Все новости
Право
24 Февраля 2012, 17:56

Выступление министра внутренних дел по РБ Михаила Закомалдина

Сегодня личный состав Министерства и органов внутренних дел трудоспособен, функционален

Министр внутренних дел РБ Михаил Закомалдин
Министр внутренних дел РБ Михаил Закомалдин
В начале своего выступления хотел бы поблагодарить за предоставленную возможность выступить перед столь представительной аудиторией. Рассмотрение на таком высоком уровне вопроса о состоянии правопорядка и деятельности Министерства внутренних дел республики по противодействию преступности я расцениваю как свидетельство глубокой заинтересованности Государственного Собрания - Курултая проблемами правоохранительной направленности и одновременно Вашего стремления способствовать консолидации усилий органов законодательной и исполнительной власти в их решении.

На протяжении последних лет осуществлено многое из того, что намечалось для активизации работы по противодействию преступности, достигнуты определенные позитивные результаты по ряду направлений деятельности органов внутренних дел. Данная работа проводилась параллельно с реформированием МВД, создана принципиально новая законодательная база для сотрудников, серьёзным изменениям подверглась организационная структура министерства.

Значительная помощь и поддержка в вопросах укрепления правопорядка нам оказывается со стороны Президента Республики Башкортостан Хамитова Рустема Закиевича, Правительства республики, глав администраций городов и районов. Успешному решению задач борьбы с преступностью способствуют действующие целевые Программы правоохранительной направленности, финансирование которых осуществляется в срок и в полном объеме.

Как пример хочу отметить действующую Программу профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2012 год, с подпрограммой «Безопасный город» с предусмотренным финансированием из республиканского бюджета в размере 36,5 млн. рублей.
Также, хочу поблагодарить депутатский корпус Государственного Собрания республики, который всегда с пониманием относится к нашим проблемам. Только в 2011 году по инициативе министерства внутренних дел, Государственным Собранием - Курултаем приняты законы РБ "Об охране общественного порядка в Республике Башкортостан", "Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время", а также новый Кодекс республики "Об административных правонарушениях".
Необходимость их принятия была обусловлена отсутствием в российском законодательстве норм, предусматривающих ответственность за отдельные общественно-опасные деяния. Не вызывает никаких сомнений, что правоприменительная практика, базирующаяся на этих законах, подтвердила актуальность их принятия в нашей республике.

Всем известно, что несовершенство социально-экономических условий способствует рождению преступности в различных проявлениях, а слабость правовых и морально-этических норм в обществе порождает ее безнаказанность.

Для устранения таких негативных явлений, нами предпринимается комплекс необходимых организационно-практических мер, в пределах компетенции, отведенной органам внутренних дел.

В результате, оперативная обстановка на территории республики за истекший год характеризуется снижением общего массива зарегистрированных преступных посягательств почти на 4 тысячи преступлений.

Тенденции снижения числа совершенных преступных деяний схожи, как в среднем по РФ, ПФО, так и по сравнению с соседними регионами.

Уровень доверия граждан, являющийся сегодня одним из основных критериев оценки деятельности полиции, в республике традиционно превышает средние значения по Российской Федерации. Так, результаты проведенного Всероссийским Центром исследования общественного мнения показали, что уверенность в защищенности своих личных и имущественных интересов выразили 53% опрошенных жителей Башкирии – это самый лучший показатель по группе регионов России, куда входит наше министерство. Положительно оценили работу полиции 47% граждан. Показатель доверия демонстрирует положительную динамику по сравнению с двумя предыдущими годами и в целом остается выше среднего по стране. Согласно выводам данного независимого Центра – в нашей республике граждане лучше всего относятся к органам внутренних дел.
Безусловно, мы должны вдвойне дорожить тем доверием граждан, о котором свидетельствуют приведенные цифры социологических исследований.

Конечно, утверждать о значительном улучшении криминальной обстановки и ставить это только в заслугу полиции было бы неправильным. Объективно говоря - это процесс постоянно меняющегося правового поля, в котором нам приходится работать.

В то же время мы также не стоим в стороне. Удалось добиться сокращения количества тяжких и особо тяжких преступных посягательств, в т.ч.: убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть граждан, разбойных нападений, грабежей.

Активнее велась работа по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – 3514 факта. Повышена эффективность деятельности по декриминализации экономики республики (пресечено 6494 преступления). Сохраняется позитивная динамика в борьбе с проявлениями коррупции. Полицией выявлено более полутора тысяч преступных посягательств против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К уголовной ответственности привлечены около 100 взяточников.

Обеспечена охрана общественного порядка при проведении более 3 тысяч массовых мероприятий, в том числе около 1,5 тысяч публичных. При этом, удалось снизить количество совершенных преступлений в общественных местах и на улицах.

В целом, в истекшем году органами внутренних дел республики раскрыто свыше 40 тысяч преступлений, в том числе около 10 тысяч – категории тяжких и особо тяжких. Установлены виновные в совершении более 300 убийств, около 1 тысячи фактов причинений тяжкого вреда здоровью гражданам, свыше полутора тысяч грабежей и почти 400 разбойных нападений.
Далее, позвольте остановиться на ряде приоритетных направлений деятельности ОВД, а также осветить ряд проблемных вопросов, требующих по нашему мнению, законодательной корректировки.

Учитывая специфику нашего региона, а в республике проживает представители более 130 национальностей и народов, в числе основных и наиболее актуальных задач в деятельности ОВД сегодня остается противодействие проявлениям террористического и экстремистского характера.

К сожалению, указанное направление для нас не теоретическое. Свою главную задачу сегодня мы видим не в выявлении а профилактике экстремизма. Анализируя сегодняшнюю ситуацию, можно сделать вывод о том, что обстановка остается напряженной, в связи с непрекращающимися попытками осуществления противоправной деятельности участниками экстремистских организаций. Ежегодно на территории республики нами пресекается деятельность целого ряда запрещенных судом экстремистских организаций.
В целом, за истекший год количество зарегистрировано 27 преступлений.

Приоритетным направлением в текущем году определена защита интересов личности, общества и государства в сфере экономики.
В истекшем году выявлено более трех тысяч экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, а также организованными преступными группами или группами лиц по предварительному сговору. В суды направлены уголовные дела по 4,5 тысячам экономических преступлений, следствие по которым обязательно.

Одним из проблемных направлений в указанной работе остается деятельность по пресечению незаконной деятельности игорных клубов.

В 2011 году сотрудниками ОВД республики осуществлены проверочные мероприятия и пресечена деятельность 517 игорных заведений, изъято более 10 тысяч единиц игровых аппаратов. По материалам проверок возбуждено и расследуется 46 уголовных дел.

По поступающей информации, в том числе и от жителей республики, на территории республики отмечается периодическое функционирование игровых (развлекательных) клубов в «закрытом режиме». Самое большое количество остается в Калининском, Советском районах и в микрорайоне «Сипайлово» г. Уфы, а также в городах Салават и Стерлитамак.

Основная проблема, почему такие заведения «растут как грибы» - несовершенство законодательной базы в данном направлении.
В действующей редакции УК РФ состав преступления, предусмотренный ст. 171 прим.2 УК РФ (Незаконная организация и проведение азартных игр) является материальным, то есть признается оконченным с момента извлечения организатором игорного бизнеса дохода в крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 1,5 млн. рублей.

Практика работы показывает, что какая-либо бухгалтерская документация у организаторов игрового заведения полностью отсутствует, «черновые» записи практически не ведутся, статистика игровых аппаратов ежедневно «обнуляется». В связи с чем доказать получение дохода в крупном размере (более 1,5 млн. рублей) является проблематичным, чем и пользуются организаторы незаконного игорного бизнеса.

Вместе с тем, Федеральным законом от №244-ФЗ - 2006 года определено, что на территории Российской Федерации деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов запрещена, т.е. не должна существовать «в принципе», за исключением специальных игорных зон. Но бороться пока приходится с «головами гидры» - отрезали одну, появилась новая, а то и две.

В связи с этим, хотел бы попросить наших уважаемых депутатов, со своей стороны, выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу ФС РФ о внесении дополнений в ст. 171 прим. 2 УК РФ. В частности, дополнить статью, что вне пределов специальных игорных зон, состав преступления должен быть формальным, т.е. признаваться оконченным с момента организации и проведения азартных игр, без учета извлечения организатором игорного бизнеса какого-либо дохода.

Не для кого не секрет, что в стране продолжаются процессы активного проникновения криминала в экономику, органы власти и управления. Его деятельность направлена на расширение контроля за наиболее доходными сферами легального и нелегального бизнеса, совершение незаконных крупномасштабных посягательств в финансово-кредитной и внешнеэкономической сферах.

В этой связи, нами значительно активизирована работа по пресечению деятельности организованных групп и преступных сообществ. В результате в два раза возросло число выявленных с их стороны преступных посягательств (1560). Пресечена деятельность 150 лидеров и активных участников организованных групп. Раскрыто 7 фактов бандитизма.

В суды направлены уголовные дела в отношении участников организованной группы, причастной к совершению вооруженного разбойного нападения на территории г. Октябрьский в марте 2010г. и группы, изобличенной в 2 вооруженных разбойных нападениях на территории городов Уфа и Ишимбай, совершенных в 2008 и 2009 годах, а также преступной группы, состоявшей из лиц цыганской национальности, причастных к ряду тяжких преступлений как на территории нашего региона, так и Республики Удмуртия.

В качестве ключевой задачи на сегодняшний день остается профилактика преступлений, в том числе по месту жительства.
Основным звеном в организации предупреждения и пресечения преступлений, административных правонарушений является служба участковых уполномоченных полиции. В истекшем году ими раскрыто более 10,5 тысяч преступлений. Осуществляется контроль за поведением 95 тысяч лиц, состоящих на профилактических учетах, в том числе 32 тысяч хронических алкоголиков, 6,5 тысяч лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, более 5 тыс. наркоманов.
В соответствии с законом РБ «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы» в прошедшем году органами внутренних дел оказана помощь в трудоустройстве около 2 тысячам граждан.
Проводимая в этой части работа позволила снизить количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве, в том числе убийств и причинений тяжкого вреда здоровью граждан.

Особое место в реализации государственной системы профилактики правонарушений отводится предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В целях комплексного решения данных проблем в истекшем году МВД по РБ организован и проведен целый ряд широкомасштабных оперативно-профилактических мероприятий, таких как «Полиция и дети», «Подросток», «Жизнь без наркотиков».

Принимаемые меры позволили добиться сокращения подростковой преступности более, чем на 13%, снизить число совершенных несовершеннолетними групповых, тяжких преступлений, в том числе убийств, грабежей, разбойных нападений, угонов автомототранспорта, краж всех форм собственности.

Организован комплекс мер по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, неисполнению обязанностей по воспитанию детей. Так, за 2011 год сотрудниками ОВД установлено почти 100 фактов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений и более 250 - неисполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

В то же время, в данной общественно – значимой работе имеется ряд нерешенных вопросов.

Так, в соответствии со ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации изъятие детей из семьи при непосредственной угрозе их жизни и здоровью может осуществляться только органами опеки и попечительства. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда такое решение требуется незамедлительно принять в вечернее время, выходные и праздничные дни. Специалисты органов опеки и попечительства в этот период не работают.

В этой связи считаем целесообразным инициировать вопрос о внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации, в части предоставления права органам внутренних дел, в случаях незамедлительного принятия решения об изъятии детей в вечернее или ночное время при непосредственной угрозе их жизни и здоровью, производить данные действия самостоятельно на основании постановления начальника органа внутренних дел с последующим информированием прокурора и органов опеки о произведенных деяниях в течение 24 часов.

Осуществляется широкий комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Результатом целенаправленной деятельности явилось некоторое снижение в отчетном периоде количества дорожно-транспортных происшествий, а также числа раненых в них людей.
Сократилась аварийность с участием водителей, управлявших автомототранспортом в состоянии опьянения. Меньше совершено ДТП С участием детей и подростков.

В то же время, возросло число ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, в результате совершения которых погибли почти 200 и получили ранения свыше 1,5 тысяч человек.
В целом, за 2011 год к различным видам административной ответственности привлечено почти полтора миллиона участников дорожного движения. Наложено свыше 1 млн. штрафов на общую сумму около 300 млн. рублей.

При этом, сегодня остро обозначилась следующая проблема.
В соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, при выявлении сотрудниками ГИБДД грубых нарушений правил эксплуатации и управления транспортным средством применяется его задержание, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства (эвакуатора) и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).
6 мая 2011г. вступил в законную силу Федеральный Закон от 21.04.2011г. № 69-ФЗ, определяющий порядок взимания платы за перемещение транспортного средства и его хранения на специализированной стоянке, в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Вступление в законную силу данной нормы законодательно определено на 1 июля 2012 года.

На основании изложенного с этого момента на территории нашего региона должен действовать соответствующий закон Республики Башкортостан. Письмо по данной проблематике нами уже направлено в Правительство республики.

Выполнение задач борьбы с преступностью невозможно без решения кадровых вопросов. Депутатскому корпусу известно, что на протяжении более полутора лет МВД подверглось масштабному реформированию. Более чем на 20%, а это 5,5 тысяч, уменьшилась штатная численность подразделений органов внутренних дел. Проведена внеочередная аттестация всех без исключения сотрудников.

В качестве стратегической линии реализуются мероприятия, направленные на обеспечение и придание системе органов правопорядка социально ориентированного характера. Сегодня деятельность МВД республики осуществляется в режиме максимальной прозрачности, в постоянном контакте со СМИ, представителями гражданских и общественных организаций.
Только в истекшем году руководством министерства принято участие в 450 бриффингах по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью, 67 прямых линиях, 150 круглых столах, 825 встречах с трудовыми коллективами и общественными объединениями. Проведено 228 пресс-конференций. Опубликовано около 9 тысяч материалов правоохранительной направленности.

Осуществлено около 300 приемов граждан в общественной приемной МВД, на которых принято с различными обращениями свыше 700 посетителей. Всего же, с учетом выездных приемов принято почти 16 тысяч граждан.

Для создания эффективной системы общественного контроля за деятельностью органов и подразделений внутренних дел республики в деле обеспечения прав человека, при МВД по РБ и на местах действуют консультативно-совещательные органы – Общественные Советы, в состав которых входят руководители и представители ведущих средств массовой информации, государственных, общественных и правозащитных организаций, занимающихся вопросами обеспечения прав человека.
В заключение хотел бы отметить - мы стараемся критически оценивать свою работу. Мы видим и осознаем собственные просчеты, прилагаем все усилия к их искоренению.
Сегодня личный состав Министерства и органов внутренних дел трудоспособен, функционален и при поддержке руководства республики, депутатского корпуса, в тесном взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами, способен осуществлять возложенные обязанности по защите прав и свобод граждан, а также обеспечению правопорядка и безопасности.
Читайте нас: