Все новости
Политика
5 Марта 2014, 15:18

Точки роста

Об агропромышленном комплексе, искусстве врачевания и общенациональной идее

Римма Утяшева.
Римма Утяшева.
Римма Утяшева принадлежит к числу немногих узнаваемых женщин-политиков республики — всегда открытая для общения, неравнодушная к происходящему вокруг, активная в законотворчестве и работе со своими избирателями. Акушер-гинеколог по профессии, сотни и тысячи раз причастная к таинству появления на свет человека, в прошлом созыве Госсобрания она трудилась и над рождением регионального бюджета.

В нынешнем, пятом составе парламента работает заместителем комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию.
— Римма Амировна, куда логичнее было бы видеть вас, многие годы возглавлявшую медицинскую часть самого крупного 4-го роддома республики, в профильном комитете, курирующем вопросы здоровья.

— Так получилось, что судьба после 25 лет работы врачом направила меня в депутатский корпус. Хотя до прихода в Госсобрание, будучи начмедом 4-го роддома, я уже имела опыт депутатской деятельности в горсовете Уфы. Думаю, такая моя активность обусловлена профессией: депутатскую работу, подразумевающую в первую очередь помощь людям, я восприняла как часть врачевания. Ведь к депутату, как и к доктору, идут с болью, проблемами.
В этом аспекте для меня ничего нового нет.

В прошлом созыве, когда меня выбрали заместителем председателя комитета по бюджету, многому пришлось учиться заново. Помогли знания, полученные еще в мединституте, когда на занятиях по организации здравоохранения мы рассматривали и вопросы бюджета.
Важно, конечно, что рядом работали большие профессионалы. Вместе мы искали ответы на разные финансовые вопросы, главным из которых был и остается — как привлечь больше средств в региональный бюджет?

Сейчас я вплотную занимаюсь проблемами агропромышленного комплекса и экологии.
Некоторые, как и вы, этому удивляются. Но мне как врачу эта тема очень близка. Что такое здоровый образ жизни? Это качественные продукты, чистые вода и воздух, это сохраненные природные парки, это культурный отдых, наконец. Всем этим как раз и озадачены я и мои коллеги по комитету.

— В своем Послании Государственному Собранию республики президент, говоря о точках роста, на первом месте назвал агропромышленный комплекс. Вы согласны, что это та сфера, которая может приносить хорошие пополнения в бюджет?

— Конечно, ведь потенциал здесь немалый. Например, семеноводство. Устойчивость земледелия немыслима без хорошо налаженного семеноводства. Высококачественные семена в современных условиях — самый низкозатратный, дешевый фактор и в то же время сильно влияющий на увеличение производства зерна. Считаю, развивать селекцию и семеноводство нам необходимо не только для нужд республики, но и для реализации семян в других регионах.

Другой вопрос — животноводство. О какой продовольственной безопасности может идти речь, если больший процент мяса в республике, впрочем, как и во многих регионах России — завозной? Не трудно представить себе его качество. Пора встать на защиту местного производителя свинины и говядины, чтобы ему стало выгодно вкладывать инвестиции именно в этот сектор экономики. Природные парки, экотуризм — для нас это вообще неизведанные темы. Маркетинговые исследования на предмет популярности нашей республики у любителей активного отдыха уже не требуются: каждый год с ранней весны до поздней осени Башкортостан посещают сотни тысяч туристов-«дикарей». Создание индустрии туризма для нашего региона уже стало жизненной необходимостью. Пора внедрять приоритетные направления развития территории, привлекать инвесторов, разрабатывать механизмы кредитования и стратегию создания инфраструктуры. В качестве исполнителей могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие, бюджетные организации. И тогда природные ресурсы республики не только станут «работать» на пополнение бюджета, но и сыграют на ее имидж. Над решением этой проблемы в Госсобрании сейчас идет активная работа.

— 70 процентов бюджета республики имеет социальную направленность, то есть его львиная доля уходит на погашение обязательных выплат: пособий, зарплат, льгот, дотацию коммунальных услуг. Возможен ли в современных условиях прорыв от бюджета выживания к бюджету развития?

— Социальная сфера, так уж сложилось исторически, изначально поставлена в такие условия. Урезать в этой части бюджет — значит, оставить без элементарной защиты детей, стариков, бюджетников. Мы должны, с одной стороны, создавать новые рабочие места, стимулировать новые доходы, обеспечивая дополнительные поступления налогов как источников роста бюджета, с другой — не забывать о социальных расходах. Но чрезмерное увеличение последних приведет к тому, что бюджет развития региона будет сдерживаться в росте. А хотелось бы, чтобы он увеличился, поскольку новые инвестиции позволяют решать и социальные проблемы. Ведь работающий человек, получающий устойчивый доход, меньше нуждается в социальной поддержке.

На экономический сектор экономики у нас остается 30 процентов. Маловато, конечно. Но ведь это та область народного хозяйства, которая в состоянии зарабатывать сама. Прежде всего я имею в виду развития востребованных в современных условиях направлений.
Возможности для этого есть. Например, производство качественных, экологичных товаров. Каждый разумный человек ищет продукты местного производителя — зарубежный себя успел дискредитировать в плане качества. Программа «Продукт Башкортостана», думаю, потому и пользуется такой популярностью. Сейчас мы предлагаем всем продуктовым магазинам организовать у себя отдельные яркие прилавки «Сделано в Башкортостане». Необходимы преференции и самим местным производителям.

Нельзя дать угаснуть селу. И прежде всего, на мой взгляд, там следует строить жилье, восстанавливать работу клубов, кинотеатров, больниц, детских садов. Ведь сельская молодежь хочет иметь все те блага цивилизации, которые имеют их сверстники в городе.
Это объективная реальность, с которой надо считаться и инвесторам, приходящим в село, и федеральной власти, и нам, законодателям. Кое-что в этом плане мы делаем. К примеру, молодые врачи, приезжающие работать на село, имеют неплохую материальную поддержку.

— Если коснуться здравоохранения, интересно вот что: в последнее время постоянно говорят об этике отношений врача и пациента, подчеркивают, как не хватает у нас доброго отношения докторов к больным… Что, проблем в отрасли больше нет?

— Просто вопросы обеспечения материальной базы очень активно решались на протяжении многих лет и долгое время были у всех на слуху: модернизация, оптимизация, реформирование, высокие технологии… Понимая всю важность здравоохранения, государство вкладывает в отрасль миллиарды рублей. В республике только на решение задач программы модернизации здравоохранения за последние три года направлено около 17 миллиардов.
Думаю, медики реально ощутили на себе, как в лучшую сторону меняются условия их работы. Но вместе с этим должно расти и качество медицинской помощи, культура работы с людьми. Никакая самая современная аппаратура не решит проблемы качественного лечения, если не будет профессиональных докторов. Основное большинство врачей — альтруисты, специалисты от бога, сопереживающие и сочувствующие. Но и среди нас есть случайные люди, со своей ложкой дегтя.

Я всегда говорю студентам: когда общаетесь с пациентом, представьте, как бы вы лечили свою маму. Так меня наставляли мои учителя. Врач определяет безопасность государства.
Я так рассматриваю нашу профессию, ведь только здоровый человек может трудиться, созидать.

— Впервые в истории башкирского парламента в его состав вошли представители шести партий. В прошлом созыве было только две. Новички-партийцы вносят свою лепту в работу Госсобрания, она стала интереснее, активнее?

— Да, безусловно. Вообще, хочу сказать, что в парламент пришли люди новые, молодые, амбициозные. Этот созыв другой, более креативный. И с представителями разных партий мы работаем как одно целое. Например, общаясь с членом КПРФ Рифгатом Гардановым, понимаю, что предлагаемые им социально направленные идеи мне очень близки. Или член партии «Альянс зеленых» Руфина Шагапова, активно занимающаяся проблемами экологии, — она тоже лоббирует вопросы, которые я считаю крайне важными. С представителями ЛДПР общаюсь на заседаниях рабочих групп. Пустой критики нет, ребята всегда выходят с дельными предложениями. В каждой партии есть рациональные идеи, и они не заоблачные, они в правовом поле. Когда мы объединим их вместе, получится прекрасный букет. Мы стремимся прийти к единому знаменателю.

— В последнее время на самом высоком уровне заговорили о том, что стране нужна общая национальная идея. Что ею может стать, на ваш взгляд?

— Патриотизм. Только патриотизм, любовь к своей Родине. Для нас привычным, если не обязательным, стало ругать себя! Мы, как та унтер-офицерская вдова, хлещем себя по поводу и без. У нас такое неуважение к истории страны! Возникают какие-то странные вопросы — нужно ли было воевать, не проще ли было сдать осажденный Ленинград, кто победил? Такую ерунду несут! К сожалению, в жизни много несправедливого. Появилась существенная разница между богатыми и бедными. Это, конечно, удручает. Обижены пенсионеры, люди, которые создавали наше государство. Я по своей маме сужу, в прошлом учительнице. Она видит, что мы хорошо живем — все сыты и обуты, в домах тепло, пенсии получают вовремя.
Но она не понимает, почему так низко оценивается труд земледельца, почему профессия учителя потеряла престиж, почему таким неуважаемым стал труд дворника и нужно привлекать для этой работы так называемых гастарбайтеров?

Нам надо избавляться от равнодушия. Снова научиться уважать друг друга, слушать и слышать. Мы должны объединиться. Наше государство только благодаря величайшему единению сумело противостоять фашизму. И сегодня мы преодолеем трудности. Ведь наш народ не избалованный, не привыкший к роскоши, он умеет трудиться. Мы, наши дети, внуки должны осознать, что сильная Россия нужна только нам, россиянам.
Читайте нас: