Все новости
Политика
12 Июня 2020, 10:10

Илишевский самородок

Талгат Рахманов призывал никогда не обольщаться успехами. Статистика всегда нуждается в пересмотре и обновлении, потому что общество в каждую эпоху выдвигает своих кумиров, сыновей и дочерей, добивающихся выдающихся результатов в труде.

Башкирская энциклопедия сообщает, что с 1938 по 1991 год звания «Герой Социалистического Труда» в нашей республике удостоено более 210 человек. Естественно предположить, что с начала девяностых эта цифра претерпела некоторые изменения.
23 июня 1966 года звание Героя присвоили первому секретарю Илишевского райкома партии Талгату Лутфулловичу Рахманову. Кроме того, у него было много и других наград. Ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны. Скептики могут сказать, что награды сопутствовали Рахманову как руководителю района. Но признаемся, редко кто из секретарей райкомов носил звание Героя Социалистического Труда. Немногие знают, что Талгат Лутфуллович Рахманов прошел огромную жизненную школу.

Ночевали рядом с комбайнами

Родился 15 июня 1920 года в деревне Абдулино Илишевского района. Окончил школу, работал бригадиром в колхозе «Кызыл Байрак» («Красное Знамя»). В хозяйстве в те годы еще пахали на быках, лошадях, а то и на коровах. Шесть лет отслужил в погранвойсках на Дальнем Востоке, награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».
В 1947 году, сразу после демобилизации, его назначили редактором районного радиовещания. Но не прошло и трех месяцев, как молодой человек выдвигается на партийную работу — пока на скромную должность пропагандиста. В последующие годы назначения по партийной линии шли по нарастающей. Два года Талгат Лутфуллович проработал и председателем райисполкома. Четверть века, до ухода на пенсию в 1987 году, Рахманов возглавлял Илишевскую районную партийную организацию.
— У нас замечательный народ, — не раз повторял он. — Человеческий фактор — самый главный. Я и сейчас перед каждым илишевцем могу шапку снять и голову склонить. Мы всегда находились среди народа. Комбайнеры во время жатвы спали возле комбайнов, домой никто не уходил, и мы, партработники, ездили по полям, рядом с ними и ночевали. Весь аппарат райкома партии, райкома комсомола, управления сельского хозяйства был всегда среди народа, — признавался Талгат Лутфуллович. — Я просил руководителей района и хозяйств никогда не обольщаться успехами. Требовал, но и не боялся доверять, двигать вперед молодые кадры, молодых специалистов.
Основной принцип в подборе и выдвижении кадров — профессионализм. Многие доверие оправдали. В районе семь человек стали Героями Соцтруда, многие были награждены орденами и медалями. Они заслужили это своим великим трудом.

Невесту посадил на коня

Вспоминал те годы Т. Рахманов так:
— Вместо одного дома по плану старались строить три. Кирпич, стройматериалы сами находили. Так возводили не только дома, но и дороги. На дорожное строительство нам выделяли 450 тысяч рублей ежегодно, а строили мы на 1 миллион 600 тысяч за счет того, что другие районы этим не занимались, а республике тоже надо выполнять план по дорожному строительству.
Как правило, все делегации, приезжавшие в республику, из Уфы направляли в Илишевский район, ведь он был образцово-показательным.
— Действительно, за время моей работы район посетило более трехсот делегаций, в том числе возглавляемые первыми секретарями обкомов партии, — вспоминал через много лет Т. Рахманов. — Был министр сельского хозяйства СССР Валентин Карпович Месяц, трижды — председатель Геннадий Иванович Воронов. Приезжали делегации из ГДР во главе с секретарями Галльского окружкома и ЦК СЕПГ, из Польши секретари 25 воеводств, делегации Общества советско-индийской дружбы, работники госбезопасности из Чехословакии, Монголии. Это было ответственно. И мы старались быть на высоте, работать еще лучше.
Журналисты порой стремились задавать Рахманову и каверзные вопросы. Когда ему уже шел 82 год, его спросили:
— Талгат Лутфуллович, расскажите, как вы женились?
— Думаете, память подведет? Напрасно. Был я в казачьей станице Алексеевка на конноспортивных состязаниях. В поселке по традиции победителей поздравляли женщины. К моему коню подошла милая, красивая девушка и вручила мне большой букет цветов. Я поднял ее, посадил впереди себя на седло и манежным галопом поехал на конкур. Перед «стеной» повернул коня, остановил напротив трибуны, откуда за нашим действом наблюдало командование отряда, бережно опустил ее на землю и громко сказал: «Это моя жена!».
В тот день мы с Раечкой и решили пожениться. С Раисой Григорьевной мы прожили долгую счастливую жизнь. Русская по национальности, она изучила наши обычаи и в совершенстве овладела татарским языком. К большому несчастью, она умерла после операции.

За чашкой чая с Горбачёвым

Благодаря редкому авторитету, Талгату Лутфулловичу приходилось доставать для района то одно, то другое…
В Москве был, например, на приеме у министра сельского хозяйства РСФСР Владимира Мацкевича по вопросу получения минеральных удобрений — в тот год башкирский фонд оказался недостаточным. Удобрения выделили не только из фонда РСФСР, но и из союзного. В 1984 году был у Михаила Горбачева.
Впервые они встретились в Дюртюлинском районе, когда в 1982 году Горбачев приезжал в нашу республику. Знакомство пригодилось, когда в Москве пришлось «пробивать» вопрос об отводе от магистрального газопровода 60-километровой ветки до Верхнеяркеево через Дюртюлинский район. Когда проблему не смогли решить в Уфе, Рахманов решил обратиться непосредственно к Горбачеву. В Кремле Михаил Сергеевич быстро принял его. Пили чай, Горбачев интересовался, как живут крестьяне. «Работают хорошо, — сказал Рахманов, — много гостей приезжает из Союза и из-за рубежа, а вот печи приходится топить коровяком. Из-за отсутствия газа!». Горбачев засмеялся, сказал Талгату Лутфулловичу: «У тебя бумажка с собой?». Он положил на стол готовое письмо. Михаил Сергеевич тут же наложил резолюцию, вопрос был решен положительно.
Самое главное жизненное кредо Рахманова — оправдать доверие! Он всегда чувствовал себя в долгу перед теми, кто возлагал на него какое-то серьезное дело. Без оговорок и скидок на трудности старался выполнить его.

Всесоюзная слава

В 1965 году заканчивалась семилетка, страна подводила итоги. В Башкирии, например, на 140 процентов увеличился объем валовой продукции земледелия и животноводства. На 300 тысяч гектаров выросли посевные площади. Поднялась урожайность полей. Сборы зерновых повысились, по сравнению с предыдущей пятилеткой, в полтора раза. Ежегодные заготовки зерна по отношению к 1954 — 1958 годам возросли на 75, мяса и молока — на 87 процентов. Лучших показателей достигли в Илишевском и Дюртюлинском районах. По итогам семилетки первые секретари этих районов стали Героями Социалистического Труда.
1966 год стал для республики годом, урожайным на золотую медаль «Серп и Молот». Вышло два Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта и 23 июня о присвоении звания Героя Социалистического Труда. На всю страну прогремели тогда имена башкортостанцев. Перелистав тексты указов, можно было насчитать 25 фамилий из Башкирии. Это редкий факт в истории республики, когда 25 рядовых тружеников сельского хозяйства получили высшую степень отличия. Такого триумфа республика уже не увидит, поскольку это звание отменили еще в 1991 году. Награда окрылила Талгата Лутфулловича. Он сделал все возможное, чтобы в юбилейном 1967 году колхозы района получили по 25 центнеров зерновых на круг, а на следующий год — 28,4 центнера. Это был невиданный для Башкирии урожай.
…Стояли необыкновенно ласковые июньские дни. Мы с женой, как было уже заведено давно, приехали на курорт «Красноусольский». Что примечательно, здесь всегда, особенно в летнюю пору, можно было встретить известных, а то и знаменитых людей со всех концов страны. Вот и тогда, выйдя после лечебных процедур на прогулку, застали Талгата Лутфулловича отдыхающим на скамье. Рядом — молодая женщина, оказалось, его дочь Римма, доцент Башгосмедуниверситета.
Пройти мимо, только поздоровавшись, у нас не получилось, тем более Рахманов сразу узнал меня, и лицо его осветилось всегда очаровывавшей людей улыбкой. Хорошо поговорили, вспомнить нам было что. Заметки, предлагаемые вам, дорогие читатели, — это только осколки тех воспоминаний и того, что осталось в памяти от прежних встреч.
Талгат Лутфуллович оставил нас в августе 2010 года. Примечательное время, когда земля-матушка освобождается от святого бремени — урожая. Но ненадолго, потому что уже в августе в ее лоно лягут семена урожая года следующего. И так — из года в год, вечно, пока живы такие люди, как Рахманов, рыцари Земли и поклонники Хлеба.
Читайте нас: