Если человека сто раз назвать свиньей, то на сто первый он захрюкает, говорил легендарный Ходжа Насреддин. Осовременив эту мудрость, можно сказать так: если на город лить грязь, ушат за ушатом, в этой грязи, в конце концов, утонут все горожане.
К чему такой пассаж? Дело в том, что сегодня Уфа все чаще становится объектом исследования различных рейтинговых агентств. Радует, что столица Башкортостана по многим показателям занимает лидирующие позиции среди городов России. Один из свежих примеров — в рейтинге «30 лучших городов для бизнеса-2013», подготовленном международным изданием Forbes, Уфа заняла второе место, подтвердив результат прошлого года. В топ-тридцать вошли мегаполисы с наименьшим административным давлением, доступными финансами и квалифицированной рабочей силой, лояльными к предпринимателям налоговыми чиновниками.
Однако подобные положительные рейтинги внимание средств массовой информации привлекают мало. Казалось бы, вот они, результаты, о которых можно и нужно говорить везде, при любом удобном случае, поскольку это будет иметь эффект снежного кома. Чем больше мы будем писать о подобных достижениях, тем больше инвесторов потянется в Уфу.
К сожалению, средствам массовой информации зачастую интересны совершенно другие рейтинги — те, в которых Уфа находится на более низких позициях. Почему их подхватывают с таким азартом? Неужели нам всем нравится говорить и слушать о том, как вокруг все плохо, как нам чего-то не хватает?
Конечно же, нет. Тем не менее, отдельные СМИ стремятся набрать очки за счет подобных публикаций. А некоторые «деятели» — использовать их в борьбе за власть. Но если они считают, что для достижения подобных целей все средства хороши, то глубоко заблуждаются. Ведь всем нам, независимо от политических взглядов, убеждений, предстоит жить и работать в этом городе.
Не секрет, в последнее время в глобальной сети можно найти сотни рейтингов по различной тематике. И это хорошо. Рейтинг создает предпосылки для здоровой конкуренции. Однако рейтинг рейтингу рознь. И если одним агентствам можно и нужно верить, то к исследованиям других стоит отнестись с определенной долей сомнения.
К сожалению, принцип «кто платит — тот и заказывает музыку» применим и к рейтинговым агентствам, несмотря на всю их кажущуюся независимость и самостоятельность. И еще не факт, что за неким «независимым» учреждением не стоит богатый дядя, который отстегивает энные суммы, для того чтобы кого-то в рейтинге приподнять, а кого-то, наоборот, опустить.
Что может быть эффективнее, чем подпортить имидж своего конкурента! Например, в период предвыборной кампании. Это очень действенный метод, и людей, способных оплатить подобный заказ, очень много. Есть они и в нашем городе.
Второй немаловажный момент. Ориентируясь на тот или иной рейтинг, не забывайте посмотреть, кто его составил. Не хочется никого обидеть, но не каждому агентству дано провести действительно объективное исследование и выдать достойный внимания результат. Это все-таки целая наука. И в ней, как и в любой другой науке, есть корифеи, и есть, извините, малоопытные юнцы, которые только учатся, причем на своих же ошибках.
Рейтинги — штука сложная и многогранная. Их результаты зависят от множества факторов в том числе и от методики расчетов. Например, ИД «Коммерсантъ» регулярно проводит исследование «100 лучших городов России». В 2012 году Уфе отвели в нем 19 место. В 2013-м — лишь 57-е. Но не потому, что произошел спад основных показателей. Поменялась методика: если вчера рейтинговое агентство использовало в своих исследованиях одни показатели, а завтра возьмется за совершенно другие, результаты будут отличаться кардинально. Все зависит от того, какие цели преследует то или иное рейтинговое агентство.
И еще один немаловажный момент. В любом рейтинге важна динамика, показывающая развитие ситуации. К примеру, если в рейтинге по удобству ведения бизнеса в том же Forbes за 2010 год Уфа занимала 19 место, а за два года поднялась до второго — это говорит о многом.
Мы не призываем петь оды Уфе. Критика нужна, но она должна быть конструктивной. Такой, которая сподвигнет власти к поиску решения проблем и к активным действиям.
Чтобы спугнуть крупного бизнесмена, который вроде бы уже вознамерился вкладывать деньги в город, много усилий не надо. Достаточно заронить в нем крупинку сомнения. Например, прочитает он о том, что Уфа по каким-то показателям уступает своим ближайшим соседям — и все, уйдет к ним. Хотим ли мы этого? Вряд ли.
И еще. Проверяйте информацию, пользуясь косвенными признаками! Когда, опираясь на те или иные рейтинги, говорят, что в Уфе низкая покупательская способность населения, это вызывает лишь недоумение. Косвенные признаки свидетельствуют как раз об обратном.
Скажем, спрос на жилье в столице Башкортостана всегда был достаточно высоким. Однако спрос рождает не только предложение. Зачастую он диктует и цены. Средняя цена за квадратный метр строящегося жилья в Уфе сейчас составляет около 50 тыс. рублей.
С одной стороны, такая цифра — повод для республиканских и городских властей принять меры по обеспечению доступности квадратного метра для всех групп населения, включая малообеспеченные, но с другой — это явный показатель уровня благосостояния горожан.
Второе — уровень автомобилизации. По прогнозам социально-экономического развития города, в ближайшие 7 — 8 лет количество личного автотранспорта в Уфе удвоится. Уже сегодня в столице Башкортостана зарегистрировано более 350 тысяч машин. На 1 тыс. жителей города приходится 340 единиц автотранспорта, иначе говоря, собственный автомобиль есть у каждого третьего. Это средний европейский уровень автомобилизации. Для сведения: в среднем по Приволжскому федеральному округу на 1 тыс. жителей приходится около 220 легковых автомобилей, по России — порядка 250.
И третье. В Уфе активно развивается бизнес в сфере фитнеса. Согласно исследованиям аналитического центра «Эксперт-Урал», Башкортостан по объему платных услуг в сфере физической культуры и спорта уступает только Свердловской и Тюменской областям. Вдумайтесь, кто посещает фитнес-центры? Тот, кто ведет спокойную и размеренную жизнь, имеет достаточно высокий заработок и, простите, боится обрасти жирком. Этот тот самый средний класс, о котором в последнее время часто говорят в России.
Каков вывод из всего вышесказанного? Во-первых, давайте доверять исследованиям признанных рейтинговых агентств, которые на деле доказали свою объективность. Во-вторых, не стоит заниматься самобичеванием, нам нужна здоровая, конструктивная критика. Если мы будем постоянно говорить о том, что у нас все плохо, через пару-тройку лет все так и станет. В-третьих, посмотрите вокруг, и вы увидите прекрасный город, в котором действительно происходит много позитивных преобразований. Город, в котором хочется жить. Ведь не зря Уфа занимает второе место по удобству проживания в целом по России и первое — среди городов-миллионников. Это объективный результат объективного исследования. Тот результат, опираясь на который, мы создаем предпосылки для дальнейшего динамичного развития.