В едином дне голосования 2024 года в России приняли участие 27 миллионов избирателей, каждый из которых с 6 по 8 сентября отдал предпочтение партиям и кандидатам в более чем четырех тысячах избирательных кампаниях.
Сентябрьские выборы стали своего рода «маркерными» для парламентских партий: во многом их итоги определили расстановку сил перед парламентскими выборами 2026 года.
Мы попросили экспертов оценить перспективы парламентской пятерки партий в следующих электоральных циклах.
Это отмечает и Александр Кобыскан, старший научный сотрудник центра социокультурного анализа Института стратегических исследований ГБНУ АН РБ.
– В этом году состоялись две волны избирательных кампаний, потому есть возможность проследить активность политических партий и определить, с какими задачами они столкнутся перед кампанией в Госдуму в 2026 году, – говорит эксперт.
– У «Единой России» выборы прошли в целом спокойно и прогнозируемо. Тем не менее, взятый курс на увеличение числа кандидатов-участников СВО в будущем может существенно «уплотнить» список региональных выдвиженцев, а работа отделений в субъектах федерации теперь больше влияет на репутацию и самой партии, и губернаторских команд, – свой анализ он начал с партии власти. – Статус КПРФ как «партии второго выбора» ряд федеральных экспертов решили оспорить по итогам сентябрьских выборов, что кажется несколько преждевременным. Действительно, партия потеряла долю своего электората в сравнении с 2018 годом. Тем не менее бренд КПРФ устойчив, и при решении внутрипартийного управленческого кризиса, связанного с задачей смены поколений, вопроса о сохранении фракции коммунистов в новом составе Госдумы возникнуть не должно.
По мнению спикера, кризис идентичности проявился в ЛДПР:
– Яркого лидера-идеолога во главе партии уже нет, а ключевые идеи и ценности во многом пересекаются с тем, что предлагает «Единая Россия», – считает Кобыскан.– Если тенденция сохранится, то в 2026 году речь будет идти о борьбе не за второе, а максимум за третье место. У «Справедливой России» обозначился комплекс проблем: это потеря рейтингов на фоне отказа от выдвижения своей кандидатуры на выборах Президента России: теперь по стране поддержка стабильно колеблется в районе 4 процентов. Сейчас партия вынуждена «отстраиваться» от всех – патриотическую тему поддерживают все парламентские и большинство непарламентских партий. При этом у «левого» электората есть более понятная альтернатива в виде КПРФ, «Партии Пенсионеров» и «Коммунистов России». На «либеральном» и молодёжном поле серьезную конкуренцию справедливороссам составят «Новые люди». Фактором успеха могут стать региональные команды, яркий тому пример – Челябинская область. Если Справедливая Россия в Госдуме и получит своих представителей, то это будет преимущественно за счет одномандатников.
Говоря о «Новых людях», эксперт счиатет, что они хорошо о себе заявляют в крупных городах, особенно среди студенчества и предпринимательского сообщества.
– Но за пределами крупных городов далеко не все ещё знают, что это за партия и какая у нее программа, – уточняет при этом Александр Кобыскан. – Без хорошей кампании по самопрезентации, серьезного расширения электоральной базы и создания сети местных отделений уровень поддержки не превысит 7 процентов. Таким образом, у всех парламентских партий перед 2026 годом имеется определенный круг проблем, от их решения напрямую будет зависеть итоговый результат.
Фото: Раиф БАДЫКОВ