно новых домов, где денег, собираемых на содержание и капремонт, хватает, до аварийных, проблемы которых можно решить только с помощью средств муниципалитета, республики, федеральной поддержки или дополнительных инвестиций. Инвентаризация уже идет в Уфе, Туймазах, Салавате, Ишимбае, Кумертау. Без этого мы не сможем навести порядок.
Управляющие организации,
нарушающие жилищное
законодательство
(по итогам I квартала)

ОАО «УЖХ Октябрьского района», Уфа
ООО «ЖЭУ», Уфа
ООО «Домоуправление Южный», Уфа
ООО «Радуга», Уфа
ООО «Башжилиндустрия», Стерлитамак
ООО «УК ТЖХ», Стерлитамак
ООО «Коммунальщик», Белорецк
ООО «Городское жилищное управление», Давлеканово
ООО «Ремжилсервис», Уфимский район
ООО «Йорт», Уфимский район
ООО «УО Жилкомсервис», Благовещенск
ООО «УК Жилкомсервис», Белебей
Кстати

1 сентября 2012 года вступит в силу постановление правительства РФ № 354, предусматривающее расщепление платежей. Оно призвано решить проблему долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями, возникающими даже в случае, когда жильцы исправно платят. При расщеплении платежей такая ситуация станет невозможной: средства будут напрямую уходить в ресурсоснабжающие организации, а управляющая компания будет иметь доступ только к деньгам, собираемым на содержание и капремонт.
Между тем

Госдума России рассматривает законопроект, предусматривающий жесткие санкции за подделку протоколов собраний жильцов. Сейчас наказать за это можно только в случае, если доказан факт мошенничества.

Законопроект предусматривает наказание юридических лиц за подделку протоколов штрафом до 200 тыс. рублей, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Чиновников, обязанных контролировать процесс и допустивших нарушения, ждет штраф до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет.
Читайте нас: