Открывая в Уфе заседание Совета по межнациональным отношениям, президент Владимир Путин выразил недовольство темпами реализации стратегии национальной политики до 2025 года.
— Прошел год после принятия стратегии, а должная работа до сих пор не начата, — заметил он. — Соответствующие программы разработаны только в девяти регионах, и они носят формальный характер.
Президент России напомнил, что ситуация в Бирюлево стала возможна из-за невнимания местных властей к жалобам жителей микрорайона. «Они годами не могли достучаться до властных кабинетов, — сказал Путин, — в итоге мы получили подобную ситуацию». Он заметил, что чиновники «редко встречаются с людьми, выбирая кабинетный стиль работы». По мнению президента, возможно стоит подумать о составлении «трудовых карт», определяющих потребности регионов в дополнительной рабочей силе.
Тема миграционной политики и межнациональных отношений в России приобрела особую остроту две недели назад, когда в московском микрорайоне Западное Бирюлево после убийства молодого человека вспыхнули волнения. По подозрению в преступлении был задержан гражданин Азербайджана, власти провели зачистку рынков и овощных баз столицы. Вновь в обществе возобновились дискуссии по поводу засилья в крупных городах нелегальных мигрантов: Россия за последние годы вышла на второе место в мире после США по числу приезжих. Противники подобного явления указывают на возможную угрозу «размывания» коренных этносов, защитники же обращают внимание на невозможность дальнейшего экономического роста без дешевой рабочей силы.
Накануне визита в Уфу президент РФ подписал закон об ответственности региональных и муниципальных властей за межнациональные конфликты. Теперь можно будет отправить в отставку мэра за то, что тот не сумел предотвратить такой конфликт.
Закон наделяет регионы полномочиями по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, предотвращению дискриминации. Теперь регионы отвечают за социальную и культурную адаптацию мигрантов. Закон рассматривался неспешно с февраля нынешнего года, но последние события помогли ускорить его принятие.
В СМИ также ранее прошла информация, что в министерстве регионального развития России может появиться должность замминистра по межнациональным отношениям. Основным кандидатом на этот пост называют бывшего главу Ивановской области Михаила Меня. Все эти меры, впрочем, приведут к положительному результату лишь в том случае, если приезжие ассимилируются в местную культурную среду. Как этого достичь, и обсуждали во вторник члены совета при президенте России.
Совет является совещательным и консультативным органом при президенте России, он обеспечивает взаимодействие федеральных органов власти, властей регионов и муниципалитетов, а также общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов национальной политики. Совет возглавляет Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин обсудил в Уфе с муфтиями духовных управлений мусульман страны реализацию национальной политики в регионах. В частности, решение кадрового вопроса, социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. В. Путин считает необходимым восстановить российскую исламскую богословскую школу. «Инициатива должна перейти к вам, нельзя отдавать ее в руки неформальных лидеров, которые, как правило, являются сторонниками экстремистских идей», — подчеркнул он.
Выступая перед собравшимися, президент страны напомнил о трагедии в Волгограде. «Мы хорошо знаем почерк преступников, террористов, от рук которых погибло уже много людей в нашей стране, в том числе представителей исламского духовенства», — сказал он. В. Путин попросил почтить минутой молчания память жертв трагедии.
В юбилейных мероприятиях, посвященных 225-летию основания Центрального духовного управления мусульман России в Уфе, принимали участие более 500 человек, это представители около тридцати стран.
Центральное духовное управление мусульман было учреждено указом императрицы Екатерины II в 1788 году. Оно располагалось в Уфе и первое время называлось Уфимским духовным магометанского закона собранием. В 1846 году было переименовано в Оренбургское магометанское духовное собрание, просуществовавшее до 1917 года, когда оно получило новое название — Центральное духовное управление мусульман Внутренней (внутри) России и Сибири. Затем переименовывалось еще несколько раз и, наконец, в 2000 году приобрело сегодняшнее название.