Все новости
Политика
2 Сентября 2013, 21:59

Кого предпочитают избиратели

Центр исследований «Социомаркет» 20 июня, 25 июля и 25 августа по собственной инициативе провел социологический мониторинг электоральных предпочтений избирателей Башкортостана с тем, чтобы определить динамику партийных рейтингов.

Ошибка репрезентативности — 3%. Были опрошены 1 тыс. человек, опрос был «районирован и квотирован по полу и возрасту». Метод сбора информации — уличный опрос.
Социологи задавали один вопрос: «За какую партию вы проголосовали бы на выборах в Госсобрание, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье?».
Выявилась следующая картина (указаны только партии, рейтинг которых превосходит 3%):
Дата замера
20.06
25.07
25.08
ЕР
50.7
53.8
57.7
СР
4.2
4.2
3.6
КПРФ
13.1
2.3
13.7
ЛДПР
6.7
5.9
6.2
Суммарный рейтинг других партий
3.2
2.9
3.2
«Затрудняюсь ответить»
22.1
20.9
15.6
Комментарий директора центра исследований «Социомаркет» Сергея ФОМЕНКО
— Можно ли на основании данных мониторинга сделать вывод о том, кто пройдет в Госсобрание и с каким результатом?
— При наиболее вероятном, так называемом «инерционном» сценарии кампании голоса «затруднившихся» делятся примерно пропорционально текущим рейтингам партий. При таком развитии событий результаты голосования 8 сентября будут выглядеть примерно так:
ЕР
66%
СР
4%
КПРФ
16%
ЛДПР
8%
Таким образом, в парламент, по нашим данным, проходят три партии — ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР. Конечно, если за последние две недели кампании не произойдет ничего неожиданного.
— Чем вы можете объяснить невысокий результат «Справедливой России»? Ведь еще недавно, в 2011 году, СР выступила на выборах в Госдуму довольно убедительно.
— Думаю, что здесь работает федеральный фактор. СР тогда получила хороший результат на волне протеста. А потом «слила» протест: не поддержала протестные акции, исключила из партии лидеров протеста. И сейчас один из лидеров СР, Николай Левичев, на выборах мэра Москвы играет малопочтенную роль доносчика при партии власти: постоянно стучит на оппозиционера Алексея Навального, организует налеты на его штабы. Говорить избирателям одно, а делать другое довольно рискованно. Можно остаться без рейтинга. Что, на мой взгляд, и происходит.
— А новые партии? Ведь некоторые из них ведут довольно активную кампанию. Почему у них такой низкий результат?
— Здесь та же самая федеральная проблема. Число идеологических ниш для партий очень ограничено, и практически все они уже заняты старыми партиями. Центр — ЕР. Левый центр — СР. Левые — КПРФ. Правый центр — ЛДПР. За либералов уже 20 лет не голосуют. Что остается? Разве что «зеленые». Новой партии очень трудно предложить что-то новое, отличное от того, что уже десять раз сказано. Поэтому она должна не просто предъявить ту или иную программу, но и доказать, что она самая сильная в своей идеологической нише — тогда за нее начнут голосовать всерьез. А это можно сделать только на федеральных выборах. Поэтому за редчайшими исключениями ни на одних региональных выборах новые партии не показывают результата. То же происходит и на наших выборах. Рейтинги новых партий находятся на уровне статпогрешности, и даже если их просуммировать, то они все равно близко не подойдут к преодолению 7% барьера.
— Возможен ли отход от инерционного сценария?
— Конечно, последнее и решающее слово остается за избирателями. Но я думаю, что отход от инерционного сценария в последние дни кампании крайне маловероятен. Обычно эти дни проходят в обстановке так называемого рекламного эксцесса, когда все участники выборов массово выкидывают свои агитационные материалы. В результате создается «информационный шторм», в котором избиратель не может (да и не испытывает особого желания) разобраться. Так что если не разогнался за 15 дней до выборов — догонять уже бессмысленно. Единственный фактор мониторинга, который намекает на возможность некоторого отхода от инерционного сценария — сильная положительная динамика рейтинга ЕР за последний месяц. Но даже если этот фактор сработает, это не внесет принципиальных изменений, просто ЕР получит немного больше голосов по сравнению с прогнозом.
— И последнее. Как может отразиться на вашем прогнозе применение так называемого административного ресурса?
— Это вы лучше спросите у тех, кто его намерен применять, если вы таких знаете. Но я, откровенно говоря, в применение «административного ресурса» на этих выборах не очень верю. Партия власти в курсе происходящего, и я не понимаю, зачем им самим ставить под сомнения и портить результат, который для них и без всякого «ресурса» очень и очень неплохой. Скорее, в разговорах об административном ресурсе сегодня заинтересованы партии-аутсайдеры — чтобы оправдать свою неудачу. Не будем забывать, что им еще перед спонсорами предстоит отчитываться.
Читайте нас: